Урок внеклассного чтения в 8 классе по теме: «Мистическое и реальное в рассказе И.С. Тургенева «Собака».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Пугачева Ирина Григорьевна

 

Тип: обобщение и систематизация прочитанного материала.

Оборудование: компьютерная презентация, задания для групп, музыкальное сопровождение, текст рассказа на каждом столе, листы с толкованием слов.

Цель урока: выяснить, что есть мистического и реального в рассказе И.С. Тургенева «Собака».

Задачи:                    

  1. обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в рассказе;
  2. развитие умений давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
  3. развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать.

 

Тип урока: урок формирования новых знаний

Урок формирования новых знаний конструируется в форме проблемного урока, учащиеся работают в группах.

 

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории литературы.

Метапредметные результаты (включают освоение обучающимися основ читательской компетенции  и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)).

Основы читательской компетенции

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация информации

Оценка информации

 

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

-находить в тексте требуемую информацию

- интерпретировать текст:  делать выводы из сформулированных посылок.

 

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученной информации.

 

Регулятивные УУД

- Умение самостоятельно определять цели обучения;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

      Познавательные УУД

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 

 - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

       Коммуникативные УУД

- определять возможные роли в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника. 

Предметные результаты:

-определять тему и основную мысль текста, понимать и интерпретировать содержащуюся в нём информацию;

-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических материалов,

посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Номинация: Лучшая методическая разработка урока по творчеству И.С. Тургенева.

Тема: «Мистическое и реальное в рассказе  И.С. Тургенева «Собака»

Класс: урок внеклассного чтения в 8 классе

ФИО участника: Пугачева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы.

Юридическое название образовательной организации: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ерцевская средняя школа» (МБОУ «Ерцевская СШ»)

Урок   внеклассного чтения в 8 классе. (Слова в конспекте выделены для учителя)

Тема урока:   «Мистическое и реальное в рассказе  И.С. Тургенева «Собака».

Тип: обобщение и систематизация прочитанного материала.

Оборудование: компьютерная презентация, задания для групп, музыкальное сопровождение, текст рассказа на каждом столе, листы с толкованием слов.

Цель урока: выяснить, что есть мистического и реального в рассказе И.С. Тургенева «Собака».

Задачи:

  1. обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в рассказе;
  2. развитие умений давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
  3. развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Урок формирования новых знаний конструируется в форме проблемного урока, учащиеся работают в группах.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории литературы.

Метапредметные результаты (включают освоение обучающимися основ читательской компетенции  и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)).

Основы читательской компетенции

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация информации

Оценка информации

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

-находить в тексте требуемую информацию

- интерпретировать текст:  делать выводы из сформулированных посылок.

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученной информации.

Регулятивные УУД 

- Умение самостоятельно определять цели обучения;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

      Познавательные УУД

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;  

 - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

       Коммуникативные УУД

- определять возможные роли в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника.  

Предметные результаты:

-определять тему и основную мысль текста, понимать и интерпретировать содержащуюся в нём информацию;

-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, настрой на урок)
  2. Подведение к теме урока. (Слайд 1)
  • Что вы знаете об И.С. Тургеневе из его биографии? (Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений).
  • Какие произведения И.С. Тургенева Вам известны? («Бежин луг», «Бирюк» («Записки охотника»), «Ася», «Стихотворения в прозе»)
    Какие темы прослеживаются в произведениях И.С. Тургенева? (Что такое человек и какое его место и предназначение в обществе и на земле, что такое любовь, добро, правда, красота в  искусстве и в жизни)
  • Какие вопросы у вас возникли при чтении рассказа?
  • Послушайте музыку, на какие мысли она вас наводит? (Слайд 1- слушают разную  музыку)
  • Как можно связать эту музыку с рассказом «Собака»? (мистическое и реальное)
  • Что мы должны выяснить? (Как проявляется мистическое и реальное в рассказе «Собака»?)
  1. Определение темы, цели, задач урока.

