Конспект урока литературы в 11 классе "Николай Гумилёв и эпоха Возрождения"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сопоставительный анализ предусматривает рассмотрение произведений в сравнении. Мы с вами будем рассматривать перечисленные произведения Н. Гумилева и произведения эпохи Возрождения по следующим параметрам: ТЕМА, КОМПОЗИЦИЯ, СЕМАНТИКА ИМЁН, СИСТЕМА ОБРАЗОВ, СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ ПОЭЗИИ ГУМИЛЁВА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tvorchestvu_gumilyova.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы в 11 классе

 на тему «Николай Гумилёв и эпоха Возрождения»

Цель урока:  освоение обучающимися особенностей литературного процесса  эпохи «Серебряного века».

Задачи:

- изучение творчества Николая Гумилёва в контексте культуры эпохи Возрождения;

- закрепление знаний основных тенденций эпохи рубежа XIX – XX веков;

- формирование навыков анализа художественного текста, сопоставительного анализа.

Материалы к уроку:

  • - новелла Н. Гумилёва «Радости земной любви»,
  • - стихотворение  Н. Гумилёва «Беатриче»,
  • - стихотворения Микеланджело,
  • - пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта»,
  • - репродукции картин Тициана «Любовь небесная и любовь земная», Рафаэля «Обручение Марии», «Мадонна в зелени», Микеланджело «Мадонна с младенцем»,
  • - античный миф о Пигмалионе и Галатее.

Рабочие понятия:

- эпоха Возрождения,

- новелла,

- серенада,

- сюжет,

- эпиграф,

- деталь,

- антитеза,

- композиция.

Ход урока:

1. Повторение  основных понятий.

2. Формулировка темы, цели и задач урока.

3. Определение плана изучения учебного материала.

Слово учителя:

- Сопоставительный анализ предусматривает рассмотрение произведений в сравнении. Мы с вами будем рассматривать перечисленные произведения Н. Гумилева и произведения эпохи Возрождения по следующим параметрам: ТЕМА, КОМПОЗИЦИЯ, СЕМАНТИКА ИМЁН, СИСТЕМА ОБРАЗОВ, СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ ПОЭЗИИ ГУМИЛЁВА.

1) ТЕМА.

- Новелла Н. Гумилёва «Радости земной любви», написанная в 1907 году, повествует о любви Гвидо Кавальканти к прекрасной Примавере и посвящена излюбленной гумилевской теме: «диалогу» земного и небесного. Обычно в произведениях Гумилева земное – синоним обыденному, житейскому, суетному – противопоставлено небесному – воплощению духовного, вечного, возвышенного.

Вопрос: Творчеству какого поэта было свойственно такое противопоставление?

(М.Ю. Лермонтов «Небо и звёзды» - провести параллель)

- Однако в этом произведении Гумилева (новелла прочитана учащимися заранее) отсутствует традиционное противопоставление земного и небесного. Здесь Гумилёв рассматривает земное не как плотское, греховное, а наоборот, возвышает земное до небесного. Земная радость состоит в том, чтобы коснуться небесного, возвышенного.  

- Обратите внимание на эпиграф: (Заранее подготовленные ученики дают комментарии именам собственным, дают исторические справки)

- В эпиграфе возникает противопоставление земного и небесного и сразу же разрешается: Гумилёв не противопоставляет любовь Данте и Биатриче и любовь Кавальканти и Примавере, скорее истории о небесной и земной  любви сливаются в одну и излагаются в одном сюжете (обращаем внимание на живописное полотно Тициана «Любовь небесная и любовь земная»)

Гумилёв соединяет  между собой не только литературные сюжеты, но и находит их новое художественно воплощение. Данте и Кавальканти – известные поэты  эпохи Возрождения, воспевающие в своём творчестве любовь к женщинам – дамам своего сердца. Таким образом, в центре повествования произведения Н. Гумилёва и поэтов  и художников эпохи Возрождения - поэт, творческая личность, смыслом жизни которого является любовь.

2) КОМПОЗИЦИЯ.

Вопрос: какова композиция новеллы Гумилёва «Радости земной любви»?

(новелла состоит из трёх  как будто самостоятельных новелл. Но они объединены не только темой любовных отношений Кавальканти и Примавере, они представляют монолитное произведение с единым внутренним сюжетом.)

Вопрос: какова особенность композиции моноцикла Н. Гумилёва «Беатриче». Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту произведения.

(учащиеся сопоставляют содержание каждой мининовеллы с частями стихотворения)

Примерные ответы: первое стихотворение цикла «Беатриче» воссоздаёт знаменитый сюжет о Данте и  Беатриче, т.е. фактически воспроизводит эпиграф новеллы:

Музы, рыдать перестаньте,

Грусть вашу в песнях излейте,

Спойте мне песню о Данте,

Или сыграйте на флейте…

В стихотворении действие происходит не «среди холодных небесных пространств», а  в грубой реальной действительности, однако чувство любви преодолевает и эту действительность, и смерть, оно существует как бы вне пространства.

