«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»
план-конспект урока по литературе по теме

Открытый урок по литературе

«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

 

Урок- диспут

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина,

А.И. Куприна)

Урок- диспут

Цель:

-осмыслить значение слов «любовь», « счастье» пользуясь описанием этих чувств в произведениях            А.П. Чехова,  А.И. Куприна, И. А. Бунина;

-определить, в какие формы облекает эти чувства человек

Задачи:

Образовательные:


1. Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной художественной культуры.
2. Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, эстетические вкусы, взгляды и высокую общую и читательскую культуру.
3. Показать психологическое мастерство И. А.Бунина и А.И.Куприна в изображении «вечного и прекрасного».
4. Показать редчайший дар высокой любви на примере рассказов Чехова, Бунина и Куприна, как писатели, возвышая любовь, говорят о том, каким опасностям она подвергается в жизни; как короткая, ослепительная вспышка приводит к той критической грани, за которой гибель, самоубийство, небытие.
5. Показать роль детали в рассказах Чехова, Бунина и Куприна.
6. Сопоставить творчество писателей, вызвать желание обсудить прочитанное.

Воспитательные: 
1.Воспитывать интерес к литературе
2. Помочь осознать способность сопереживать, помогать товарищу при работе в команде.

Развивающие:
1. Развивать филологическое мышление учащихся.
2. Развивать умение излагать собственные мысли.  
3. Развивать познавательные интересы школьников, расширить их кругозор.
4. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Знакомство с темой и целью урока.

3.Деление на группы (учащиеся вытягивают билетик)

4.Работа в группах. (Каждая группа работает по своему произведению, дополняя ответы других групп)

Словарная работа в тетрадях и у доски. Учащиеся подбирают к слову ЛЮБОВЬ определения и приложения.

ЛЮБОВЬ – (какая?) добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, трагическая, роковая, мучительная …

ЛЮБОВЬ – (что?) радость, счастье, блаженство, страсть, мучение

  • Что же такое любовь?
  • Что мы понимаем под словом  счастье?
  • Возможно ли существование одного понятия без другого?

 №1 Подобрать эпиграф к своему произведению, обосновать его.

 «Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит»

                            К.Паустовский

«Жизнь – это данная нам возможность любить. Человек – это средство для любви. А смысл жизни – накопление любви»  

                                 С.Лазарев

«Любовь для дисгармоничного человека – это не столько счастье, сколько пытка»

                                  С.Лазарев

         «Любовь, как огонь, без пищи гаснет».
                     М. Лермонтов

«Какое это огромное счастье –любить и быть любимым»

                                    А.П.Чехов

    «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»

                                          Дидро

     «Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их»
                                      Гете

    « Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра»
                     Фома Аквинский

     «В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь».
                                 Стендаль.

№2 Работа с вопросами по произведениям.

Представить сюжет, ответить на вопросы:

  • Определить, о какой любви идет речь в данном рассказе.
  • Счастливы ли герои?

Вопросы к произведению А.П.Чехова «О любви»

Какова роль рассказчика в истории?

Каково первое впечатление Алехина от встречи с Анной Алексеевной?

Как развивались отношения между героями?

Какие вопросы мучают героев? Как они распорядились своим чувством?

Вопросы к произведению И.А.Бунина «Кавказ»

От чьего лица ведется рассказ?

Какое значение это имеет?

Какова интонация произведения?

Какую роль играют картины природы?

Какой звук мог явиться источником этого рассказа?

Почему герой покончил жизнь самоубийством?

Вопросы к произведению А.И.Куприна

Какова композиция рассказа?

Кто из героев больше понравился и почему?

Какова авторская позиция?

Работая с цитатным материалом, сделайте вывод о характерах героев.

Что вы можете сказать об ответном чувстве героя?

Как можно оценить героев с моральной точки зрения?

№3 Работа с таблицей (Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых)

Вывод о характере героев.

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.

№4 Сценка

№5 Сравнение понятий «любви» и «счастья» в произведениях, пройденных на уроке и О.Генри «Дары волхвов».

Действительно ли возможна гармония между любящими людьми?

5.Подведение итогов урока

6.Домашнее задание

Мини-сочинение на тему: «Актуальна ли проблематика этих произведений в наши дни?»

  • Сделать проекты по группам, включив выводы урока

                                  Эпиграфы

«Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит»

                                                                К.Паустовский

«Жизнь – это данная нам возможность любить. Человек – это средство для любви. А смысл жизни – накопление любви»  

                                                               С.Лазарев

«Любовь для дисгармоничного человека – это не столько счастье, сколько пытка»

                                                               С.Лазарев

      «Любовь, как огонь, без пищи гаснет».
                                                                   М. Лермонтов

«Какое это огромное счастье –любить и быть любимым»

                                                               А.П.Чехов

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»

                                                                Дидро

     «Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их»
                                                                Гете

 « Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра»
                                                                Фома Аквинский

 «В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь».
                                                                 Стендаль.