Проговариваем тему урока: «Мистическое и реальное в рассказе И.С. Тургенева «Собака».

Цель: выяснить, что есть мистического и реального в рассказе И.С. Тургенева «Собака».

Что мы должны сделать, чтобы это выяснить?

  1. обобщить сведения о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в рассказе;
  2. анализировать текст, лексические средства, сравнивать делать вывод.

Учитель: (Слайд 2) Произведения Ивана Сергеевича Тургенева, написанные в 60-годы XIX века, отличаются некоей склонностью к мистицизму. Это сбивало с толку друзей и критиков, которые считали писателя реалистом, человеком, с удивительной точностью описывающим все тонкости реального мира. Произведения позднего периода творчества писателя отличаются наличием сверхъестественного в жизни обычного человека. Критики назвали их «Таинственные повести».

Современники предполагали, что «Таинственные повести» стали результатом личного опыта, полученного писателем в собственной жизни.

- Дома вы прочитали рассказ, назовите героев рассказа «Собака» (Слайд 3,4)

Учащиеся делятся на 6 групп, выполняют задания, делают вывод (10 минут).

Группа 1 (Слайд 5)

Дайте характеристику Порфирию Капитоновичу из текста.

От кого и каким образом спас Трезор своего хозяина? (от бешеной собаки)

— А я, признаюсь, согласиться не могу, потому что со мной самим произошло нечто сверхъестественное, — проговорил мужчина среднего роста и средних лет, с брюшком и лысиной, безмолвно до тех пор сидевший за печкой. Взоры всех находившихся в комнате с любопытством и недоуменьем обратились на него — и воцарилось молчанье. Этот мужчина был небогатый калужский помещик, недавно приехавший в Петербург. Он некогда служил в гусарах, проигрался, вышел в отставку и поселился в деревне. Новейшие хозяйственные перемены сократили его доходы, и он отправился в столицу поискать удобного местечка. Он не обладал никакими способностями и не имел никаких связей; но он крепко надеялся на дружбу одного старинного сослуживца, который вдруг ни с того ни с сего выскочил в люди и которому он однажды помог приколотить шулера. Сверх того он рассчитывал на свое счастье — и оно ему не изменило; несколько дней спустя он получил место надзирателя над казенными магазинами, место выгодное, даже почетное и не требовавшее отменных талантов: самые магазины существовали только в предположении и даже не было с точностью известно, чем их наполнят, — а придумали их в видах государственной экономии. Антон Степаныч первый прервал общее оцепенение.— Как, милостивый государь мой! — начал он, — вы не шутя утверждаете, что с вами произошло нечто сверхъестественное — я хочу сказать: нечто не сообразное с законами натуры?— Утверждаю, — возразил «милостивый государь мой», настоящее имя которого было Порфирий Капитоныч….

…— У меня, господа, как вам, вероятно, известно — а может быть, и неизвестно — небольшое именье в Козельском уезде. Прежде я извлекал из него некоторую пользу — но теперь, разумеется, ничего, кроме неприятностей, предвидеть нельзя. Однако побоку политику! Ну-с, в этом самом именье у меня усадьба «махенькая»: огород, как водится, прудишко с карасишками, строения кой-какие.

Вывод: Трезор защищает своего хозяина, преданный Трезор спасает Порфирия Капитоныча ценой своей жизни и даже дважды.

