рабочая программа 8 кл русская литература
рабочая программа по литературе (8 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

рабочая программа 8 кл русская литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rl_8_kl.docx64.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Рабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс составлена составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон  от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""  (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • Федеральный перечень учебников;
  • ООП МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
  • Учебный план МАОУ «Основная общеобразовательная школа №23 » на 2018 - 2019 учебный год;

Цели и задачи:

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  •  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  •  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  •  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  •  установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  •  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  •  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  •  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  •  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  •  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  •  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  •  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  •  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  •  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликон-фессионального состава;
  •  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  •  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
  •  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  •  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Место и роль учебного предмета:

Место предмета «Русская литература» в базисном учебном плане МАОУ ООШ №23 г. Улан-Удэ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской литературы в VIII классе – 70 час. Курс русской литературы в 8 классе в учебном плане школы  рассчитан на 70 учебных часа (35 недели, 2 часа в неделю), что соответствует авторской программе под редакцией Т.Ф.Курдюмова.

Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы Т.Ф. Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б. Марьина и др.  в МАОУ ООШ №23 г.Улан-Удэ.

Авторская программа М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и др.особое внимание уделяет   подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,  как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках,  а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения.устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  •  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  •  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  •  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  •  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  •  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  •  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  •  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  •  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Результаты обучения. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки уч. 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Количество часов ,отводимых на изучение данного курса:

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в VIII классе – 70 часов (2 часа в неделю).

Формы контроля знаний и умений обучающихся и их количество:  

Форма контроля

Вид контроля

Количество

Входная диагностика

Тест

1

Текущий контроль

Сочинение

Тест

Проект

Чтение наизусть

7

13

4

4

Промежуточная диагностика

Тест

2

Метапредметная диагностика

Комплексная контрольная работа

1

Учебно-методические материалы , использованные при составление и реализации программы:

Для реализации программы используется УМК Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев

Учебник:  Т.Ф. Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б. Марьина и др., г. Москва, 2019 г.

        Национально-региональный компонент:

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, ценностными ориентирами уроков русского языка являются

 1 духовно-нравственные ценности:

- пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь;

-формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

- содействие обретению ребенком спасительного нравственно востребованного духовного опыта христианской позиции (самоотверженности, любви, готовности к подвигу и несению жизненного креста);

- коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим.

2 гражданско-патриотические ценности:

-любовь и чувство гордости за своё Отечество;

-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-служение Отечеству,

3 учебно-познавательные ценности:

-развитие познавательных интересов, потребностей;

-стремление к познанию истины;

-уважительное отношение к труду и творчеству и созиданию одноклассников;

-развитие целеустремлённости, настойчивости.

4 эстетические и этические ценности:

-развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально-
культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нем тексты в постоянном диалоге с миром и с самой собой; формирование чувства языка;

-формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

-сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

        5 ценности религиозного мировоззрения:

-понятие о традиционных российских религиях;

-представление о вере, духовности, о религиозной жизни человека;

-воспитание терпимости к людям других вероисповеданий;

 -формирование толерантности.

         6 экологические ценности:
-показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней;

-вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы;

-показать, как должен вести себя в природе разумный человек;

-приводить примеры бережного, доброго отношения к природе;

-подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.

7 семейные ценности:

-формировать уважительное отношение к родителям, заботу о младших;

-формировать  представление о любви и верности;

-показать значимость уважения, сострадания сопереживания в семье;

-формировать правильное понятие о здоровом образе жизни семьи.

Технология обучения, механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Формы организации учебного процесса, применяемые технологии в 8 кл :

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
  • проектная технология

Раздел «Содержание учебного предмета»

Литература и время. Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен.  «К а л о ш и  с ч а с т ь я»  как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.; Ф. И. Тютчев.  «Ц и ц е р о н».  Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.; Т е о р и я.  Литература и история. Эпиграф.

Фольклор. История в устном народном творчестве.; Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.; Т е о р и я.  Исторические сюжеты в народном толковании.; Историческая народная песня.; Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж».  Петр Великий и Иван Грозный в песнях.; «П е т р а  П е р в о г о  у з н а ю т  в  ш в е д с к о м  г о р о д е»  и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.; Т е о р и я.  Историческая народная песня.; Народная драма.; Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к  ф р а н ц у з  М о с к в у  б р а л».  Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.; Т е о р и я.  Народная драма.

История на страницах произведений эпохи Возрождения. М. де Сервантес Сааведра.  «Д о н  К и х о т»  (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».; Т е о р и я.  Рыцарский роман. «Вечный образ».

