Рабочая программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиадам (литература)» 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Бородина Анастасия Алексеевна

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_lit.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО учителей

русского языка и литературы

 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Е.В. Костылева

Протокол № __________

от «__»________2015г.

Приказ № __________

 от «__»________2015г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Готовимся к олимпиадам (литература)»

7 класс

Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна

с. Мужи, 2015 год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Готовимся в олимпиадам (литература)» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа  рассчитана на учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности  «Готовимся в олимпиадам (литература)» предполагает углубленное изучение курса, подготовку к олимпиадам по литературе и повышение читательской культуры.

Общая характеристика учебного курса

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.

 В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Цель программы:

Подготовка обучающихся к олимпиадам по литературе; формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме; развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

  1. Освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
  2. Повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
  3. Расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений.

Формы работы:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов,;
  • дидактических и раздаточных материалов;
  • групповые занятия под руководством учителя;
  • индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
  • индивидуальные консультации.

Описание места учебного курса:

Курс «Готовимся к олимпиадам» предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Краткое содержание курса по темам:

  1. Художественный текст

Понятие о литературном произведении как системном единстве. Проблема текста, его офрмленности и завершенности. Межтекстовые отношения. Явление интертекстуальности; разновидности интертекстуальных связей.

  1. Основы анализа прозаического текста

Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи; структура литературного героя. Концептуально- тематический уровень литературного произведения. Понятие мотива. Авторская позиция как организующий фактор.

  1. Основы анализа поэтического текста

Поэзия как исторически первая речевая художественная система. Понятие ритма как эстетической универсалии. Поэзия и проза. Факторы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Русская просодия, этапы развития и система метров русского стиха. Фонетическая организация стиха. Рифма и ее характеристики. Строфическая организация стиха. Виды строф. Стиховая интонация, ее типы. Семантика стиховых форм.

  1. Закрепление и обобщение полученных знаний

Обобщение и систематизация изученного. Решение и анализ олимпиадных заданий

Учебно-тематическое планирование:

Раздел

Тема

УУД. Деятельность  учащихся

Количество часов

Художественный текст

Предметные умения:

Чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами, закрепление основных теоретических знаний.

Коммуникативные умения:

Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

Личностные умения:

Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира)

7

Основы анализа прозаического текста

Предметные умения:

Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

12

Основы анализа поэтического текста

Предметные умения:

Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

10

Закрепление и обобщение полученных знаний

Предметные умения:

Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали .

Регулятивные умения:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Коммуникативные умения:

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

6

Календарно-тематическое планирование учебного курса

урока

Тема урока

УУД. Деятельность  учащихся

Дата по плану

Дата по факту

  1. Художественный текст

1.

Вводное занятие. Художественное произведение как художественный объект

Предметные умения:

Чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами, закрепление основных теоретических знаний.

Коммуникативные умения:

Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

Личностные умения:

Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира)

7.09

2.

Роды литературы. Проза и поэзия.

14.09

3.

Литературное произведение как образ.

21.09

4.

Единство художественной формы и художественного содержания   

28.09

5.

Структурная организация художественного текста.

5.10

6.

Композиция как одно из средств организации текста

12.10

7.

Решение олимпиадных заданий

19.10

  1. Основы анализа прозаического текста

8.

Анализ художественного текста (проза)

Предметные умения:

Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

 

26.10

9.

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении

2.11

10.

Идейное содержание и пафос произведения

9.11

11.

Композиция фабулы и сюжета

16.10

12.

Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения

23.11

13.

Интерпретация художественного текста

30.11

14.

Решение олимпиадных заданий

7.12

15.

Роль конфликта в литературном произведении.

14.12

16.

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении

21.12

17.

Построение событийного ряда произведения

28.12

18.

Решение олимпиадных заданий

11.12

19.

Сильные позиции художественного текста

18.12

  1. Основы анализа поэтического текста

14.01

20.

Анализ художественного текста (проза)

Предметные умения:

Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

25.12

21.

Хронотоп. Образ пространства в поэтическомпроизведении

1.02

22.

Хронотоп. Образ времени в поэтическом произведении

8.02

23.

Лирический сюжет

15.02

24.

Решение олимпиадных заданий

29.02

25.

Лирический герой как субъект художественного отражения действительности

14.03

26.

Лирический герой и автор

21.03

27.

Решение олимпиадных заданий

28.03

28.

Пейзаж как средство отражения внутреннего мира лирического героя

4.04

29.

Изобразительно-выразительные средства языка и речи в поэтическом произведении

11.04

  1. Закрепление и обобщение полученных знаний

30.

Обобщение пройденного материала. Закрепление знаний. Прозаический текст

Предметные умения:

Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали .

Регулятивные умения:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Коммуникативные умения:

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

18.04

31.

Анализ прозаического текста

25.04

32.

Обобщение пройденного материала. Закрепление знаний. Поэтический текст

2.05

33.

Анализ поэтического текста

9.05

34.

Решение олимпиадных заданий

16.05

35.

Решение олимпиадных заданий

23.09

Планируемые результаты:

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

Предметные результаты:

  1. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
  2. Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
  3. Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  4. определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
  5. осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
  6. удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
  7. Овладение приемами анализа художественных произведений.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:

В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.

 Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.

А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.

 Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.

А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 .

 Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.

 С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.

 С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

 Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.

 Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.

Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2010.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2011.

 Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004.

  Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999

 П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.

 Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.

 Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под.ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.

 Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.

 Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008.

 Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.

Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.

Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009.

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс

Программа  разработана для организации  внеурочной деятельности  с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"

Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»

Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских...

Программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиаде по географии»

Программа внеурочной деятельности направлена на работу с обучающимися 5 - 9 классов, участвующими в олимпиадном вижении. Курс  дает возможность расширить временные рамки работы с картографическим...