Группа 2

Что необычного происходило в доме Порфирия Капитоныча? (ночью слышал необычные звуки)

Как объяснил слуга Филька появление звуков в комнате хозяина? (наваждение)

Почему Порфирий Капитоныч не стал по ночам гасить свечу? Сколько времени продолжались звуки? (Собака – «ведь зла она мне не делает», 6 месяцев)

Зачем Порфирий Капитоныч оставил у себя в гостях Василия Васильевича? (убедиться, что звуки собаки слышит не только он)

Как себя ведёт Василий Васильевич? (испугался - докажите текстом)

 Я подождал маленько и тоже погасил свечку. И представьте: не успел я подумать, что, мол, теперь какой карамболь произойдет? как уже завозилась моя голубушка. Да мало что завозилась: из-под кровати вылезла, через комнату пошла, когтями по полу стучит, ушами мотает, да вдруг как толкнет самый стул, что возле Василия Васильевичевой кровати! «Порфирий Капитоныч, — говорит тот, и таким, знаете, равнодушным голосом, — а я и не знал, что ты собаку приобрел. Какая она, легавая, что ли?» — «У меня, говорю, собаки никакой нет и не бывало никогда!» — «Как нет? а это что?» — «Что это? — говорю я, — а вот зажги свечку, так сам узнаешь». — «Это не собака?» — «Нет». Повернулся Василий Васильич на постели. «Да ты шутишь, чёрт?» — «Нет, не шучу». Слышу я: он чёрк, чёрк спичкой, а та-то, та-то всё не унимается, бок себе чешет. Загорелся огонек... и баста! След простыл! Глядит на меня Василий Васильич — и я на него гляжу. «Это, говорит, что за фокус?» — «А это, — говорю я, — такой фокус, что посади ты с одной стороны самого Сократа, а с другой Фридриха Великого, так и те ничего не разберут». И тут же я ему всё в подробности рассказал. Как вскочит мой Василий Васильич! Словно обожженный! В сапоги-то никак не попадет. «Лошадей! — кричит, — лошадей!» Стал я его уговаривать, так куда! Так и взахался. «Не останусь, кричит, ни минуты! — Ты, значит, после этого оглашенный человек! — Лошадей!..»

Вывод: человек, столкнувшись с непонятным явлением, должен сохранять благоразумие и здравомыслие, а не в коем случае не паниковать. В необъяснимых ситуациях надо оставаться человеком разумным и предпринять все возможные действия для разрешения проблемы, что и сделал главный герой.

Группа 3

Кто такой Федул Иванович? (старичок из раскольников)

Почему Федул Иванович был «почтенным старичком»? (пользовался уважением других)

Как Федул Иванович объясняет то, что слышит по ночам Порфирий Капитоныч?

Куда и зачем Федул Иванович отправляет Порфирия Капитоныча?

 Справка.  Раскольники - Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный раскол в 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими. Приверженцы старых обрядов, впоследствии получившие название «старообрядцы» (крестились двумя пальцами)

…Повозился старик за перегородкой и вошел ко мне со свечкой, тоненькой-претоненькой, из желтого воску; и удивился же я, на него глядючи! Сам весь шершавый, уши мохнатые, глаза злобные, как у хорька, на голове шапонька белая войлочная, борода по пояс, тоже белая, и жилет с медными пуговицами на рубахе, а на ногах меховые сапоги — и пахнет от него можжевельником. Подошел он в этаком виде к образам, перекрестился три раза крестом двуперстным, лампадку засветил, опять перекрестился — и, обернувшись ко мне, только хрюкнул: объясняй, мол! И тут я ему, нимало не медля, всё обстоятельно сообщил. Выслушал все мои объяснения старина и хоть бы словечко проронил: только знай головой потряхивает. Присел он потом, этта, ко мне на кроватку — и всё молчит. Чешет себе грудь, затылок и прочее — и молчит. «Что ж, — говорю я, — Федул Иваныч, как ты полагаешь: наваждение это какое, что ли?» Старик посмотрел на меня. «Что выдумал! наваждение! Добро бы у тебя, табашника, — а то здесь! Ты только то сообрази: что тут святости! Наваждения захотел!» — «А коли это не наваждение — так что же?» Старик опять помолчал, спять почесался и говорит наконец, — да глухо так, потому усы в рот лезут: «Ступай ты в град Белев. Окромя одного человека, тебе помочь некому. И живет сей человек в Белеве, из наших. Захочет он тебе поспособствовать — твое счастье; не захочет — так тому и быть». — «А как мне его найти, человека сего?» — говорю я. «Это мы тебя направить можем, — говорит, — а только какое это наваждение? Это есть явление, а либо знамение; да ты этого не постигнешь: не твоего полета. Ложись-ка теперь спать, с батюшкой со Христом; я ладанком покурю; а на утрие мы побеседуем. Утро, знаешь, вечера мудренее».

