Технологическая карта урока "Друзья и дружба в лирике А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

 Елена Геннадьевна Павлова

Технологическая карта урока литературы в 7 класса по программе Г.С.Меркина. Цель урока - знакомство с кругом друзей А.Пушкина и стихотворными посвящениями друзьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

ДРУЖБА И ДРУЗЬЯ В ЛИРИКЕ А.С.ПУШКИНА

Цели педагогической
деятельности

познакомить учащихся с друзьями А.С. Пушкина и  стихотворными посвящениями поэта друзьям; формировать навыки публичного выступления, выразительного чтения,  работы с терминами, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые образовательные результаты

  • формирование у детей представления о круге друзей Пушкина, роде их деятельности, влиянии на мировоззрение поэта; о стихотворениях  –посвящениях друзьям ;        
  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; навыков публичного выступления, выразительного чтения, анализа поэтического текста; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • воспитание на примере жизни поэта бережного отношения к миру человеческих чувств, умения дружить и дорожить дружбой, формирование гуманных отношений;
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, системно-деятельностный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные
ресурсы

1. «Литература», учебник для 7 класса 1ч.,  Г.С.Меркин, издательство «Русское слово», 2017 г.

2. Друзья А.С.Пушкина[Электронный ресурс] ]. – Режим доступа :. http://fb.ru/article/123553/druzya-pushkina-v-litsee-samyie-schastlivyie-i-bezzabotnyie-godyi-v-jizni-poeta

3.Видеоролик «Стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»»  https://www.youtube.com/watch?v=rKUYFigXZk8

4.Видеоролик «Лицейские друзья А.С.Пушкина» https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=P-dN2DDhxf0

5.Видеоролик «Лицейский уголок, где подружились мы с тобою» https://www.youtube.com/watch?v=P-dN2DDhxf0&t=11s

6. Аудиозапись песни «Роняет лес…» http://songhouse.me/s/5996932-Pushkin_A.S._Muzyka_i_ispolnenie_-_Smirnov_Aleksandr_GUSAR_-_19_oktyabrya._Ronyaet_les..._stihi_Pushki/

7.Фотографии друзей Пушкина https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Метод.комментарии

I.Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,

Организация внимания детей.

Настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:

контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

Слайд 1

II.Актуализация знаний.

Цель: активизировать опорные знания

Игра-беседа.

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию.

  1. А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, в Москве.)
  2. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.)
  3. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.)
  4. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.) 
  5. Царскосельский лицей был открыт 9 сентября 1810 года. (Нет, 19 октября 1811 года)

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения

Слайд 2

III.Самоопределение к деятельности. Определение темы и постановка учебных задач.

Цель: развитие познавательной деятельности посредством определения темы урока и предмета изучения.

Эпиграф к уроку: 

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен ...

 

1.Определение темы, цели, задач урока.

– Друзья мои, перед вами бессмертные и удивительно трогательные строки из стихотворения « 19 октября» Александра Сергеевича Пушкина.  Для чего я их написала? (Они будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока)

 –Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?  (Мы будем говорить о друзьях великого поэта и стихотворениях,  им посвященных)

-А почему именно о дружбе и друзьях пойдет сегодняшний разговор? (Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящен цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывает “Воспоминания в Царском Селе” (1814) и завершает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ...” (1836).)

-Мы можем сформулировать цель нашего урока?

 (Определить значение дружбы  и друзей  в жизни  и творчестве поэта)

-Значит, какие задачи стоят перед нами?

(Познакомиться с друзьями А.С.Пушкина и  со стихотворениями –посвящениями друзьям, с жанром стихотворного послания

Проанализировать стихотворение «К Чаадаеву»

Определить свое отношение к дружбе)

Работа с эпиграфом урока

Отвечают на вопросы.

ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют тему и цели урока

РУУД: целеполагание 

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль и оценивание своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

ПУУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание, анализируют и делают обобщения.

КУУД: учатся слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

ЛУУД: мотивация к учебной деятельности, стремление развивать наблюдательность, логическое мышление.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

IV. Открытие новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание детьми изученного.

Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям.

1.1.Видеролик «Лицейские друзья Пушкина» 4 мин 4 сек.

1.2Чтение наизусть стихотворения «И.И.Пущину»

1.3.Сообщения учащихся о

  1. В.Кюхельбекере
  2. А.Дельвиге
  3. Ф.Матюшкине
  4. А.Горчакове
  5. К.Данзасе
  6. И.Малиновском

2. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался преданным своим друзьям. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818,1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817).

          2.1.Просмотр видеоролика «Стихи о друзьях» 4 мин.16 сек.

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию.

Выступают перед классом, слушают, анализируют

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию.

ПУУД: добывают новые знания, КУУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание, развивают навыки публичного выступления,

РУУД: учатся планировать, прогнозировать, оценивать

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Сл. 10-11

Сл. 12-13

Сл. 14-15

Сл.16-17

Сл.18-19

Сл.20

Сл.21

Сл.22

V.Физкультминутка

Цель: снять утомление.

Замечательные стихи и удивительно правильные и настоящие друзья! Давайте мы перенесемся мысленно к ним, в их время. Представим себя на месте Александра Сергеевича и после долгой встречи широко раскинем руки и от души обнимем товарища по парте.

Выполняют задание

 РУУД: контролируют свои действия.

VI.Продолжение работы по теме урока.

Цель:обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание детьми изученной темы

3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву».

3.1. Сообщение учащегося о П.Я. Чаадаеве.

3.2. Видеоролик Выразительное чтение стихотворения. 1 мин.22 сек

3.3. Выявление первоначальных впечатлений.

