урок литературы в 6 классе "Что есть Отчизна?" (по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

На данном уроке используются приемы театральной педагогики, проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_est_otchizna_po_povesti_n.v._gogolya_taras_bulba.docx290.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Смирновская СШ»

Открытый урок по литературе в 7 классе

Что есть Отчизна

(по повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба»)

Учитель

Новикова Г.А.

с. Смирново

2018-2019 уч. год

Что есть Отчизна? (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Цель урока

  •  образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать; убедиться, что Н.В. Гоголь продолжает  традиции устного народного творчества, духовной литературы и традиции русских классиков;
  • развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки, развитие творческих способностей учащихся (инсценирование); развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, развитие навыков самостоятельного исследования художественного произведения.
  • воспитывающая: воспитание любви к историческому прошлому своей родины, к художественному слову.

Задачи

  • актуализировать знания о таких понятиях, как родина, товарищество, героизм и предательство;
  • развивать у учащихся познавательную активность через различные формы и виды работы;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Ход урока:

1.Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы проведем в форме «круглого стола». Возьмитесь, пожалуйста, за руки, почувствуйте энергию своих соседей. Сегодня мы будем делать одно общее дело, поэтому помощь и поддержка товарищей нам очень пригодится.

2.Работа с эпиграфами. Определение темы урока. Целеполагание

- Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Дж.Г. Байрон)

- Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»  (С.А. Есенин)

- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(К.Г. Паустовский)

- На какую тему подобраны высказывания поэтов и писателей?

(тема родины)

- А что такое родина? Как вы это понимаете?

- Проверьте себя по Толковому словарю С.И. Ожегова.

(Родина – Отечество, родная страна)

- Подберите синонимы к слову родина, используя словарь синонимов.

(родная страна, отечество, отчизна, отчий край, край отцов, родная сторона, родные палестины, колыбель).

- Каким словом чаще всего называют родину герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

(Отчизна)

- Как называют человека, беззаветно любящего свою родину?

(патриот)        

-  Для всех ли героев повести отчизна означает одно и то же? Или они относятся к ней по-разному?

(Относятся по-разному: одни готовы ради нее на гибель, другие способны предать)

- Предположите, какая тема будет сегодня на нашем уроке.

(Что есть отчизна)

- На какой главный вопрос мы сегодня будем искать ответ?

(Что значит отчизна для героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?)

3. Историческая справка (сообщение учащегося)

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм. Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям.  Для свободных крестьян вводились большие налоги. Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но простой народ сопротивлялся отчаянно и вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.

4.Составление опорной схемы

- Что значит «отчизна» для Тараса Бульбы и других козаков?

(родная земля, православная вера, товарищество)

- Составьте опорную схему.

5.Работа с текстом

- Подтвердите примерами из текста, что козакам действительно дорога родная земля, что они готовы отдать за нее жизнь.

(Эпизод «Гибель козаков» под городом Дубно: 1 – Мосий Шило, 2 – Степан Гуска, 3 – Бовдюг, 4 – куренной атаман Балабан, 5 – Кукубенко.                         (Стр  141-144)

- Кого вам напоминают герои этого страшного сражения?

(русских богатырей)

- Какой прием использует автор, описывая  козаков и само сражение?

(Гиперболу – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления)

- С какой целью он использует этот прием?

(Средством гиперболы автор усиливает впечатление того, что он прославляет)

- Вспомните эпизод, когда войско казаков разделилось надвое? Что послужило тому причиной? (пересказ эпизода. (с. 128-130, гл.8)

- Какой неписаный закон соблюдали ушедшие казаки?

 (закон товарищества)

- Как, по вашему мнению, можно было решить проблему: идти вслед за татарами, чтобы спасти пленников, или оставаться под стенами города Дубно, чтобы тоже спасти пленных и отомстить за поруганные святыни? И можно ли в принципе ее решить?

- Что было, по мнению Гоголя, источником героизма казаков?

(Любовь к Родине, к своим товарищам, желание отстоять свою независимость и свою православную веру.)

- Посмотрите отрывок из художественного фильма «Тарас Бульба». (речь Тараса о товариществе) стр. 137-138

- Какой эпизод здесь проиллюстрирован? Согласны ли вы с мнением Тараса Бульбы?

(рассуждения учащихся:

С одной стороны, Тарас прав: наша земля была в чести у отцов и дедов, таких товарищей, какие есть в русской земле, нет больше нигде. Ради своих товарищей козаки готовы отдать свою жизнь. И это не пустые слова, козаки подтверждают это примерами (войско разделилось, чтобы спасти пленных товарищей; во время казни Тарас думает не о себе, а о том, как спастись его товарищам).  Но с другой стороны, Тарас говорит о людях, которые могли ошибиться «схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело». Каждый человек имеет право на ошибку, и ему  нужно дать шанс на исправление этой ошибки. Тарас Бульба это понимает.)

- Зачитайте слова, которые говорит Тарас Бульба о способности русского человека любить (с. 137)

(«Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может».)

- Какую любовь имел в виду Тарас Бульба?

(Любовь к родине)

- Козаки своими примерами доказывают, что они любят родину именно так, как охарактеризовал это Тарас?

- А кто из героев повести тоже способен на такую любовь, но только не к родине?