Вывод: Порфирий Капитоныч ищет ответ на интересующий его вопрос. Ответ находит у людей, которые верят в Бога.

Группа 4

Кто такой Прохорыч? Опишите внешность и его жилище. (старец)

Как себя чувствует Порфирий Капитоныч у Прохорыча? (робеет, боится -подтвердите текстом)

Что советует Прохорыч? (приобрести собаку)

Кому советует поклониться старец, кто они такие? (Соловецкие Зосим и Савватий)

…Он обернулся — и доложу вам поистине: этаких проницательных глаз я отроду не видывал. А впрочем, всё лицо с кулачок, бородка клином, и губы ввалились: старый человек. «Я такой-то, — говорит, — что вам надобе?» — «А вот, мол, что мне надобе», — да и грамоту ему в руку. Он посмотрел на меня пристально таково да и говорит: «Пожалуйте в комнату; я без очков читать не могу». Ну-с, пошли мы с ним в его хибарку — и уж точно хибарка: бедно, голо, криво; как только держится. На стене образ старого письма, как уголь черный: одни белки на ликах так и горят. Достал он из столика железные круглые очки, надел себе на нос, прочел грамотку да через очки опять на меня посмотрел. «Вам до меня нужда имеется?» — «Имеется, говорю, точно». — «Ну, говорит, коли имеется, так докладывайте, а мы послушаем». И представьте вы себе: сам сел и платок клетчатый из кармана достал и у себя на коленях разложил — и платок-то дырявый — да так важно на меня взирает, хоть бы сенатору или министру какому, и не сажает меня. И что еще удивительнее: чувствую я вдруг, что робею, так робею... просто душа в пятки уходит. Нижет он меня глазами насквозь, да и полно!...

…Потом он опять губами пожевал, нахмурился, палец уставил да и говорит: «Иконе святой поклонитесь, честным преподобным соловецким святителям Зосиме и Савватию». Я поклонился в землю — и так уж и не поднимаюсь; такой в себе страх к тому человеку ощущаю и такую покорность, что, кажется, что́ бы он ни прикажи, исполню тотчас же!.. Вы вот, я вижу, господа, ухмыляетесь, а мне не до смеху было тогда, ей-ей. «Встаньте, господин, — проговорил он наконец. — Вам помочь можно. Это вам не в наказание наслано, а в предостережение; это, значит, попечение о вас имеется; добре, знать, кто за вас молится. Ступайте вы теперь на базар и купите вы себе собаку-щенка, которого вы при себе держите неотлучно — день и ночь. Ваши виденья прекратятся, да и, кроме того, будет вам та собака на потребу». Меня вдруг точно светом озарило: уж как же мне эти слова полюбились!...

Справка: Зосим и Савватий Соловецкие - два эти человека никогда не встречались друг с другом, но тем не менее в памяти русских людей и в церковной традиции имена преподобных Зосимы и Савватия навсегда связаны друг с другом, церковь чтит их как основателей знаменитого Соловецкого монастыря.

Вывод: Порфирий Капитоныч сумел найти того, кто объяснил ему причину сверхъестественного явления, и также сумел правильно воспользоваться предостережением, данным ему свыше. Странные и непонятные явления, которые могут случится в жизни каждого — это, возможно, знаки, которых не стоит пугаться. А использование полученной информации и предостережения полученные, пусть и не обычным путём, способны решить некоторые жизненные проблемы.

