Конспект урока "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы в 7 классе разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе

В.Жуковский «Приход весны»; И.Бунин «Родина»; А. Фет «Вечер», «Это утро»; Ф. Тютчев «Весенние воды», А.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Класс: 7.

Предмет: Литература.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный: урок-исследование, установочно-мотивационный, содержательно-поисковой.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. познакомить учащихся с пейзажной лирикой 19 века на примере заявленных стихотворений;
  2. формировать эстетическую отзывчивость к русской поэзии 19 века и представление о культуре 19 века в целом;
  3. развивать умения анализа художественного текста, настроения автора, понимания значения художественной детали;
  4. формировать умения находить в поэтических произведениях средства выразительности;
  5. формировать навыки анализа поэтических произведений;
  6. развивать умения учащихся определять типы рифм и стихотворный размер;
  7. расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
  1. Развивающие:
  1. развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
  2. развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), декламации;
  3. развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.) в том числе посредством использования классических музыкальных произведений и картин;
  4. развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся;
  5. развивать навык выразительного чтения лирических произведений;
  1. Воспитывающие:
  1. воспитывать интерес к предмету, к классическому наследию русской литературы;
  2. воспитывать интерес к русской поэзии, пейзажной лирике;
  3. прививать культуру умственного труда;
  4. воспитывать коллективизм, ответственность через работу в группах.

Методы и формы обучения: эвристический, метод беседы, сравнительно-сопоставительный, объяснительно-иллюстративный, аналитический, метод словесного рисования, проблемный; привлечение межпредметных связей. Используемые технологии:

Здоровьесберегающие технологии

Технология сотрудничества (работа в группах)

Исследовательско-поисковая деятельность

Технология критического мышления

ИКТ

Межпредметные связи:

Литература

История

Музыка

Информатика

ИЗО

МХК

Оформление и оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, видеофрагмент с музыкальным сопровождением, портреты поэтов 19 века.

План урока:

  1. Вступительная часть.
  1.  Определение учащимися темы занятия с помощью видеоролика с музыкальным сопровождением –  2  минуты.
  1. Основная часть.
  1. Опережающее домашнее задание - 1 минута.
  2. Определение типа рифм стихотворений, стихотворного размера, детальный анализ каждого стихотворения поочередно, сопоставление произведений, работа с учебником, направляемая презентацией, рассчитанной на каждый этап урока – 23 минуты.
  3. Теория литературы. Творческая работа в группах по заранее приготовленным рабочим картам урока – 8 минут.
  4. Анализ стихотворения «Благовест» - 4 минуты.
  5. Работа в тетрадях, заполнение таблицы – 3 минуты.
  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала, заключительное слово учителя – 3 минуты;
  2. Рефлексия (заполнение анонимной карточки, оценивающей качество проведенного урока)  – 1 минута.

Тема урока: Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. В.Жуковский «Приход весны»; И.Бунин «Родина»; А. Фет «Вечер», «Это утро»; Ф. Тютчев «Весенние воды», А.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Эпиграфы к уроку: «Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни».

К.Г. Паустовский

Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей встрече и надеюсь, что мы получим от нее не только новые знания, но и положительные эмоции. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Хочу отметить, что тема нашего занятия крайне увлекательная. Мы определим и озвучим ее совместно, для этого сейчас я хочу обратить ваше внимание на экран.

(видеоролик смены времен года под музыку Чайковского «Времена года»)

Ребята, что мы сейчас увидели? Что происходило на экране? (смена времен года)

        Получается, что красоту родной природы художник выражает в картинах, композитор в музыкальных произведениях, а как чаще всего воспевают природу родного края в литературе? (в стихах)

        Прекрасно. А как называют человека, который пишет стихи? (поэт)

        Думаю, мы с вами уже можем определить тему нашего урока, кто попробует? (Родная природа в стихотворениях русских поэтов) СЛАЙД 1.

Совершенно верно, обратите внимание на экран и запишите тему нашего урока в свои тетради.

Ну что же, тему урока мы определили успешно, а теперь давайте подумаем, чем нам предстоит заниматься на сегодняшнем уроке? Каковы наши цели? (познакомиться с произведениями русских поэтов 19 века, проанализировать их). Мы будем учиться созерцать прелесть родной природы, основываясь на произведениях поэтов 19 века, а также развивать свои умения в анализе поэтического текста.

Мне бы хотелось уже в начале урока обратить ваше внимание на домашнее задание. СЛАЙД 2. Перед вами карточки с номером 1. В них 2 варианта творческих заданий, из которых вам будет необходимо выбрать лишь одно. Написать собственное стихотворение, возможно, будет сложно, а вот составить художественный текст, основываясь на тех записях, которые мы сделаем в ходе урока, будет под силу каждому.

Ну что же, надеюсь небольшой видеофрагмент позволил нам настроиться на лирический лад, а следовательно нам пора окунуться в мир поэзии. Скажите,  а чем поэзия отличается от прозы? (рифма) Совершенно верно, молодцы.

СЛАЙД 3. Кто подскажет, какие типы рифм нам известны?(перекрестная, смежная, кольцевая). И еще один момент, который будет важен на сегодняшнем занятии – умение определять стихотворный размер. СЛАЙД 4. Перед вами слайд, который поможет вам вспомнить, как это делать.

А сейчас я прошу вас открыть свои учебники на с.313.

         Середина 19 века… Алексей Константинович Толстой  пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», СЛАЙД 5 в котором прославляет природные красоты своей родины. Стихотворение не просто мелодично звучит, оно наполнено звуками природы  изнутри. Сейчас я прочту его, а вы попробуйте услышать эти звуки.

