Урок по рассказу Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Методическая разработка урока по рассказу Носова "Кукла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_nosova_kukla.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу

Е. И.Носова «Кукла»

    «Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

                         Урок разработала и провела

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                                           Бетлицкой средней школы

                                                                           Купренкова Е.П.

 

                                          Куйбышевский район

                МКОУ Бетлицкая средняя общеобразовательная школа


         Цель урока:

Формировать умение логически строить свой ответ, используя текст изучаемого произведения.

Пробудить в учащихся протест против общечеловеческих пороков: равнодушия, безразличного     отношения к окружающему миру, напомнить о падении нравственности, о губительности пошлости в жизни.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о главном герое рассказа «Кукла».

Развивающие:

  • на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать умение самостоятельно мыслить, грамотно строить монологическое высказывание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
  • напомнить детям о заботливом отношении к природе, о бережном отношении к тому, что когда-то было необходимо человеку и было ему дорого;
  • воспитать мысль о ценности человеческого существа,  для этого нужно видеть не только глазами, а сердцем и душой.

Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.

Оборудование:

презентация

портрет писателя;

         эпиграфы;

выставка книг Е. Носова.

фоновая запись колоколов;

Эпиграфы:

«Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию»

Е.И.  Носов

«В непомерной  наглости находят для себя наслаждение  растратившие для себя

всё  остальное».

Корнелий Тацит

Ход урока:

I. Организационный момент.

  Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим  о рассказе «Кукла», автором которого является талантливейший писатель 60-х годов Е. Носов.

1.  Рассказ ученика об авторе рассказа «Кукла». (Приложение 1)

- Что привлекает к себе творчество писателя?                                                                                                         «Прежде всего умением рассказать об увиденном, услышанном, пережитом.  И не просто рассказать, а «показать зримо, выпукло, живописно».

Этот рассказ заставляет нас задуматься о нашей жизни, что с нами происходит?

Люди стали безразличны к чужому горю, спокойно проходят мимо человека, нуждающегося в помощи, для нас нормой становится смерть, террористические акты.

Е. Носов не хочет с этим мириться.

II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся.

Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. Правила поведения, определяемые этими качествами. Ожегов.

Цинизм - пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.

Глумиться - злобно и оскорбительно издеваться.

Избыть - избавиться от чего-либо.                                                                                                                    Святотатство - поругание, оскорбление чего-либо святого.

Вопрос учащимся:

- Что стало главным для людей в их жизни?   Про что забыли?   Об этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Звучит запись звона колоколов.                                                                                                                                  В старину, если  случалась беда, чтобы собрать народ, били в набат.    Во все времена этот звон  был вестником тревоги.                                                                                                                                  В словаре Ушакова написано:
Набат -  
сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола.           

«Бить в набат»  - оповещать о бедствии, сзывать на помощь звоном колокола;

а переносно: «поднимать тревогу, «будить сознание общества, привлекая общественное внимание к какой-нибудь опасности».

Вопрос учащимся:

- О  чем сегодня звонят колокола?                                                                                    

(Они напоминают нам о том, что что-то не так происходит в нашей жизни и с нами.)                                                

А что это не так - мы попробуем разобрать, проанализировав рассказ Е. Носова «Кукла».

-  Как думаете, почему этот рассказ автор обращает к вам?

(Дети – это наше будущее, и от того, какими мы их воспитаем, зависит наша дальнейшая жизнь)

III.    Работа над темой урока.

1. Работа по смысловому пониманию эпиграфа.

- Посмотрите на первый эпиграф, написанный на доске. Это слова Е. Носова.                      

Как он относится к земле, к природе?

2. Работа над рассказом.         
           Итак, рассказ вами прочитан. Сколько ключевых эпизодов в нем можно выделить?

3.Составление эпизодного плана.

    На Сейме.

    Акимыч и кукла.

    Похороны куклы.

4.Работа над эпизодами.

1). «На Сейме»

 Заглянем на реку детства писателя, на Сейм.

Зачитать начало рассказа, описание омута. (Омут - глубокая яма в реке, ударяющаяся в крутой берег вода крутит воду и в яме, создавая воронку-водоворот.)

- Какой река была во времена его детства»?.

(«В этом месте река.. . .поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».)

- Какая картина предстала перед писателем через несколько лет?  (Русло реки сузилось, песчаные излучины заросли травой, на месте омута - «грязный серый меляк». Река обмелела, не нужен теперь и перевозчик Акимыч и его шалаш. Не нужны и удочки: рыбы в реке нет.)

