Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Примерова Любовь Федоровна
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца "Шрам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prepodavanie_literatury_s_ispolzovaniem.ppt215 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподавание литературы с использованием современных технологий Технология ЧПКМ Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами)

Слайд 2

Технология решает задачи - образовательной мотивации; - культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности; - социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Слайд 3

Суть данной технологии составляет базовая модель трёх стадий: «Вызов – Реализация – Рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией размышлять о том, что они узнали

Слайд 4

Теория технологии ЧПКМ Фазы Тип фазы Суть фазы Функции Характеристика 1-я - Вызов Актуализация знаний, активизация учащихся для получения информации, вовлечение в проблему Мотивационная информационная, коммуникационная Происходит процесс актуализации знаний и представление о предмете изучения

Слайд 5

Теория технологии ЧПКМ Фазы Тип фазы Суть фазы Функции Характеристика 2-я - Реализация (освоение материала) Получение новой информации к осмыслению и поддерживание интереса к получению новых знаний Информационная, систематизационная Систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями и позицией автора

Слайд 6

Теория технологии ЧПКМ Фазы Тип фазы Суть фазы Функции Характеристика 3-я - Рефлексия Осмысление знаний, размышление, высказывание своих мыслей Коммуникативная информационная, мотивационная, оценочная (выработка собственной позиции) Возможность осмысливать, присваивать и обобщать информацию, выработать своё отношение к изучаемому

Слайд 7

Форма урока – чтение фрагментами лёгкая, подвижная каждый имеет возможность выступить можно использовать с 5 по 11 классы неожиданный финал никто не должен знать содержание текста

Слайд 8

Форма урока – чтение фрагментами Роль учителя – организующая: информатор, консультант, секретарь Учащиеся, слушая ответы одноклассников, высказывают своё мнение по поводу предложенных учителем фактов (фрагментов произведения)

Слайд 9

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 1-ый этап (вызов): Мы сегодня познакомимся с рассказом. Он называется «Шрам». Попробуем представить, что нам обещает это название Автор этого произведения – Евгений Гришковец. Слышали ли вы это имя? Хотите ли высказать какие-либо предположения?

Слайд 10

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: ( освоение текста : чтение текста фрагментами; фрагменты распечатаны, розданы) Фрагмент 1 : Что такое лобби-бар? Что при первом знакомстве можно сказать о главном герое? Намечается ли здесь какой-либо конфликт?

Слайд 11

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: Фрагмент 2 Каковы ваши предположения: даст ли Косте старший брат денег? Как 2-ой фрагмент помогает нам увидеть характер Кости?

Слайд 12

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: Фрагмент 3 Может, в этом эпизоде кроется смысл названия рассказа? Шрам от обиды, которую нанёс брат? На чьей вы стороне в этом конфликте? Возможно, Паша прав, и в родном городе дел непочатый край?

Слайд 13

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: Фрагмент 4 Какую роль играют пейзажные вкрапления?

Слайд 14

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: Фрагмент 5 Что чувствует Костя, когда в руках его оказался большой бумажник? Назовите мотивы и смысл поступков героя. Возможно, мы приблизились к разгадке названия рассказа. Каковы ваши предположения?

Слайд 15

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: Фрагмент 6 Дайте характеристику Скачкову В.Н. Каков его мир? Как характеризует героя речь? Как вы думаете, трудно ли быть благодарным?

Слайд 16

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 2-ый этап: Фрагмент 7 «Дурак ты! Вот и получил, что заслужил. Как ты посмел это сделать?» — говорил Юра. Согласны ли вы с мнением Юры?

Слайд 17

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 3-й этап (рефлексия) «Он не понимал, как сделать так, чтобы забыть эти деньги, и что нужно предпринять, чтобы о них не жалеть…» «…ещё Косте было отчетливо ясно, что он не скоро это поймёт…» Как вы понимаете смысл финала текста?Какие чувства он вызывает? Мы так и не встретили в рассказе слово «шрам». Почему же рассказ так называется? В чём смысл названия рассказа?

Слайд 18

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 3-й этап (рефлексия) Какие проблемы поднимает автор в рассказе ? - Проблема нравственного выбора: поступить по совести или исходя из собственной выгоды? - Нужно ли делать добрые дела, если в ответ получаешь оскорбление? - Как нужно откликаться на добро? Неужели так сложно быть благодарным? Используя собранный материал, напишите комментарий к основной проблеме .

Слайд 19

Чтение фрагментами рассказа Е.Гришковца «Шрам» 3-й этап (рефлексия) Какова авторская позиция? Выразите и обоснуйте своё отношение к авторской позиции. Подберите 2 аргумента Д.з.: написать сочинение-рассуждение по тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы

Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» на примере фрагмента интегрированного урока "Человек подобен дроби"

Технология критического мышления - универсальная технология, которую может использовать в своей работе как математик, так и историк. На примере данной презентации мы раскрываем суть технологии критиче...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....