Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Учимся сочинять сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Липаева Ирина Владимировна

Разработка содержит материалы, которые можно использовать при обобщении изученного о волшебных сказках, а также для подготовки написания своей сказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_sochinyat_skazku.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Литература

 Технологическая карта урока

Тема «Учимся сочинять сказки»

Разработка учителя руского языка и литературы Липаевой Ирины Владимировны.

Тема

Учимся сочинять сказки

Цель темы

закрепление изученного о русских народных сказках, подготовка к написанию своей сказки

Основное содержание темы,

термины и понятия

1). На примере русских народных сказок вспомнить жанровое своеобразие и композиционные особенности сазок.
2). Сформировать представление о структуре волшебной сказки.
3). Помочь подготовиться к сочинению своей сказки,
 изготовлению книжки-малышки  .

Термины: волшебная сказка, композиция, зачин, концовка, постоянные эпитеты.

Планируемый результат

Повторить признаки сказки, подготовить к написанию свое сказки.

Предметные умения

УУД

Закрепить знание о сказке вообще и о структуре волшебной сказки.

Личностные: формировать умения делать выводы, формировать умения сравнивать и сопоставлять, формировать умение работать в паре.         

Познавательные: закрепить знания об особенностях русских народных сказок, познакомить со структурой волшебной сказки.

 Коммуникативные: формировать умение сочинять сказки.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Форма работы

Ресурсы

Изобразительное искусство. Русский язык. Технология.

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Учебник. Литература. 5 класс. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва. Сборники русских народных сказок.

    Презентация «Русские народные сказки».


I этап. Мотивация к деятельности

Цель — мотивировать учащихся        на        работу        по теме;                определить цели урока

Проблемная ситуация. 2-й  слайд презентации.

Учитель предлагает учащимся рассмотретть иллюстрации на слайде презентации (репродукции к сказкам)

 и ответить на вопрос?

- К каким произведениям УНТ представлены иллюстрации на слайде? (к сказкам)

    - Какая иллюстрация в каждом ряду лишняя? Объясните, почему? (Иллюстрируют разные виды сказок    

  Волшебные и о животных)

    - Какая группа сказок не представлена на рисунках? (Бытовых)

Целеполагание.

 Учитель задаёт вопросы

- Ребята, как думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Что предстоит вспомнить? Повторить?

    Примерный вывод после ответов учащихся озвучивает учитель:

-  Сегодня на уроке мы обобщим все знания о русских народных сказках, а, главное, попробуем подготовиться к написанию собственной сказки, взяв за образцы известные вам народные сказки. Помогут и знания об особенностях построения сказок, их специфике.

II  этап.  Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Закрепление знаний о русских народных сказках, подготовка к написанию сказки

Деятельность учащихся

Цель — повторить признаки русских народных сказок, активизировать деятельность учащихся.

 

1). Итак, сегодня мы будем учиться сочинять свою сказку. Но не любую, волшебную. А для этого нужно вспомнить какими признаками обладает сказка вообще и уточнить, какими конкретными признаками обладает волшебная сказка.

1. Повторение. Признаки сказок.

Слайд № 3

  1) - Выберите из перечисленных признаков только те, которые относятся к волшебным сказкам (Главные герои – животные, совершается волшебство, смекалка и находчивость человека, наличие волшебных помощников, зачин, волшебные формулы, постоянные эпитеты)

 - Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания?

 

 2) Сочинить сказку не так-то просто, но если знать, как устроена сказка, то можно и попробовать...

   Слайд 4. Обязательные композиционные компоненты сказки

Зачин  -

Кульминация –

Концовка –

  - Назовите известные вам формулировки зачинов. (Жили-были.....В некотором царстве, в некотором государстве), концовок....

  Парная работа:  Придумайте продолжение зачина .... (карточки)

   - Зачитайте свои варианты. Ребята, почему зачины, которые вы придумали , так похожи

   Слайд 5. Постоянные эпитеты

 

 - Подберите к словам постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках:  поле, девица, молодец,  вода, земля, море, волк, лиса, заяц

 

- Ответы на вопросы учителя.

- Вспоминают и выбирают нужное.

- Делают выводы о том, что волшебные сказки обладают особыми признаками.

Отвечают на вопросы.

- Работают в парах

- Дают ответы.

- Соревнуются, кто больше вспомнит примеров постоянных эпитетов из сказок.


Цель — научить школьников делать выводы и прогнозы.

Цель – познакомить учашщихся со структурой волшебнойсказки.

