Проблема смыслового чтения
статья по литературе на тему

Иванова Анна Александровна

В данной статье автор рассматривает проблему смыслового чтения и педагогические технологии, применение которых наиболее эффективно для развития умений смыслового чтения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_smyslovogo_chtenia.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема смыслового чтения

Иванова Анна Александровна

Учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа №455 Санкт-Петербурга

Согласно ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение. Таким образом, на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Итоги исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) за последние несколько лет (2000-2012) указывают на достаточно низкий уровень читательской грамотности российских школьников (Приложение 1). Поскольку навык чтения – фундамент всего последующего образования, проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Чтение – это многофункциональный процесс, направленный на смысловое восприятие, понимание, извлечение информации из текста. В современной образовательной среде появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Авторы пособия для учителей «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. выделяют действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Несомненно, для предметов гуманитарного цикла проблема смыслового чтения является наиболее значимой. Наибольшая работа с текстом, несомненно, ведется на уроках русского языка и литературы.

Для развития умений смыслового чтения, на мой взгляд, наиболее эффективно применение следующих педагогических технологий:

  • технология развития критического мышления;
  • технология проведения дискуссий;
  • технология дебатов;
  • исследовательская деятельность учащихся;

На уроках должны проводиться все три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Во время предтекстовой работы учитель должен развить умения предполагать, предвосхищать, прогнозировать содержание текста, например по заглавию. Главная цель учителя, которую он должен достичь для решения проблемы смыслового чтения, это довести детей до третьего уровня понимания текста, который предполагает осознание читателем настроения произведения, авторской позиции, а также осознание собственного отношения к тому, что написано и как написано. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Смысловое чтение предполагает  владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего,  являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение именно в данном тексте. Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Процесс чтения состоит из трёх фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников.

В выше названном пособии авторы предлагают несколько полезных заданий для развития умений смыслового чтения. Это такие задания как: «Диалог с текстом», «Учимся задавать вопросы», «Эпиграф», «Создаем сказку». На уроках русского языка можно использовать задания «Пословицы», «Озаглавливание текста».

Список литературы

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Апальков В.Г. Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций [Электронный ресурс] // URL: http://www.gazpromschool.ru/teachers/pedsovet/img12_13/pedsovet15_12_2012_apalkov.pdf

3. Логвина И., Рожественская Л. Формирование навыков функционального чтения: книга для учителя. – Тарту, 2012.

Приложение 1

Итоги исследований PISA

Год

Количество стран-участниц

Балл России

Место России

2000

32

462

27-29

2003

40

442

32-34

2006

57

440

37-40

2009

65

459

41-43

2012

65

475

38-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Стратегия смыслового чтения: проблемы и шаги решения

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...