(Андрий)

6. Инсценирование отрывка «Разговор Андрия с паночкой»

Андрий:

Царица! Что тебе нужно? Чего ты хочешь? Прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть не свете, - я побегу исполнять ее! Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек, - я сделаю, я погублю себя. Погублю, погублю! И погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко.

Паночка:

Не достойна ли я вечных сожалений?  Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли палач мой, моя свирепая судьба? Всех ты привела к ногам моим: богатейших панов, графов и иноземных баронов и всё, что ни есть цвет нашего рыцарства? Всем им было вольно любить меня, и за великое благо всякий из них почел бы любовь мою. И ни к одному из них не причаровала ты моего сердца, свирепая судьба моя; а причаровала мое сердце мимо лучших витязей земли нашей, к чуждому, к врагу нашему.

Андрий:

Если ни силой, ни молитвой, ни мужеством нельзя будет отклонить горькой судьбы, то мы умрем вместе; и прежде я умру, умру перед тобой, у твоих прекрасных коленей, и разве уж мертвого меня разлучат с тобою.

Паночка:

Не обманывай, рыцарь, ни себя, ни меня. Знаю, и к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе.

Андрий:

А что мне отец, товарищи и отчизна? Вот что: нет у меня никого! Никого! Никого! Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее всего для нее. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну свою в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

Автор:

И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына.

7. Анализ эпизода «Разговор Андрия с паночкой»

- Как вы относитесь к поступку Андрия?

- Что явилось причиной этого предательства?

- Как вы считаете, легко ли было Андрию сделать такой выбор?

- Вернемся к речи Тараса о товариществе. Есть ли в этой речи слова, относящиеся непосредственно к Андрию?

(Так любить, как русская душа, никто не может.

Если человек ошибся, он может муками искупить позорное дело)

8. Сравнительная характеристика

- Зачитайте эпизод «Смерть Андрия» (с. 146)

- Вам жалко Андрия?

(Многим из нас в душе жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героев. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.)

- Имеем ли мы право называть Андрия предателем? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб? Разве плохо, что он пожалел любимую девушку, которая голодает? Разве плохо то, что он защищает свою любовь? Разве можно человека называть предателем за то, что он любит не украинку, а полячку?

- Почему Тарас не дал ему шанса «муками искупить свое позорное дело»?

(Андрий – предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Не оставляет читателю сомнений и сам автор; он заранее «хоронит» Андрия: «И погиб козак!», говорит о будущем горе отца: Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа, других козаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно предательство достойно самого резкого осуждения.)

- Как автор относится к смерти Андрия? Жалеет его?

(«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». Эти сравнения говорят о том, что Гоголь любит Андрия и очень сожалеет о его поступке.)

- Зачем Гоголь одного из самых красивых, умных и смелых козаков делает предателем?

(Чтобы еще раз показать, что любовь к своей родной земле, к товарищам,  вера Христова важнее любой другой любви).

- Зачитайте эпизод «Гибель Остапа» (с. 168)

- Можно ли объяснить такую твердость характера и способность терпеть невыносимые муки?

(Остап беззаветно любит свою отчизну, за нее он готов принять смерть)

- Почему Остап в последние минуты жизни вспоминает отца и зовет его? Что это – проявление слабости?

(Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, поэтому он умирает смертью героя.)

- Зачем Тарас откликнулся Остапу? Ведь он понимал, что для него это означает выдать себя, и Остапа этим все равно не спасти.

- Почему мы говорим «смерть Андрия» и «гибель Остапа»?

(Смерть может наступить при разных обстоятельствах, само слово несёт в себе оттенок обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом. В этом заключается главное отличие смерти двух братьев: одного казнят как героя, а другого как преступника. Остап – патриот, а Андрий – предатель.)

9. Анализ эпизода «Гибель Тараса Бульбы»

- Пересказ эпизода «Гибель Тараса Бульбы» (с. 173 – 174)

- Почему автор придумал для своего героя такую мученическую смерть – сожжение на костре?

(Огонь является очистительной силой. Тарас искупает свой грех  отца- сыноубийцы, искупает грехи своих товарищей, мстивших врагам за гибель родных и близких. А также своей смертью герой спасает товарищей).

- К какому выводу нас приводит автор?

(«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»)

- Все борцы за родную землю и православную веру погибли. Финал повести – это победа или поражение?

(Страна крепка, пока люди ее живут одной идеей, «дышат одним духом», так же как Запорожская Сечь была крепка духом товарищества. В то же время этот дух товарищества не мыслим без православной веры (соборность) и любви к своей Родине — России (Тарас и казаки воспринимают Украину как наследницу и продолжательницу дел Древней Руси).  

- Что прославляет Гоголь, показывая таких разных героев?

(Товарищество, православная вера  и любовь к своей земле – это самое святое, что есть на свете. А предательство заслуживает Божьей кары.)

10. Подведение итогов

- Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Что есть отчизна для героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

(Отчизна – любовь к родной земле, православной вере, товарищество и братство)

11. Выставление оценок

12. Рефлексия

- Почувствовали ли вы на этом уроке поддержку своих товарищей?

- Пригодилась ли она вам?

- Давайте еще раз возьмемся за руки и поблагодарим друг друга за помощь.

12. Домашнее задание

Написать на черновик сочинение «Что значит Отчизна для (имя одного из героев)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

Открытый урок литературы  на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…»  (По  повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...