Вопросы к произведению А.П.Чехова «О любви»

Какова роль рассказчика в истории?

Каково первое впечатление Алехина от встречи с Анной Алексеевной?

Как развивались отношения между героями?

Какие вопросы мучают героев? Как они распорядились своим чувством?

Вопросы к произведению И.А.Бунина «Кавказ»

От чьего лица ведется рассказ?

Какое значение это имеет?

Какова интонация произведения?

Какую роль играют картины природы?

Какой звук мог явиться источником этого рассказа?

Почему герой покончил жизнь самоубийством?

Вопросы к произведению А.И.Куприна

Какова композиция рассказа?

Кто из героев больше понравился и почему?

Какова авторская позиция?

Работая с цитатным материалом, сделайте вывод о характерах героев.

Что вы можете сказать об ответном чувстве героя?

Как можно оценить героев с моральной точки зрения?

“ О любви” А. Фатьянов

Она пришла негаданно незвано
Разрушив всё
И всё построив вновь,
Преображая капли в океаны
Всё побеждающая первая любовь!
Неясное всё стало несомненным
Стал шторм девятибальный – ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое – пустяком.
Любимая!
Конечно на планете
Никто такой во веке не встречал!
На лбу веснушки – лучшие на свете!
Ну, как это никто не замечал?!
Таких весёлых, видных еле-еле,
Таких задорных, солнечных, родных!
И даже у мадонны Рафаэля –
Ведь это ж ясно!- не хватает их.

Любовь, любовь – загадочное чувство,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть ты лишь воспоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы к тесту «О любви» А.П.Чехова 1. Алехина 2. Потому что его отец потратился, чтобы дать сыну образование 3. В жене Лугановича 4. Анна Алексеевна 5. Он был образованным человеком, но ему приходилось жить в деревне и много работать 6. Казалось, она любит Алехина, но она никогда ему об этом не говорила 7. У нее появилось Чувство неудовлетворенности жизнью, иногда ей не хотелось видеть ни мужа, ни детей 8. Раздражение 9. От расстройства нервов 10. Они расстались навсегда

Слайд 2

Ответы к тесту «Кавказ» Бунина 1. В Москве 2. Она говорит, что у него жестокий, самолюбивый характер 3. Что она умрет, если не увидит юга и моря 4. Три-четыре недели 5. Да 6. Геленджик и Гагры 7. Он как можно раньше, а она как можно позже 8. Да 9. Он был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку 10. Муж покончил с собой, выстрелив себе в виски из двух револьверов

Слайд 3

Ответы к тесту «Куст сирени» Куприна Алмазов Потому что профессор выгнал его с экзамена из-за того, что Алмазов посадил на чертеж чернильное пятно и пытался замаскировать его под куст, а профессор знал, что никакого куста там нет Относит в ломбард Она хочет купить на эти деньги куст сирени Она хочет посадить куст на том месте, где Алмазов поставил кляксу, чтобы профессор перед ним извинился Сирени Она следит, чтобы рабочие хорошо выровняли землю Показывает профессору куст сирени Он удивляется, но извиняется перед Алмазовым Ему стыдно за свой обман

Слайд 4

Оценивание От 0 – 1 = «5» От 2 – 3 = «4» От 4 – 5 = «3» Больше 5 = «2»

Слайд 5

Исследование проблемы Вспомните и проанализируйте рассказ Какие нравственные ценности лежат в основе этой семьи? Запишите на «лучиках» чувства, на которых строится данная семья

Слайд 6

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» «Счастливая семья» ( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Слайд 7

Цель: осмыслить значение слов «любовь», « счастье», «счастливая семья», пользуясь описанием этих чувств в произведениях А.П. Чехова, А.И. Куприна , И. А. Бунина; Сформировать у обучающихся собственного идеала счастливой семьи

Слайд 8

Слова великих … «Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит» К.Паустовский «Жизнь – это данная нам возможность любить. Человек – это средство для любви. А смысл жизни – накопление любви» С.Лазарев «Любовь для дисгармоничного человека – это не столько счастье, сколько пытка» С.Лазарев «Любовь, как огонь, без пищи гаснет». М. Лермонтов «Какое это огромное счастье –любить и быть любимым» А.П.Чехов «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» Дидро «Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их» Гете « Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра» Фома Аквинский «В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь». Стендаль.

Слайд 9

Антон Павлович Чехов «О любви» Этот рассказ третий в « маленькой трилогии»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Слайд 10

Главное… Определить , о какой любви идет речь в данном рассказе. Счастливы ли герои?

Слайд 11

Вопросы к анализу произведения Какова роль рассказчика в истории? Каково первое впечатление Алехина от встречи с Анной Алексеевной? Как развивались отношения между героями? Какие вопросы мучают героев? Как они распорядились своим чувством?

Слайд 12

Поразмышляем… Как, по- вашему, герои поступали благородно, скрывая свою любовь? Какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла? Какое значение имеют картины природы в рассказе?