История на страницах произведений древнерусской литературы. Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.; Т е о р и я.  Древнерусская литература и ее жанры.; Летопись; «Н а ч а л ь н а я  л е т о п и с ь»,  «П о в е с т ь  в р е м е н н €ы х  л е т».  Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.; Т е о р и я.  Летопись.; Жития святых; Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.; «С к а з а н и е  о  ж и т и и  А л е к с а н д р а  Н е в с к о г о».  Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев.  «П р е п о д о б н ы й  С е р г е й  Р а д о н е ж с к и й».  Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.; Т е о р и я.  Житие. Художественные особенности жанра жития.

Литература эпохи Просвещения. Ж. Б. Мольер.  «М е щ а н и н  в о  д в о р я н с т в е»  (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.; Т е о р и я.  Классицизм. Комедия.

История на страницах произведений XVIII века. Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин.  «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я.  Комедия

Историческое прошлое в литературе XIX века. Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.; Т е о р и я.  Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.; Былины и их герои в произведениях XIX века; А. К. Толстой.  «И л ь я  М у р о м е ц»,  «П р а в д а»,  «К у р г а н».  Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я.  Былина и баллада.; Г. Лонгфелло.  «П е с н ь  о  Г а й а в а т е»  (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.; Т е о р и я.  Песнь как жанр.; В. Скотт.  «А й в е н г о»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.; Т е о р и я.  Исторический роман.; И. А. Крылов.  «В о л к  н а  п с а р н е».  Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.; Т е о р и я.  Басня на историческую тему.; А. С. Пушкин.  «П е с н ь  о  в е щ е м  О л е г е».  Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. ; «П о л т а в а»  (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.; «Б о р и с Г о д у н о в»; «К а п и т а н с к а я  д о ч к а».  Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).; Т е о р и я.  Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.; М. Ю. Лермонтов.  «П е с н я  п р о  ц а р я  И в а н а  В а с и л ь е в и ч а,  м о л о д о г о  о п р и ч н и к а  и  у д а л о г о  к у п ц а  К а л а ш н и к о в а».  Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.; Т е о р и я.  Историческая поэма.; Н. В. Гоголь.  «Т а р а с  Б у л ь б а».  Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.; Т е о р и я.  Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.; В. А. Жуковский.  «В о с п о м и н а н и е»,  «П е с н я»;  А. С. Пушкин.  «В о с п о м и н а н и е»,  «С т а н с ы»;  Д. В. Давыдов.  «Б о р о д и н с к о е  п о л е»;  И. И. Козлов.  «В е ч е р н и й  з в о н»;  Ф. И. Глинка.  «М о с к в а»; А. Н. Апухтин.  «С о л д а т с к а я  п е с н я  о  С е в а с т о п о л е».  Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.; А. Дюма.  «Т р и  м у ш к е т е р а»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.; Т е о р и я.  Авантюрно исторический роман.; А. К. Толстой.  «В а с и л и й  Ш и б а н о в».  Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.; «К н я з ь  С е р е б р я н ы й».  Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.; Т е о р и я.  Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.; Л. Н. Толстой.  «П о с л е  б а л а».  Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.; Т е о р и я.  Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в литературе XX века. Былины и их герои в произведениях XX века; И. А. Бунин.  «Н а  р а с п у т ь е»,  «С в я т о г о р»,  «С в я т о г о р  и  И л ь я»;  К. Д. Бальмонт.  «Ж и в а я  в о д а»;  Е. М. Винокуров.  «Б о г а т ы р ь».  Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.; Т е о р и я.  Былины в лирике XX в.; Ю. Н. Тынянов.  «В о с к о в а я  п е р с о н а»,  «П о д п о р у ч и к  К и ж е».  Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.; Т е о р и я.  Язык и стиль исторического повествования.; М. Алданов.  «Ч е р т о в  м о с т»  (главы),  «С в я т а я  Е л е н а,  м а л е н ь к и й  о с т р о в».  Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.; Т е о р и я.  Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).; Б. Л. Васильев.  «У т о л и  м о я  п е ч а л и...».  Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.; Т е о р и я.  Исторический роман и его название.; Великая Отечественная война в литературе; Л. М. Леонов.  «З о л о т а я  к а р е т а».  Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.; Т е о р и я.  Символика названия пьесы.; История на страницах поэзии XX века; В. Я. Брюсов.  «Т е н и  п р о ш л о г о»,  «В е к  з а  в е к о м»;  З. Н. Гиппиус.  «14 д е к а б р я»;  Н. С. Гумилев.  «С т а р и н а»,  «П р а п а м я т ь»;  М. А. Кузмин.  «Л е т н и й  с а д»;  М. И. Цветаева.  «Д о м и к и  с т а р о й  М о с к в ы»,  «Г е н е р а л а м  д в е н а д ц а т о г о  г о д а»;  Г. В. Иванов.  «Е с т ь  в  л и т о г р а ф и я х  с т а р и н н ы х  м а с т е р о в...»;  Д. Б. Кедрин.  «З о д ч и е»  и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.; Т е о р и я.  Роль темы прошлого в лирике XX в.; Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

№ урока

Тема урока

Дата факт.