Группа 5 (группа работает с полным текстом, при распределении обязанностей каждый работает над своим вопросом)

В чем особенность словарного состава рассказа И.С. Тургенева «Собака»? (работа с произведением, доказать текстом)

- пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, просторечные слова, синтаксис, эпитеты, неполные отчества (ну-с, карамболь произойдёт, баста,  всё как рукой снимает, след простыл, оглашенный человек, ты-де не благодарен, маслом разит, принял муки, нимало не медля, этого не постигнешь: не твоего полёта, что надобе, точно светом озарило, я такую штурму поднял, солоно показалось путешествие, заморские собаки престрашные, «дурной» запах почуял, Степаныч, Капитоныч (автор ко всем героям относится одинаково, судя по отчеству). Предложения короткие, особенно при беседе со старцами, Порфирию Капитонычу неловко, страшно, плохо себя чувствует, испытывает страх). Вывод: данный лексический состав говорит о непосредственной обстановки происходящего, общение между людьми разных сословий.

- в чем сходство отношения в городе к Порфирию Капитонычу и Порфирия Капитоныча к своему слуге? (зеркальное: в городе Антон Степаныч относится полупрезрительно, полуснисходительно к Порфирию Капитонычу, на какой-то период времени видит в нём гусара; так же и Порфирий Капитоныч к своему слуге, называет его ротозей, дурак, «что ты зубы скалишь» и здесь же называет его «голубушка»).

Выводы: Вопросы отношений между людьми волновали И.С. Тургенева в его творческой деятельности, всегда был за уважение ко всем слоям общества – можно отнести к вопросам политики.

Группа 6. (Слайд 6) (группа работает с полным текстом, при распределении обязанностей каждый работает над своим вопросом)

- Как объясняет Антон Степаныч понятие «сверхъестественное», какими образами представлено сверхъестественное? (сверхъестественное – не сообразное с законами натуры; образ собаки ночью в доме Порфирия Капитоныча, свеча, иконы, лампадка, бабка из Ефремовского уезда). Посмотрите толкование слова «сверхъестественное» и сравните: согласны ли вы с Антон Степанычем.

- Кажется, что И.С. Тургенев не затрагивает вопросов политики в данном рассказе, но это не так, докажите: кто такой Антон Степаныч (статский советник, служил в «мудрёном департаменте», пользовался всеобщим уважением, «влепили станислашкку» (1,2 абзац рассказа), г. Финиплантов «поддакнул «фистулой»» - отсюда отношение автора к данным героям. Порфирий Капитоныч?  - калужский помещик Козельского уезда, затем надзиратель над казёнными магазинами (3 абзац), магазины существовали только в предположении, придумали их в видах государственной экономии.

 (Автор критикует власть, одёргивая себя: «Однако побоку политику!». И.С Тургенев беспокоится о будущем России даже в этом мистическом рассказе о вопросах обмана, несправедливости).  

Вернёмся к теме урока. Какой вывод можно сделать?

Вывод: В рассказе И.С. Тургенева «Собака» присутствуют образы мистические и реальные.

Все ли остаётся понятно для рассказчика, докажите текстом. (герои остаются в недоумении:

 — Но если допустить возможность сверхъестественного, возможность его вмешательства в ежедневную, так сказать, жизнь, — начал снова Антон Степаныч, — то какую же роль после этого должен играть здравый рассудок? 

Никто из нас ничего не нашелся ответить — и мы по-прежнему пребывали в недоумении).

А как считаете вы? (неоднозначные мнения учащихся)

Понравился рассказ, почему? Что вы нового узнали на уроке? Захотелось прочитать рассказы из цикла «Таинственные повести»? Только ли проблемы мистического   поднимает автор в рассказе?

Оцените свою работу на уроке, прокомментируйте.

Как вы думаете, какие пословицы подходят к рассказу «Собака»? (Слайд 7)

Предчувствовать – больше, чем знать.

Добрый совет дороже денег.