Слайд 13

И.А.Бунин «Кавказ» Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. Был написан 12 ноября 1937 года.

Слайд 14

Вопросы От чьего лица ведется рассказ? Какое значение это имеет? Какова интонация произведения? Какую роль играют картины природы? Какой звук мог явиться источником этого рассказа? Почему герой покончил жизнь самоубийством?

Слайд 15

А.И.Куприн «Куст сирени» Рассказ был написан в 1894 году. «Ты- репортер жизни…Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни,- так определил Куприн свое призвание.

Слайд 16

Давайте подумаем… Какова композиция рассказа? Кто из героев больше понравился и почему? Какова авторская позиция? Работая с цитатным материалом, сделайте вывод о характерах героев. Что вы можете сказать об ответном чувстве героя? Как можно оценить героев с моральной точки зрения?

Слайд 17

Выводы В рассказе показана взаимная любовь, но не состоявшаяся , так как люди сознательно стремились задушить свои чувства, спрятаться от жизни. Любовь для героев Чехова всегда переломный момент…Полюбив, чеховский герой обнаруживает свою индивидуальность…

Слайд 18

Выводы Рассказ «Куст сирени» напоминает рассказ О.Генри «Дары волхвов», так как герои самоотверженны, преданны, готовы помочь любимому человеку. Деятельная любовь Веры спасает ситуацию. Настоящая любовь- это способность принести себя в жертву ради любимого,

Слайд 19

Выводы Бунин размышляет об « украденном » счастье, любви. Любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье , выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль . Счастье одного иногда может привести к трагедии другого.

Слайд 20

«Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть»,- писал Чехов

Слайд 21

О самом главном… Настоящая любовь- это способность принести себя в жертву ради любимого. Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье. Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении. А. Сент-Экзюпери

Слайд 22

А теперь о счастье… «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Л. Толстой «Нет счастья в бездействии». Ф.М.Достоевский «В жизни есть только одно счастье — любить и быть любимым» Санд Жорж

Слайд 23

Домашнее задание Актуальна ли проблематика этих произведений в наши дни?(мини-сочинение) Сделать проекты по группам, включив выводы урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое счастье?

Слайд 2

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно - Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. И.А.Бунин

Слайд 3

Толковый словарь С.И. Ожегова 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача. СЧАСТЬЕ -

Слайд 4

Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть. А .П.Чехов

Слайд 5

А.П.Чехов «О любви»

Слайд 6

А .П.Чехов «О любви» — В чём суть рассказа? Смысл названия? — Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? — Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.” — А если бы Алехин и Анна Алексеевна раньше это поняли?...

Слайд 7

Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать? Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена. И.А.Бунин

Слайд 8

И.А.Бунин «Кавказ»

Слайд 9

И.А.Бунин «Кавказ» — Каким настроением проникнут рассказ? — Как вы можете охарактеризовать любовные отношения героев? — Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа? Почему вы так думаете? — Счастливы ли герои в своих отношениях? Почему? — Смогут ли после всего герои быть счастливы?

Слайд 10

Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья А.И.Куприн

Слайд 11

А.И.Куприн «Куст сирени»

Слайд 12

А .И.Куприн «Куст сирени» — Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»? — Счастливы ли герои рассказа? Почему? — Почему семья Алмазовых способна преодолеть трудности? — В чём заключаются семейные ценности каждого человека? — Какую проблему поднимает А.И.Куприн в своём рассказе ?

Слайд 13

Христианская точка зрения на семейные отношения, на понятие счастья Любовь долготерпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине, Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. 1-е к Коринфянам 13: 4-7

Слайд 14

— Что делает людей родными? —Следует ли прислушиваться к мнению других, когда любишь ? — Когда человек по-настоящему счастлив? — В чём секрет семейного счастья? — Что означает « сч астливая семья » в вашем понимании? Все счастливы в вашей семье ? Диспут

Слайд 15

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «Что такое счастье?» (Что значит быть счастливым?) (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

Презентация "Сны литературных героев в произведениях русских писателей 19 века"

Сон всегда был загадкой,тайной для человека.Проблема сна и сновидений всегда интересовала писателей.Через сны литературных героев мы постигаем действительность,учимся лучше понимать внутренний мир гер...

Произведения русских писателей XIX века А.С. Пушкин Лирика

Александр Сергеевич Пушкин. ЛирикаКонтроль знаний Чтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6kro...

Презентация "Тема разлуки в произведениях русских писателей XIX века"

Данная презентация предназначена для сопровождения уроков литературы в 10-х классах, работающих по учебнику Зинина С.А., Сахарова В.И., Чалмаева В.А. Рекомендую использовать предложенный материал на у...

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

Урок по литературе. Тема: «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»

Родина РОМАНСА – Испания, расцвет жанра происходит в 16-17 веках.Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию, а затем и в Россию.Под понятием «романс» у нас принято считать н...

Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)

Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей нача...