Вопросы учащимся:

- Любит ли писатель родную землю?                                                                                                                                   (Любит. Поэтому у него болит сердце о том, что он видит)

- Как относится к увиденному на реке?                                                                        

(Внешне спокоен, но чувствуется душевное волнение.)                                                                                         - Какой перед нами человек: безразличный или беспокойный? (беспокойный)

-  О чем думаем мы, читая о прежней и нынешней реке?                                                  (Гибнет природа, и виноват в этом человек.)

- Подтвердите текстом выводы.                                                                                                        (Бутылки в воде омута, сизая жижа от удобрений с полей.)

- О чем думаем мы, читая эти строки? К чему это может привести?

( «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз...»

-- Так о чем же звонит колокол? В чем же нас убеждает Е. Носов? О чем хочет сказать?

В чем предостеречь?

(Люди утратили в себе что-то важное, забыли, что сами являются частицей природы.)

- Кто вместе с автором переживает увиденное? (Акимыч)

- А кто такой Акимыч? В чем его жизнь схожа с судьбой автора-рассказчика?                                                                                         (Зачитатать отрывок на стр. 172)

«Мы с Акимычем воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали один и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпитали нам выпали разные: я, попал в Серпухов, а он - в Углич.

Да, ранило его бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и спустя десятилетия, разволновавшись, внезапно утрачивает дар речи, язык будто намертво заклинивает. Тогда он, побледнев, умолкает, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длится несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхает, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпает его измученное немотой и окаменелостью лицо.

- Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? С какой целью автор обращается к войне?

События, пережитые нашими героями в годы войны, действительно, были страшным испытанием на человечность: пройти через такой ад и не окаменеть способен только настоящий человек.

Для фашизма была свойственна жестокость ко всему живому: к женщинам, старикам, детям, природе. Но не идет ли и наше общество этой же дорогой?

Рассмотрим следующий эпизод рассказа.

2). Акимыч и кукла.

- В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?

(Когда рассказчик находит «обгорелые останки Акимычева шалаша». Этот шалаш кто-то сжег, скорее всего, просто от неразумности, со скуки, от нечего делать. «На это большого ума не надо».

- Где встречается рассказчик с Акимычем? (В селе)

- Прочитайте описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя за Акимычем.                                                                                                          (Стр. 173)

«Мы пошли мимо школьной ограды...»

- Видел ли эту красоту Акимыч? (Нет, его мысли были о другом)

Чтение учителем эпизода от слов «В грязном...» (Стр.174).

- Как передается душевное состояние Акимыча в этом эпизоде?

(«Акимыч бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе..» (Стр.173) Видно его что-то вывело из себя».)

- Что?

(Растерзанная кукла)

- Как бы вы назвали этот поступок?

Что заставило человека поступить так жестоко?                                                                              (Нравственное падение, может быть, цинизм.)

(Цинизм - пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство).

3). Обращение ко второму эпиграфу.

Что историк имел в виду под словом «остальное»? (Доброту, отзывчивость, душевность, сочувствие, красоту.)

- Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа?»

(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала серьезным толчком к серьезному размышлению о человеке, о его достоинствах и недостатках).

4). Работа учащихся.

-  На доске  спроецированы слова, перечисляющие  пороки человеческой личности. Выберете самые страшные, на ваш взгляд, пороки, которые вызывают проявление и всех других.

жестокость

безответственность

злость

зависть

легкомыслие

трусость

равнодушие

жадность

предательство

лицемерие

        

- А теперь посмотрите еще раз перечисленные качества человека - какое самое страшное? (равнодушие)

- К чему может привести равнодушие?                                                                                       (Проявлению зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).

- Какие страшные слова произносит Акимыч? Какой вывод делает о причинах произошедшего?

(Люди стали равнодушными. Многие притерпелись друг к другу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются» (стр. 174).

(Об этом тоже звонит колокол)

Акимыч говорит: «Нынче трудно на кого думать...» Почему он так говорит? В ком истоки зла?

- Что могут вынести дети из картин, что рисует Носов?                                                    (Равнодушие взрослых.)

- Подтвердите примерами текста. Стр. 174.

(Носов обвиняет и нас, учителей, в том же самом равнодушии.)