Дата по плану

Фольклор

Литература и время.

Отражение жизни народа в  фольклоре.  Донской фольклор.

События и герои исторических песен.

Народный театр. Драма «Как француз Москву брал».

Литература эпохи Возрождения

Особенности романа М.де Сервантеса Сааведра  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Древнерусская литература

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси.

Образы русских воинов в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Житийная литература как особый жанр.

Традиции жанра жития в «Житии святого Дмитрия Ростовского»

Литературная жизнь житийного жанра в XX веке.

Контрольная работа по теме «Фольклор и древнерусская литература».

Литература эпохи Просвещения

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Литература XVIII века

Сатира в творчестве Д. И. Фонвизина.        

История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба.

Проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии.

Литература XIX века

Былины и их герои в произведениях  А. Толстого «Илья Муромец», «Правда».

Традиции национального эпоса в «Песне о Гайавате» Г. У. Лонгфелло.

Образ народного героя в «Песне о Гайавате».

 Исторический роман В. Скотта «Айвенго».

Образ Кутузова в исторической басне  И. А. Крылова «Волк на псарне».

События русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Пушкин на Дону  

События истории в балладе  А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».  

Образ Петра Первого в поэме «Полтава».

Столкновение  власти и народа в трагедии  «Борис Годунов».

Особенности   исполнения  лирических и драматических произведений.

Судьбы русского крестьянства и дворянства в повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка».

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

Образ Пугачёва в  повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Герои исторической повести.

Историческая повесть и исторический труд.

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Казачьи истоки  «Песни про царя Ивана Васильевича…» М.Ю.Лермонтова

Тема чести и достоинства человека в «Песне про царя Ивана Васильевича…»

Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

История в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Обобщённый образ народных героев освободительного движения в повести.

Героическая личность. Образ Тараса Бульбы.

Творческая работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тема воспоминаний в поэзии В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова

Музыкальность и лиричность стихотворений И.И. Козлова, Ф.Н. Глинки, А.Н. Апухтина.

Авантюрно-исторические романы А. Дюма.

Родная история в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов».

Сюжет и герои романа «Князь Серебряный».  

Исторические  и вымышленные герои  в романе А.К. Толстого.

Нравственные идеалы автора.  Вымысел и реальность в художественном произведении.

Сочинение - миниатюра « Целесообразность использования пословиц и поговорок в романе».

«Вечные»  проблемы в рассказе Л. Н. Толстого  «После бала».

Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Сочинение-миниатюра по рассказу «После бала». 

Контрольная работа по разделу «Литература 19 века».

Литература XX века

Живая стихия русского фольклора в поэзии  И. А. Бунина.

Народная стихия в стихотворениях  К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокура.

Особенность исторических произведений Ю. Тынянова.    

Образ Петра и его окружения в повести «Восковая персона».  

Тема героического прошлого России в исторических романах Марка Алданова.

«Утоли моя печали...» как роман Б.Васильева о судьбах властителей и простых людей.

 

Проблема трагического на страницах романа.

Beликая Отечественная война в  лирике XX века.

«Строки, опалённые войной».

Тема Великой Отечественной войны пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета».

Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы, поставленные в произведении.

Мотивы былого в лирике поэтов XX века: В. Брюсова, 3. Гиппиус, Н. Гумилёва.

Мотивы былого в лирике поэтов XX века: М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др.

Контрольная работа по разделу «Литература 20 века».

Творческая работа «Произведение, которое поразило меня»

По страницам изученных  произведений

69– 70.

Резервные уроки

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

В соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплекс:

  1. «Литература.8 кл. : в 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина, и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.  – М.: Дрофа, 2014 г.                
  2. «Литература.8 кл. : в 2 ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина, и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.  – М.: Дрофа, 2014 г.                

Дополнительная литература для учащихся

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
  2.  Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  3.   Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  4.    Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  5.    Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  6.    Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  7.    Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
  8.    Художественная литература.

Дополнительная литература для учителя

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
  5.  Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.8 класс.- М.: Вако, 2004
  6. Журнал « Литература в школе».
  7. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
  8. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  9. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  10. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  11. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....

Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...

рабочие программы по русской литературе

Рабочие программы для учащихся с татарским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе для 8 класса

Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....