Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представления об истинных и ложных ценностях; 3) развивать навыки исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_na_attestatsiyu.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ АО «Котласский транспортный техникум»

Преподаватель русского языка и литературы Котова Надежда Николаевна.

                                                                                                             

                  Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представления об истинных и ложных ценностях; 3) развивать навыки исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.

Оборудование:

  1. Тексты произведения
  2. Вопросы для обучающихся
  3. Презентация

Содержание урока.

  1. Дома вы прочитали рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на очень важный вопрос:

«Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча?»

Ваши версии.

Я предлагаю разделиться на две группы: первая – кто хотел бы его защитить, вторая – кто готов обвинить Ионыча, т.е. обвинителей и защитников.

(пересядьте так, чтобы были видны две команды)

Группам выдаются в помощь вопросы (найти в тексте ответы – работа 10 минут)

  1. Первое слово предоставляется обвинителям.

Примеры вырождения Старцева, его падения, примирения с окружающей действительностью.

Из текста детали портрета Ионыча; образ жизни, цитирование строк о его манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом; его хобби – любование деньгами, которые у Чехова в рассказе пахнут в отличие от известного утверждения (римский император Веспасиан ввёл налог на общественные уборные, на упрёки сына он ответил: «Деньги не пахнут»).

Обвинители делают вывод: в конце рассказа Ионыч, грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги – смысл жизни.

Вопрос преподавателя: может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж?

Слово предоставляется защитникам. (Обвинители могут при этом возражать – процесс одновременного сотрудничества и соперничества, идёт интеракция)

Обучающиеся должны внимательно вчитываться в текст, отыскивая знаменитую чеховскую деталь, комментировать её.

Проблема: каков Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа?

Вопросы преподавателя

Примерные ответы, к которым должны прийти обучающиеся

Как молодой врач Старцев относится к своему делу?

Он занят больными настолько, что выбрался в гости к Туркиным только весной (приглашали зимой), в праздник, после приёма больных «Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было много работы, ион никак не мог выбрать свободного часа»(гл.1)

Хороший ли он врач?

Хороший, потому что больные обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё «перебывали все городские врачи»(гл.2)

Работа врача – это для Старцева средство для существования или цель жизни?

В главе 4 Екатерина Ивановна скажет: «…у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Какое это счастье – быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье!» можно предположить, что Екатерина Ивановна говорит словами, сказанными когда-то Старцевым.

Имеет ли Старцев общественно-политические взгляды?

Имеет, их можно назвать передовыми: в главе 4 Чехов пишет, что Старцев пытался говорить с обывателями города С. о том,  «что человечество, слава богу, идёт вперёд и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни… что нужно трудиться, без труда жить нельзя…»

Но Дмитрия Ионовича они не понимали, и он замолчал, замкнулся.

Каков внутренний мир Д.И.Старцева?

Он любил литературу, музыку, если напевал, то романсы на слова Дельвига, Пушкина. Может оценить «таланты» семьи Туркиных. Оказавшись ночью на кладбище, он философствует о том, как быстротечна жизнь, «как нехорошо шутит над человеком мать-природа…»(гл.3). На кладбище у него нет страха, а есть восторженное любование красотой ночи, местом, которое ему видится колыбелью лунного света.

Дмитрий Ионыч тонко чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его образна, метафорична

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Скорее, был очарован, влюблён романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал Котика до 2 часов ночи. Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблён, даже унижен – чувство Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким.  С этого момента начнётся деградация героя рассказа.

Вывод защитников: Дмитрий Старцев – привлекательный молодой человек, достойный уважения, и всё случившееся с ним вызывает сочувствие, а может и разочарование.

Возвращаемся к нравственной проблеме урока: кто же виноват в превращении Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла его душа?

Три варианта ответа:

  1. Окружающая среда
  2. Екатерина Ивановна
  3. Сам!

Кульминация урока.

В рассказе есть одно слово, которое внесёт ясность: сам ли Ионыч виноват в нравственной гибели, или среда заела. Это слово Чехов повторяет 3 раза. Значит, оно ему  необходимо и помогает подсказать читателю открытие. Нужно найти его.

Глава 2. «С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чём угодно, жаловаться на жизнь, на людей»

Глава 2. «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал…»

Глава 4. «Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь…»

Это слово        – «жаловаться»!

Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.

Итог  деятельности на уроке.

Д.И.Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после университета. У него благородная цель – лечить людей, он любит свою работу, отдаёт ей всё своё время. Дмитрий Ионович верит, что общество идёт вперёд, к светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу, музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев – романтик, философ, способный на красивое чувство любви.  Но отсутствие воли заставит его отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде, променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого себя, погибла его возвышенная душа – вот открытие урока, идея рассказа.

Человек, способный подняться до значительных жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию, где деньги превыше всего, где жизнь «в брюхо» становится целью!

Человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречён на нравственную деградацию. Мысль Чехова, к сожалению, чрезвычайно актуальна сегодня.

Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Дмитрий Старцев предал самого себя…».

Рефлексия

Что хотел(а) узнать на уроке

Что узнал(а)

Оценка урока

Оценка своей работы на уроке


Список литературы

Большая Советская Энциклопедия – М., 1973. Т.12. Ст.1765.-с.293.

  1. Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 Т. Т.3. - М., 1956, -с.42.
  2. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000, с.88.
  3. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.151.
  4. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.150.
  5. Николина Н. Филологический анализ текста. – М., 2003, с.51.
  6. Дерман А. О мастерстве Чехова. – М., 1959, с.78-79.
  7. Паперный З. А.П. Чехов. Очерк творчества. – М., 1960, с.212.
  8. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975, с.396.
  9. Троицкий В. Рассказ “Ионыч” в семиотическом аспекте. – В кн. Язык и стиль А.П. Чехова. – Р., 1986, с.24.
  10. Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989, с.67.
  11. Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989, с.61.
  12. Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989, с.72.
  13. Катаев В. Литературные связи Чехова. М., 1989, с.101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Разработка урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч"

Конспект   урока  литературы  в 10 классе.   Урок – исследование  «Анализ рассказа А.П.Чехова  «Ионыч».  В разработке урока  представлена  поэтап...

А.П. Чехов, «Ионыч». Художественное исследование духовного мира личности. Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.

Цели урока: ·         ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;·         раскрыть основные ид...

Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс

Урок по  произведению А.П. Чехова "Ионыч"...

Тема гибели человеческой души в рассказе "Ионыч"

Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес з...