- Ребята, что вы можете сказать об Акимыче?                                                                                         (Он переживает и очень страдает.)

- Какой он человек?                                                                                                                 (Неравнодушный, человек, который всем сердцем переживает за то, что происходит вокруг.)

5). Эпизод «Похороны куклы.

- Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?

(Сам  Акимыч говорит: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины.

Акимыч видел на войне много смертей, изуродованную человеческую плоть. Ему невыносимо глумление над человеческим обликом.

- Прочитайте, как Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, согбенно перешагнул кювет..(стр.175)

Сутулый - слегка сгорбленный, согбенный - (устар., высокое) сгорбленный, согнутый.

Эти эпитеты показывают состояние Акимыча, согнувшее его горе, досаду, боль.                              - О кукле ли горюет Акимыч?

(Акимыч горюет о людях, потерявших нравственные ориентиры, потерявших чувство ценности человеческой жизни. Он не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит: «Всего не закопать...»).

- Как вы понимаете слова Акимыча?

- (Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки, зло не уходит совсем, надо противостоять злу, уметь сострадать, чувствовать чужую боль.)

(Об этом тоже звонит колокол)

Куклы, игрушки всегда связаны с детьми. С куклами девочки играют, нянчатся, называют их своими детьми. Не случайно и Акимыч считает, что иную куклу «от живого дитя не отличишь». И тот, кто сегодня так изощренно «пытает» куклу, завтра может проделать это с живым человеком, с любым ребенком. А самое страшное, что дети растут, видя это? Жестокость, это равнодушие.  Вот это и терзает Акимыча.

Действительно, эта жестокость стала повседневной, распространенной картиной. Это не единичный случай: и в районе, и в области замечал Акимыч возле заборов, на мусорной куче «останки» истерзанных кукол, мимо которых проходит жизнь, привыкшая к такому святотатству.

«Негоже оставлять незахороненное тело на земле», - именно так считает Акимыч. Поэтому он не закапывает, а именно хоронит куклу, по-человечески. И с болью замечает: что все закопать невозможно.

IV. Рефлексия.

- О чем звонит колокол? Что в нашей жизни не так?                                  

Люди стали варварски относиться к природе;

жестоко относиться друг к другу;

стали бессердечными к окружающим;

равнодушными к чужой беде.

Рассказчик и Акимыч видят жестокость людей по отношению к природе, к детям, к бессердечию, к чужой боли.

Боль Акимыча и рассказчика никого не оставят равнодушной. Действительно, к такой жестокости нельзя привыкать. Иначе мы разучимся ценить добро и красоту. Поэтому-то, на мой взгляд, этот автор и его произведение очень современны.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:  прочитать рассказ «Живое пламя» Е.И.  Носова.

Приложение 1                                                                                                                                                    Биография

Евгений Иванович - человек с крепкими крестьянскими корнями, человек прошедший ад войны и поэтому знающий цену мирной жизни; человек, повидавший в жизни много жестокости, поэтому не умеющий наблюдать ее равнодушно; знаток и любитель природы, поэтому не терпящий вандализма по отношению к ней.

Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области.

Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма.  Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Его отец трудился слесарем на Курском механическом заводе, и семья жила в Курске. Будущий писатель хорошо помнил и тропу, которую еще ребенком с матерью торил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии.  Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".

В феврале 1945 года Евгений Носов был тяжело ранен. День Победы встретил на госпитальной койке в городе Серпухове, и лишь в июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.

После демибилизации Евгений Носов спешно, за один год, сдал экзамены за среднюю школу и уехал в Среднюю Азию.

Там удача ему улыбнулась. Областной газете требовался художник-оформитель, и он, умея неплохо рисовать, определился на эту должность, а когда в нем обнаружились явные литературные задатки, редакция возложила на него другие обязанности. Он стал специальным корреспондентом.

В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты "Молодая гвардия".

В 1957 году серьезно занялся литературным трудом. К началу 1958 года составил сборник "На рыбачьей тропе".

После окончания Высших литературных курсов Евгений Носов становится профессиональным писателем. В пору творческой зрелости увидели свет его книги "Где просыпается солнце", "В чистом поле за проселком" , "Берега" , "Шумит луговая овсяница" , "Мост" , "И уплывают пароходы" , "Красное вино победы", "Избранные произведения" в 2 томах.

Важнейшие темы его произведений - военная и деревенская.  Похоронен в Курске в 2002 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...