Собака – первый друг человека. (ответ – все)

Домашнее задание: написать эссе на одну из тем пословиц на основе рассказа И.С. Тургенева «Собака» или ответить письменно на вопрос «Взаимосвязь природы и чувств Порфирия Капитоныча в рассказе И.С. Тургенева «Собака».

Толкование нескольких слов из рассказа

ну-с

частица. разг.

1.

Употребляется в начале предложения, содержащего вывод, заключение из предыдущего в значении: итак, следовательно.

[Несчастливцев:] Ну-с, теперь вы меня, конечно, проводите честь честью. А. Островский, лес.

2.

Употребляется в конце вопросительного предложения для побуждения к ответу.

— Вы идете? Ну-с?

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984. 

Карамболь

  • 1 карамболь — я, м. carambole f. 1. В бильярдной игре удар своим шаром в несколько чужих. СИС 1954. Со вчерашнего то, понимаете, в голове какие то вольты, маневры, карамболи черт знает, что такое. Н. Новосильцев Обломки старого барства. // Дело 1877 3 1 196.… …

Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • 3 Карамболь — вышелъ (иноск.) столкновеніе, шумъ, кутежъ (намекъ на карамболь въ биліардной игрѣ ударъ игрового шара по двумъ другимъ отскокомъ). Ср. Хозяинъ сталъ у дверей и съ довольнымъ видомъ оглядѣлъ весь свой кабинетъ. Чѣмъ бы ни кончился споръ, только… …

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • 4 карамболь — крупное столкновение, скандал, происшествие (ССРЛЯ, т. 5) См …

Оглашенный

  • 1 оглашенный — озвученный, юродивый, произнесенный, провозглашенный, объявленный, безрассудный, прочитанный, шалавый, прочтенный, обнародованный, рассказанный, разглашенный, приведенный Словарь русских синонимов. оглашённый см. безрассудный Словарь …

Словарь синонимов

  • 2 оглашенный — оглашенный, прил. (кричит, как оглашенный) и оглашённый, прич. (оглашённый судьей приговор) …

Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • 3 ОГЛАШЕННЫЙ — ОГЛАШЁННЫЙ, оглашённая, оглашённое; оглашён, оглашена, оглашено (книжн.). прич. страд. прош. вр. от огласить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …

Толковый словарь Ушакова

  • 4 ОГЛАШЕННЫЙ — ОГЛАШЁННЫЙ, оглашённая, оглашённое; оглашён, оглашена, оглашено (книжн.). прич. страд. прош. вр. от огласить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …

сверхъестественное

  •  СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ —         важнейшая мировоззренческая категория, обозначающая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от фактов обычной реальности и в пределах “посюстороннего” каузального понимания необъяснимые. В… …

Энциклопедия культурологии

  • 2 сверхъестественное —         СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ категория, обозначающая реальность, воспринимаемую сознанием как принципиально отличную от обычной действительности и в пределах «посюстороннего» каузального понимания необъяснимую. Онтологически С. запредельное… …

Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 3 Сверхъестественное —  Сверхъестественное  ♦ Surnaturel    Превосходящее возможности природы. Сверхъестественными могут быть только магия, суеверие и религия. Поэтому для материалиста сверхъестественного не существует …

Философский словарь Спонвиля

  • 4 Сверхъестественное — Эта статья о мистике; о телесериале см.: Сверхъестественное (телесериал). Сверхъестественное  мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает… …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по теме "Музыка как герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы в 10 классе с использованием Интернет-ресурсов. музыкальных фрагментов....

Интегрированный урок в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»(литература+история).

 Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Только в контексте истории можно понять события, описанные в ром...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Встреча с И.А. Крыловым и его баснями". 5 класс

Данная методическая разработка может быть использована в 5 классе на уроках литературы после изучения творчества Ивана Андреевича Крылова с целью: 1) обощить и расширить знания по творчеству И.А.Крыло...