 - Выпишите слова, в которых заключаются главные мысли послания.

Любви, надежды, тихой славы, обман, туман, власть роковая, отчизна, вольность святая, свобода, честь, прекрасные порывы, Россия вспрянет,  звезда пленительного счастья, на обломках самовластья.

3.4. Стихотворный размер.

- Каким размером написано стихотворение?

Четырехстопный ямб.

3.5. Слово учителя.

 Жанр стихотворения - дружеское послание.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Оно рассчитано на широкий круг читателей.

3.6. Выразительное чтение первых 4 стихов.

- Какому лирическому жанру созвучна интонация этих строчек?

- Как в литературоведении называется стихотворение с печальными интонациями?

Элегия.

-  Какой образ создан в этих строчках?

Образ разочарованного, утратившего иллюзии человека.

- В чем разочаровался лирический герой?

Герой не верит в любовь, в возможность безмятежного счастья, утратил надежду. Эти понятия названы «забавой», «обманом», подобные утреннему туману.

3.7. Слово учителя.

 - Какое значение приобретает слово «нежил» в контексте фрагмента?

Мечты о «тихой» славе, любви «нежили», т.е. берегли, оставляли в неведении, ограждали от реальности.

 

3.8. Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Но в нас горит ещё желанье...» до слов «Минуты верного свиданья».

- Назовите слова, передающие движение души лирического героя. Укажите эпитеты и метафоры, сравнения.

Горит еще желанье (метафора); нетерпеливою (эпитет) душой; ждем с томленьем упованья; как ждет любовник молодой (сравнение).

- Как меняется интонация и настроение лирического героя в данном фрагменте?

Интонация становится иной — оптимистичной, уверенной. Душа лирического героя исполнена страсти, энергии. Он противопоставлен образу разочарованного человека, который появляется в первых строках стихотворения.

 - Какое  значение имеет метафора горит желанье?

Метафора  «горит желанье»  передает пламенное чувство, горячее, как огонь.

- Что противостоит состоянию лирического героя?

«Гнёт власти роковой» — гибельной, смертельной, несущей горе, несчастье, страдания, бедствия.

- Как вы понимаете фразу «отчизны внемлем призыванье»?

Слышим мольбу родной страны.

- Какой смысл придают фразе слова, принадлежащие к «высокой» лексике?

Они подчеркивают стремление истинных патриотов к высокому служению родине.

- Почему Пушкин называет вольность «святой»?

Свобода  и духовная чистота — для поэта близкие по значению понятия, являющиеся высшей нравственной ценностью.

3.9. Выразительное чтение учащимися фрагмента стихотворения от слов «Пока свободою горим...» до слов «Напишут наши имена».

- Какова интонация этих строчек?

Сроки  -  прямой призыв к борьбе. Пушкин призывает сохранить надежду на будущее освобождение России.

3.10. Слово учителя.

- Почему поэт, обращаясь к своему другу, называет его товарищем?

3.11. Лексическая работа: товарищ.

ТОВАРИЩ, -а, м. 1. Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Т. по оружию, боевой т-Этот ученик - хороший т. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе испытывает какие-н. неприятности; разг.). 2. В советское время (обычно перед фамилией, званием, должностью, профессией): обращение к гражданину (во 2 знач, а также его упоминание, обязательное обращение или упоминание применительно к члену коммунистической или дружественной партии. Выделить в комиссию трех товарищей. Пришла т. Петрова. На съезд приехали товарищи из разных стран. 3. кого. В названиях нек-рых должностей: помощник, заместитель. Г. министра. Т. председателя. Т. прокурора. * Со товарищи (ирон.) - совместно с кем-н., в компании с кем-н. [товарищи - старая форма тв. п. мн. ч.]. II ж. товарка, -и (к 1 знач.; устар.).

- Какое значение имеет фраза звезда пленительного счастья?

Звезда пленительного счастья для Пушкина — это просвещенная демократическая Россия — государство свободного духа и незыблемой законности, правовое государство.

Слушают, смотрят.

Работают с книгой.

Выписывают ключевые слова. Высказывают свои мысли.

Делают вывод.

Определяют размер стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя

Рассуждают и стоят ответы

Находят изобразительно-выразительные средства, определяют их значение

ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, делают  вывод.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничать с одноклассниками и учителем, ставить вопросы, высказывать свое мнение

РУУД: учатся планировать, прогнозировать. контролируют свои действия.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничать с одноклассниками и учителем, ставить вопросы, высказывать свое мнение

ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, делают  вывод

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

VII.Итог урока.

Цель: обобщение полученных знаний на уроке

1.Беседа по вопросам:

  •  Как понимал дружбу А.С.Пушкин?
  • Какое место в его жизни занимали друзья?
  •  Что значит выражение «быть хорошим другом»?
  • А в  вашей жизни есть хорошие друзья?

Молодцы.   Оценивание

Отвечают на вопросы

РУУД: осознают важность полученных знаний.

Слайд 27

X.Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д.з.

1.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «К Чаадаеву»

2.Выполнить задания к уроку №  в рабочей тетради

3.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о восстании декабристов

Записывают домашнее задание

Слайд 28

VIII.Рефлексия учебной деятельности

Цель: инициирование рефлексии по поводу психоэмоциональ-

ного состояния

Рефлексия (работа по карточкам)

Сегодня на уроке я узнал__________________

Я задумался о________________________

Считаю, что работал на уроке_________________

Урок мне показался_________________________________

Работают по карточкам

ПУУД: рефлексия способов и условий действий,.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

РУУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слайд 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...

Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Презентация " Дружба в лирике А.С.Пушкина"

Презентация  "Дружба в лирике А.С.Пушкина"...