- Традиционными являются и сказочные формулы, которые как раз встречаются в волшебных сказках. Вспомните, какие сказочные формулы вы встречали и продолжите их.

Слайд 6. Сказочные формулы

 

Продолжите сказочную формулу.

Скоро сказка сказывается, .........

 Избушка-избушка, повернись ко мне......

 Ни в сказке сказать, .......

 Долго ли, коротко ли, ...........

- Такие устойчивые выражения и фразы в волшебной сказке могут повторяться несколько раз.

- Как вы думаете, какие из этих сказочных формул могут повторятся в одной и той же сказке? И это будет уместно.

  Такого рода  выражения помогали сказителям в старину запоминать сказки.

Слайд 7. Троекратные повторы

     - Какие повторы, свзанные с числом три, встречаются в сказке «Царевна лягушка?»

   Примеры: три сына, три стрелы, три испытания для невесток царя, три пары железных сапог, три железных хлеба.

- Как вы думаете, ребята, мы уже достаточно знаем, чтобы стать сказочником и написать волшебную сказку?

2. Знакомство со структурой волшебной сказки.

-А я думаю, что не совсем, чтобы сочинить волшебную сказку нужно ещё знать её особое устроение.

(Для ребят подготовлены памятки «Как устроена волшебная сказка»)

.

- Называют продолжение сказочных формул.

- Ответы на вопросы.

- Ответы на вопросы учителя.

- Формулирование обобщений и выводов.

- Отвечают на вопрос. Вспоминают содержание сказки «Царевна лягушка».

         Памятки для учащихся

«Как устроена волшебная сказка»

1. В основе лежит запрет.

2. Герой нарушает запрет.

3.Последствия нарушения запрета.

4.Испытания, через которые проходит герой.

5. Волшебные помощники.

6. Победа добра над злом.


 

Цель  обучение анализу волшебной сказки. На примере сказки «Царевна-лягушка», подготовка к написанию сказки.

Слайд 8.    Структура волшебной сказки.

  1.  В основе лежит запрет.
  2. Герой нарушает запрет.
  3. Последствия нарушения запрета.
  4.  Испытания, через которые проходит герой.
  5. Волшебные помощники.
  6. Победа добра над злом.

3. Анализ волшебной сказки

- Попробуем разобрать сказку «Царевна-лягушка», опираясь на эти признаки и определить, является ли она волшебной.

Слайд 9. Запрет в сказке «Царевна-лягушка»

- Какой запрет лежит в основе сказки?

   Слайд 10. Нарушение запрета в сказке «Царевна-лягушка»

- Кто в сказке нарушает запрет?

  Слайд. 11. Послелствия нарушения запрета в сказке «Царевна-лягушка».

- Каковы последствия нарушения запрета в сказке?

 (Иллюстрации на слайде)

Слайд. 12.  Испытания, через которые проходит герой в сказке «Царевна-лягушка»

 - Вспомните и расскажите, через какие испытания проходит Иван-царевич, разыскивает и спасает свою возлюбленную.

Слайд 13. Волшебные помощники в сказке «Царевна-лягушка»

- Какая же волшебная сказка без волшебных помощников? Вспомните, каке были в сказке? А какие ещё бывают, в других сказках?

 - Ответы учащихся (Нельзя избавляться раньше указанного срока от лягушечьей кожи.)

- Ответы учащихся    (Иван-царевич, воспользовавшись ситуацией, когда Василиса скинула лягушечью кожу и обратилась в прекрасную девицу, сжёг ненавистную кожу...)

- Ответы учащихся.

 

 - Учащиеся эпизодично пересказывают приключения Ивана-царевича.

  - Ответы учащихся:старичок-лесовичок, клубок, лесные звери, волшебная куколка, зеркальце, серый волк.

III этап. Рефлексия

Цель — определить сформировано ли представление о волшебной сказке и её признаках, степень подготовленности к написанию своей сказки.

4. Подведение итогов урока

- Ребята, чем занимались на сегодняшнем уроке?

- С какой целью мы вспоминали признаки сказки и то, как она устроена?

- Теперь вы сможете попробовать сочинить свою сказку?

Слайд 14.

- Когда будете сочинять сказку, помните об известной русской пословице «Сказка - ложь, да в ней намёк».

IV этап. Домашнее задание

Цель – развитие творческих способностей учашихся.

Слайд 15. Сочините свою волшебную сказку. Оформите её как книжку малышку. Проиллюстрируйте свою сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации урока литературы

Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева

Урок построен по технологии педагогические мастерские....

Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»

Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова

https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...