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Итак, какие же звуки нам удалось услышать? СЛАЙД 6. (вой волка, конский топот, свист соловья, крик орлиных стай)

Давайте определим тип рифмы данного произведения. СЛАЙД 7.

Стихотворный размер СЛАЙД 8.

Какие эмоции переполняли автора в момент создания стихотворения?

        Взгляните еще раз на стихотворение. Заметили какую-нибудь особенность? Верно, автор не использует при написании ни одного глагола.

Какие эмоции вызвало у вас произведение? О чем нам хотел сказать автор?

А теперь давайте обратимся к стихотворению «Родина» Ивана Алексеевича Бунина, СЛАЙД 9 а затем попробуем найти сходства и отличия двух этих произведений.

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Какие художественные средства выразительности использует автор? СЛАЙД 10 (в основном эпитеты, в первом стихотворении ярко выражались звуки, а во втором - образы)

Теперь давайте попробуем сопоставить два этих стихотворения. СЛАЙД 11. Кто сможет назвать первое, самое явное отличие? Я одинаково читала эти стихи? (нет, отличие в интонации, стихотворение Бунина более плавное, без восклицаний и ярко-выраженных эмоций). Хорошо, молодцы.

Итак, мы разобрались с отличиями, давайте определим сходства.

(сходство – тема родины, оба стихотворения посвящены родному краю, также оба стихотворения обыгрывают неповторимость родной природы, ее величественность). Замечательно.

 Предлагаю продолжить изучение нового материала  произведением В.А. Жуковского. Кстати, родовым имением Жуковского является село Мишенское (недалеко от Белева).

Стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Приход весны». СЛАЙД 12. Согласитесь, тема для нас сегодня достаточно актуальная, ведь на дворе конец февраля, а значит, весна не за горами. Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и попробовать представить картину, которую нам рисует автор. Попробуем?

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, -

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Открываем глазки. Ощутили весну, правда? (Да) А как автор добивается этих ощущений у читателей? (он словами рисует картину весны)

А какие картины предстали пред вашими глазами? Кто хочет поделиться своими фантазиями?

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (приятное, почувствовался весенний воздух, поднялось настроение)

А раз поднялось настроение, значит появилось желание действовать! Предлагаю вам творческую работу по группам. 1 ряд – 1 группа и т.д. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, а вам предстоит выполнить его совместно. Во время выполнения задания вы можете повернуться друг к другу и обсуждать возникшие вопросы. Это обычный момент рабочей обстановки, но все же давайте сохранять дисциплину, не слишком шуметь и не мешать работать одноклассникам. Напоминаю, что время ограничено, поэтому старайтесь работать в ускоренном темпе. Распределите задания между собой. Быстренько выполните его, а затем совместно обсудите, все ли вы определили верно.

СЛАЙД 13. Как только справитесь с полученным заданием – скопируйте в тетрадь таблицу, которая сейчас на экране. Мы будем заполнять ее в процессе проверки ваших заданий.

СЛАЙД 14, 15, 16.

Молодцы! Вы все прекрасно справились с полученным заданием!

Наш марафон пейзажной лирики поэтов 19 века завершается стихотворением Алексея Константиновича Толстого «Благовест». СЛАЙД 17.Но прежде, чем начать работать с произведением, давайте определим, что же такое благовест? От каких слов образовано? Благая весть, хорошая новость. А еще так называют один из видов колокольных звонов.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...

Это стихотворение немного отличается от предыдущих, верно? Кто может определить это отличие? (тема осталась прежней, но жанр стихотворения сменился философским, здесь нет пейзажей, ярких картин природы, произведение основывается на мыслях и чувствах лирического героя)

С чем здесь ассоциируется родина? (с верой, храмом, колокольным звоном)

Вернемся к названию стихотворения. Кто же принес благую весть лирическому герою? (колокол)

Какие мысли навевает лирическому герою колокольный звон? (не делать зла, молиться, герой раскаивается в прошлых своих ошибках, хочет вернуться в родные края)

Давайте попробуем определить идею стихотворения. Какие мысли хотел донести до нас автор? О чем заставляет задуматься? (о роли родины в жизни каждого человека, о том, что есть вещи, которые настраивают на лирику, философию, пробуждают воспоминания)

Предлагаю закрепить изученный материал.

Со стихами каких авторов мы познакомились?

Какие темы нам удалось определить в изученных сегодня стихотворениях?

Какие виды рифм нам удалось сегодня наблюдать?

Какие художественные средства выразительности мы определили?

Молодцы, ребята.

Все ли заполнили таблицу в тетради? Она должна выглядеть примерно так. СЛАЙД 18.

Закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось одной очень мудрой цитатой: СЛАЙД 19.  «Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни» - говорил К.Г. Паустовский. Вдумайтесь в эти слова, ребята… Ведь действительно чаще всего нас удивляют только те моменты, которые мы видим впервые. А все то, что нас окружает ежедневно, кажется будничным и неинтересным. У поэтов все иначе: каждый миг своей жизни они созерцают мир, умеют видеть все в ярких красках и, оставляя после себя чудесные стихи, пытаются и нас с вами этому научить. Научиться получать вдохновение от родной природы – счастье. Это умение сделает каждый день вашей жизни чудесным и неповторимым. Надеюсь, сегодняшний урок поможет вам в этом.

Думаю, учитывая вашу активность на уроке, я могу поставить отличную оценку…..

А сейчас я попрошу ответить на вопросы в карточках. СЛАЙД 20 (РЕФЛЕКСИЯ).

Ну что же, настало время прощаться. Мне было очень приятно с вами работать. Оставайтесь такими же активными и открытыми. Успехов вам в дальнейшей учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс...