Эмоционально-нравственное развитие студентов на уроках литературы
статья по литературе (10, 11 класс) по теме

В своей статье хочу поделиться опытом проведения уроков-соревнований, а также привожу примеры других приемов, направленных на развитие эмоционально-нравственной сферы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоционально-нравственное развитие студентов на уроках литературы»

        Одним из сильнейших факторов по воздействию на человека считается искусство слова. Классики русской художественной литературы веками стремились «сеять разумное, доброе, вечное», убеждали читателя в том, что «красота спасет мир», побуждали человека задуматься над вечными ценностями. Но, к сожалению, сегодняшние подростки не любят и не хотят читать. И это еще полбеды. Молодые люди стремятся к материальным благам, а про нравственные ценности зачастую и не думают – вот что волнует в первую очередь! Как «развернуть» ребят к человеку, научить их слышать друг друга, сопереживать, реагировать на чужие радости и горести?

        Методов и способов много. Каждый из нас, преподавателей, пробует и ищет что-то свое, что-то эффективное и интересное. На мой взгляд, игровые ситуации на уроках помогают решать обозначенную проблему. Становясь на место литературного героя  или высказываясь от его имени, студент «погружается» в атмосферу произведения: в тот период времени, в те социальные условия, в те межличностные отношения; он «примеряет» на себя состояние персонажей и ситуации, в которых они оказались. Такой прием не только знакомит ребят с произведением, позволяет понять его смысл, но и учит молодых людей эмоционально реагировать, высказывать свое отношение, формирует представления о нравственности.

         Например, обобщающий урок по пьесе А. Н. Островского «Гроза» я провожу в форме суда над виновниками гибели Катерины. Персонажи пьесы, которые явно или косвенно виновны в гибели главной героини, распределяются между студентами, также дается задание подготовить речь защитника или обвинителя, найти факты и аргументы в пьесе (цитаты). Урок можно полностью инсценировать или использовать только ролевые выступления. В конце занятия делается вывод о причастности каждого персонажа к самоубийству Катерины, и, таким образом, ребята осознают социально-нравственные проблемы этого произведения, и уже не слышно высказываний типа: «Она сама виновата!». В качестве рефлексии можно предложить мини-сочинение «Смысл названия пьесы».

   Роль критиков (или цензоров) журналов демократического и реакционного направлений студенты играют на уроке «Гражданская лирика Некрасова», где они должны объяснить, подходит ли стихотворение («Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Песня Еремушке» и др.) для его журнала, можно ли его печатать.

         Знакомя ребят с поэзией «серебряного века», предлагаю им объединиться в микрогруппы и представить свое направление (символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия), а также оценить стихи представителей других направлений.

         Еще один вариант игровой ситуации: студент от лица литературного героя высказывается о другом персонаже, выражает свое отношение к нему и оценивает его поступки (устно или письменно), например: Базаров – об Одинцовой, Аркадий Кирсанов - о Базарове; Андрей Болконский – о Пьере Безухове, о Наташе Ростовой и т. д.

        Кроме игровых ситуаций, задачу нравственного и эмоционального развития успешно решают  уроки-соревнования, которые особенно нравятся учащимся. Но эта форма требует тщательной подготовки, последующей коррекции и большой отдачи преподавателя. Дух соревнования заставляет студентов работать слаженно, эффективно, быстро; они учатся не только анализировать произведение или его отрывки, грамотно высказываться, но и слушать друг друга, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения.

         Команды (микрогруппы) по 5-6 человек иногда формируются произвольно, а иногда я сама объединяю ребят так, чтобы возможности команд были примерно одинаковы. Члены команд решают, кто из них будет писать ответы, кто следить за временем, кто отвечать устно, а также придумывают название своей команде. Себе я выбираю помощника из числа успевающих студентов, в обязанности которого входит оценивать ответы команд (вместе с преподавателем) и вести учет заработанных баллов на доске. Специально оговариваются условия соревнования: соблюдение дисциплины, уважение к чужому мнению, время на обдумывание и др.

        В такой форме я чаще провожу обобщающие уроки после изучения романов и пьес. В качестве примера приведу урок по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» - «Судьба вишневого сада», Одной из задач которого является формирование культуры поведения и общения, а также представления о духовных ценностях.

        В начале занятия, после распределения ребят по микрогруппам и объяснения условий соревнования, объявляю цель урока:  понять, как судьбы главных героев связаны с судьбой вишневого сада, почему погиб вишневый сад, в чем смысл названия пьесы.

       Далее – конкретные вопросы для обсуждения в командах:

  1. Как сложились судьбы дворян – хозяев поместья (их прошлое, настоящее и будущее)? Команды пишут ответы на листках, затем оценивается правильность ответов, выслушиваются дополнения, выставляются баллы.
  2. Как сложилась судьба купца Лопахина? (ответы – обсуждение – баллы).
  3. Как сложилась судьба вишневого сада? (ответы – обсуждение - баллы).
  4. Как связаны судьбы главных героев с судьбой сада? Какую можно отметить закономерность? (ответы – обсуждение - баллы).  
  5. Что значит вишневый сад для героев пьесы (привести цитаты)? Герои пьесы распределяются между командами: Раневская, Гаев, Лопахин, Фирс, Петя Трофимов; представители команд выступают устно – обсуждение - баллы.
  6. Почему погиб вишневый сад? (ответы – обсуждение – баллы).
  7. Почему Чехов определил жанр этой пьесы как лирическая комедия? (ответы – обсуждение - баллы).
  8. Какой смысл вкладывал Чехов в название этой пьесы? Представители команд выступают устно – обсуждение – баллы (последний вопрос можно задать как тему для мини-сочинения).

        По ходу урока  студенты ведут записи в тетради, в конце подводятся итоги соревнования, выставляются оценки (вручаются призы), работа помощника также оценивается. Почти всегда ребята довольны результатами, им нравится работать в неформальной обстановке, бывает, уходя с урока, они еще продолжают спорить  или обсуждать свои ответы.

          Уроки-соревнования можно проводить и при изучении новой темы, но с условием, что главы произведения будут прочитаны дома. Иначе придется читать текст  прямо на уроке, а это осилит не каждый студент. Вот темы таких уроков: «Конфликт отцов и детей», «Разночинец Базаров и аристократка Одинцова», «Двойники Раскольникова», «Семья Болконских», «Судьбы обитателей ночлежки» и др.

         Как уже было сказано, форм и приемов существует много. Важно, чтобы на уроках литературы учащиеся не «проходили» Тургенева, Толстого или Чехова, а чтобы они размышляли, спорили, сопереживали героям, взаимодействовали друг с другом и с преподавателем, а самое главное – становились людьми!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.

В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления...

ДУХОВНО-НРАВТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Процесс обучение  в системе образования – это обучение разным  дисциплинам, которые существуют независимо  друг от друга: русский язык, математика, биология, иностранный язык, физ...

«Метапредметный подход в обучении студентов на уроках литературы»

Целью создания метапредметов и метапредметных технологий является создание нового типа сознания обучающегося и преподавателя. Такой тип сознания информационно не ограничивается рамками определенного у...

Формирование метапредметных компетенций в обучении студентов на уроках литературы

В статье освещается проблема формирования метапредметных компетенций в процессе литературного образования студентов. Данная проблема рассматривается в разных аспектах в рамках некоторых учебных дисцип...