Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Бакума Юлия Алексеевна

Материал может быть использован при проведении контрольной работы по литературе за первое полугодие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 10 класс.

Вариант 1.

  1. Ниже приведены фрагменты из биографии писателей. О ком идет речь? Назовите 2 – 3 произведения этих авторов.

а) По отцу  он принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале писатель обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом писателя, отразилось в повести «Первая любовь»

б) Принадлежность писателя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи. 

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, он слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице. 

в) В 11-летнем возрасте он начал учиться в Ярославской гимназии. У него была не очень хорошая успеваемость из-за того, что он все свободное время писал сатирические стишки.

Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб Александр Пушкин. Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в Петербурге. Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет. Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет. Интересно, что будущего поэта  это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.

г) В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Он действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

  1. Определите тему и основную  мысль стихотворения. Выпишите не менее пяти различных тропов. Укажите их роль в тексте.  Определите размер стихотворения.

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

  1. В каких произведениях русской классики (1 – 2) отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 10 класс.

Вариант 2.

  1. Ниже приведены фрагменты из биографии писателей. О ком идет речь? Назовите 2 – 3 произведения этих авторов.

а) Хлопотами бабушки в 1838 году он снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Писатель стал одним из самых популярных в столице. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с его новыми стихотворениями. Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Он принял новое наказание с азартом: участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

б) В 1849 году было написано его произведение «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для драматурга сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьеса «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.

в) Вскоре через Георгиевский монастырь и Бахчисарай  поэт отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с. Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в южных поэмах: «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

г) Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием с жизнью и искусством. 

  1. Определите тему и основную  мысль стихотворения. Выпишите не менее пяти различных тропов. Укажите их роль в тексте.  Определите размер стихотворения.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

  1. В каких произведениях русской литературы  (1 – 2 ) авторы прибегают к противопоставлению женских образов и в чём этих героинь можно соотнести с Катериной и Варварой из «Грозы»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие (10 класс)

Контрольная работа по литературе 10 класс(3 варианта)  за первое полугодие составлена на основе учебника литературы под редакцией Ю.Лебедева....

Контрольная работа по литературе за первое полугодие ( 11 класс)

Контрольная работа по литературе  за первое полугодие предназначена для  учащихся 11 кл., обучающихся по учебнику под ред. В.П.Журавлёва...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 5 класс

Материал может быть использован для проведения контрольной работы по литературе за первое полугодие в 5 классе. Автор программы - Г.С.Меркин....

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 6 класс

Данный материал может быть использован при проведении контрольной работы по литературе за первое полугодие. Автор программы - Г.С.Меркин...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 11 класс

Материал может быть использован при проведении контрольной работы по литературе в 11 классе....