Первая новелла «Радостей земной любви» представляет собой признание в любви главного героя, выраженное в форме легенды о любви рыцаря к даме, а затем к статуе, изображающей эту даму» По настроению и лирическому содержание эта часть  соответствует второму стихотворению цикла «Беатриче», стилизованному в форме средневековой серенады (учащиеся дают определение жанру         серенада)

Войди сюда, в сады моих томлений,

Чтоб не было порывистых движений,

Чтоб музыка была пластичных поз,

Чтоб пронеслось с уступа на уступ

Задумчивое имя Беатриче…

Во второй новелле герой испытывает  сначала горе, отчаяние, боль, а потом в конце обретает счастье, когда получает письмо от Примавере. То же происходит и с героем стихотворения:

Но теперь, словно белые кони от битвы,

Улетают клочки грозовых облаков,

Если хочешь, мы выйдем для общей молитвы

На хрустящий песок золотых облаков…

В третьей микроновелле   герой умирает, он разлучен с любимой, но мечтает соединиться с ней, вернувшись на землю. Он просит об этом ангела.

Лирический герой стихотворения тоже говорит о соединении с любимой, но не на земле, а на небе. Он готов умереть, чтобы быть рядом с Беатриче:

Я не буду тебя проклинать,

Я печален печалью разлуки,

Но хочу и теперь целовать

Я твои уводящие руки…

Ты подаришь мне смертную дрожь,

А не бледную страсть сладострастья

И меня навсегда уведёшь

К островам совершенного счастья.

Два сюжета, выраженных один в поэтической, а другой в прозаической форме, сливаются в один и представляют собой единое целое.

3) СЕМАНТИКА ИМЁН.

Учащиеся пытаются толковать имена героев самостоятельно. В ходе беседы появляются следующие варианты ответов:

«Примавере» в переводе с итальянского «весна» то есть возрождение к жизни.

Возможно иное толкование: неологизм, состоящий из двух корней: «прима» - (латинская часть слова)-  первая, «вера»- русская часть слов.  (Вспоминаем, что  имя «Вера».

неразрывно связано с именами «Надежда», «Любовь», «София» (мудрость).

«Беатриче» - «благодатная».

«Гвидо Кавальканти» - «гвидо» - проводник», «Кавальканти» - 2 корня: латинская часть canto – петь, сочинять, воспевать, прославлять, cantor – певец. Значение другого корня может быть истолковано двояко:  от латинского слова  cavea – театр, зрители или от французского слова  Cavalier – «мужчина, танцующий в паре с дамой, аа также занимающий её в обществе, на прогулке, ухаживающий за ней».

При сочетании всех значений получается: влюблённый поэт создаёт волшебную песнь в честь самого прекрасного – любви, которая вселяет в человека веру и котрой состоит великая мудрость жизни.

Так семантика имен героев создаёт не только сюжетный узор, но и раскрывает основную идею произведения.

4) СИСТЕМА ОБРАЗОВ.

(в ходе беседы выявляется роль второстепенных персонажей)

- Помимо главных героев Кавальканти  и Примавере каждая мининовелла,  имеет второстепенные персонажи, каждому из которых отводится определённая роль.

В первой части это образ ожившей статуи, узнав историю которой Примавере раскрывает свои чувства герою.

Во второй части – это нищий Лоренцо, который становится причиной ревности главного героя и в то же время посланцем Примаверы.

В третьей части – это  Ангел, который уносит душу  Кавальканти от его возлюбленной и в  то же время может соединить их.

- Обратимся к третьей новелле, которая является ключом к пониманию всего произведения. Здесь Ангел предлагает душе Кавальканти отвести его поочерёдно в Деве Марии, к Иисусу Христу и Богу Отцу. Сопоставив содержание этой части с общей структурой произведения, можно увидеть, что каждая новелла связана с одним из этих образов, каждый из которых несёт свой философский смысл. Кроме того, напрашивается соотнесение структуры рассказа с образом Святой Троицы.

С первой частью новеллы связан образ Девы Марии, символизирующей женское начало, столь важное для эпохи Возрождения. В начале новеллы Гумилев зашифровывает смысл произведения в символические детали (женская рука). Вот как он говорит об этом: «…истина открывалась под сенью хитроумных выдумок, подобно матовой белизне женской руки…». Именно «открытие истины» поэтом и является смыслом этой новеллы. По Гумилёву, человек, для которого жизнь закончена, коснувшись истины, обретает новый смысл жизни и саму жизнь.

Вопрос: а теперь вспомним миф о Пигмалионе и Галатее. Сравните его с новеллой Н. Гумилёва.

(В мифе Пигмалион создаёт статую и влюбляется в своё произведение. У Гумилёва, наоборот, статуя, тронутая любовью рыцаря, возрождает его к жизни. Получается, что любовь, подобно искусству, способна и погубить, и возродить к жизни.)

- Миф о Пигмалионе и легенда о рыцаре соединяются, и возникает новый сюжет о влюблённом поэте, которому неожиданно открывается истина и новая жизнь в любви.

Вопрос: образы и приёмы каких видов искусств использовал Н. Гумилёв?

(Живопись, скульптура, музыка, графика.)

Вопрос: в чём вы видите связь «Радостей земной любви» с произведениями эпохи Возрождения?

(Вспомним, какую важную роль играл образ женщины в культуре и искусстве эпохи Возрождения. Вся лирическая поэзия этого времени, начиная с Петрарки и почти всё изобразительное искусство служило воспеванию красоты женщины. Поэты восхищаются тем, что любовь к женщине открывает им глаза на мир, делает их отзывчивыми к добру.)

А если обратиться к религиозным сюжетам, то нельзя не вспомнить, что именно художники эпохи Возрождения создали особый культ Мадонны. В связи с этим становится понятным развитие библейского сюжета новеллы Гумилёва  и первостепенная роль первой части новеллы, символизирующей Деву Марию, Мадонну, «праматерь всего человечества»

Особенно хочется вспомнить знаменитых Мадонн Рафаэля, которые поражают очарованием, ощущением душевной чистоты, возвышенности, но при этом «образ богоматери… становится более земным и человеческим…» (М.В. Алпатов)

5. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ ПОЭЗИИ ГУМИЛЁВА (выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями)

- Вторая часть новеллы имеет много общего с живописным полотном «Обручение Марии», где священник совершает обряд обручения Марии и Иосифа. Гумилёв словно воссоздаёт эту картину Рафаэля.  На картине Мария-невеста изображена в красном платье в соответствии с требованиями к свадебному наряду в эпоху Возрождения.

- Здесь возникает ещё одна параллель, берущая начало в эпохе Возрождения, параллель с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». Интересно заметить, что сюжет этой трагедии является канвой новеллы (речь идёт о расхожем сюжете о влюблённых – Данте и Беатриче), а образ Лоренцо – связующее звено между живописно воплощённым сюжетом Рафаэля и прозаической новеллой Гумилёва.

- При более внимательном прочтении новеллы намечаются параллели с произведениями Микеланджело. Вспомним, что в рассказе Кавальканти рыцарь заказывает статую знаменитому художнику, а сам Кавальканти – известный поэт. Микеланджело – поэт и скульптор, и в его творчестве воплотились не только черты эпохи Возрождения, но и воззрения, близкие Гумилёву. Для Микеланджело – скульптора важно было довести статую до такого состояния, чтобы  фигура ожила. Таким образом он пытается воплотить миф о Пигмалионе и Галатее. Подобно Микеланджело Гумилёв создаёт свой собственный миф о художнике, поэтому обращение  к эпохе Ренессанса не случайно.

Выводы:

1. В своём творчестве Гумилёв не раз обращался к эпохе Возрождения. Причём он не только использует литературные и живописные сюжеты для выражения своего творческого Я, но и погружает читателя в мир описываемой эпохи.

2. Проблема творца, творческой личности становится одной из главных в поэтических и прозаических произведениях Гумилёва. Творчество настоящего художника, по мнению Гумилёва, должно быть одухотворено любовью в женщине.

3. Антитеза- основной приём, используемый в творчестве Гумилева для создания образов.

4. Противопоставление небесного и земного – центральная  антитеза творчества поэта, определяющая его духовный мир. В этом Гумилёв является продолжателем лермонтовской романтической традиции.

5.Деталь в произведениях Гумилёва, всегда яркая, контрастная, часто становится «символическим» персонажем  и является одним из основных средств  создания образа и выражением авторской идеи.

Для подготовки индивидуальных сообщений учащимся были предложены следующие источники:

- Алпатов М.В. «Художественные проблемы итальянского Возрождения», (М., 1994 г.)

- Петрученко О.И. «Латинско-русский словарь»

- Гумилёв Н.С. Вступительная статья и примечания в Полному собранию сочинений  Гумилёва, выполненные  профессором Богомоловым Н.А. (М., 1991 г.)

- Современный словарь иностранных слов М., 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Интегрированный урок литературы "Иван Грозный и его эпоха"

Интегрированный урок литературы, истории, искусства....

План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"

Урок истории в 10 классе естественно-научного  профиля. Базовый уровень....

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...

Конспект урока по истории России 8 класс "Эпоха Николая I"

1.Личность Николая I 2.Русское общество в николаевскую эпоху 3.Система государственного управления 4.Крестьянский вопрос...

Конспект урока на тему "Внутренняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс.

Разработка содержит конспект урока, задания учителя для учеников с расчетом времени, презентация. Материал подготовлен к учебнику Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России 8 класс»...