«Критики»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М.Шукшина «Критики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shukshin_kritiki.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М.Шукшина «Критики»

Цели:

  1. Выявить идею произведения
  2. Подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях
  3. Развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование.

Оборудование: текст рассказа, разделенный на 3 части.

Ход урока.

Прогнозирование по названию.

На доске и в тетрадях все записывают слово критики, без сообщения имени автора и названия урока.

- Запишите синонимы к данному слову (записывают на доске).

- Что говорят нам словари о значении слова?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

- О чем пойдет речь?

Будем читать по частям, с остановками,  в конце урока сделаем вывод, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать.

Чтение с остановками.

Первая остановка.

До слов …со взрослыми дед редко спорил.

- Что объединяло Петьку и дедушку?

- О чем говорит дружба Петьки и деда?

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

(Дед жаждал правды, он борется за правду.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма?

- В чем? Почему?

 - Как вы думаете, что будет дальше?

Вторая остановка.

До слов …и тут вошли Петькина тетя и милиционер.

- Почему так ведет себя дед?

(Старик с ершистым характером не терпит снисходительности к себе)

- Как поступают взрослые? Муж тети? (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя? (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- Как поступает отец Петьки? (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово неуместно.)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

- Как вы думаете, что будет дальше?

Третья остановка.

Читаем до конца.

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку? (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

Рефлексия.

Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему же рассказ называется «Критики»? Какие  проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин? Письменно ответьте на эти вопросы. (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

Так к каким же писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?

Домашнее задание. Написать продолжение рассказа.

Литература.

Интернет-ресурсы.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,2010

Литература. 6 класс. Ч. 2; под редакцией В Я.Коровиной.-М. :Просвещение,2014

В. Шукшин «Срезал»

Вариант 1

1.Кто приехал к Агафье Журавлевой: а) сын с женой и дочерью, б) дочь с мужем, в) сыновья.

2.О ком идет речь: «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный»: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

3.Глеб был: а) учителем, б) кандидатом наук, в) рабочим на пилораме.

4.О чем спорил Глеб: а) о проблемах техники в деревне, б) о политических проблемах, в) о проблемах философии.

5.Как относились в деревне к Глебу: а) его все любили и уважали, б) восхищались, но не любили, в) нейтрально.

В. Шукшин «Срезал»

Вариант 2

1.Как называется деревня, где происходят действия рассказа: а) Максимовка, б) Новая, г) Великая.

2.Кандидата звали: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

3.Сын Агафьи Журавлевой был кандидатом: а) философских наук, б) филологических наук, в) исторических наук.

4.Проблему шаманизма в отдельных районах Севера поднял: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

5. «Люблю по носу щелкнуть – не задирайся  выше  ватерлинии!» - так объяснил свою особенность: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

В. Шукшин «Срезал»

Вариант 1

1.Кто приехал к Агафье Журавлевой: а) сын с женой и дочерью, б) дочь с мужем, в) сыновья.

2.О ком идет речь: «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный»: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

3.Глеб был: а) учителем, б) кандидатом наук, в) рабочим на пилораме.

4.О чем спорил Глеб: а) о проблемах техники в деревне, б) о политических проблемах, в) о проблемах философии.

5.Как относились в деревне к Глебу: а) его все любили и уважали, б) восхищались, но не любили, в) нейтрально.

В. Шукшин «Срезал»

Вариант 2

1.Как называется деревня, где происходят действия рассказа: а) Максимовка, б) Новая, г) Великая.

2.Кандидата звали: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

3.Сын Агафьи Журавлевой был кандидатом: а) философских наук, б) филологических наук, в) исторических наук.

4.Проблему шаманизма в отдельных районах Севера поднял: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

5. «Люблю по носу щелкнуть – не задирайся  выше  ватерлинии!» - так объяснил свою особенность: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

В. Шукшин «Срезал»

Вариант 1

1.Кто приехал к Агафье Журавлевой: а) сын с женой и дочерью, б) дочь с мужем, в) сыновья.

2.О ком идет речь: «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный»: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

3.Глеб был: а) учителем, б) кандидатом наук, в) рабочим на пилораме.

4.О чем спорил Глеб: а) о проблемах техники в деревне, б) о политических проблемах, в) о проблемах философии.

5.Как относились в деревне к Глебу: а) его все любили и уважали, б) восхищались, но не любили, в) нейтрально.

В. Шукшин «Срезал»

Вариант 2

1.Как называется деревня, где происходят действия рассказа: а) Максимовка, б) Новая, г) Великая.

2.Кандидата звали: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

3.Сын Агафьи Журавлевой был кандидатом: а) философских наук, б) филологических наук, в) исторических наук.

4.Проблему шаманизма в отдельных районах Севера поднял: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.

5. «Люблю по носу щелкнуть – не задирайся  выше  ватерлинии!» - так объяснил свою особенность: а) Глеб, б) Константин, в) Николай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по литературе: «Румяный критик мой…»

Проект: «Румяный критик мой…»              Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина  Цель проекта: написание собст...

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Пирамида "Критика" О.К.Громовой.

Опроа для создания отзыва о книге. Технология РКМЧП....

Рецензия как разновидность письменной критики (урок в 10-11 кл.)

Разработка представляет собой комплекс заданий для практического урока, на котором учащиеся продуцируют критический текст - рецензию....

Рецензия как разновидность письменной критики (урок в 10-11 кл.)

Данная разработка включает описание практического урока, на котором учащиеся продуцируют критический текст - рецензию....

Критикăлла шухăшлав технологийĕн мелĕсем

Критикăлла шухăшлав- ăс-тăн ĕçĕн пĕр енĕ, çын ăнлавне, пĕтĕмлетĕвне, шухăшлавне палăртать. ...

Споры в критике вокруг романа Отцы и дети

Цели урока:Обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учен...