Урок – диалог по пьесе «Вишневый сад». Новаторство драматургии А.П.Чехова
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Калашникова Людмила Александровна

Слово учителя:

«Вишневый сад» -последнее произведение А.П.Чехова. А.П.Чехов писал , превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля, несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах «Вся Россия – наш сад - выражена мысль близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ее прекрасной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vishnevyy_sad.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Урок – диалог по пьесе «Вишневый сад». Новаторство драматургии А.П.Чехова

Разработала:

Калашникова Л.А,

Учитель русского языка и литературы

г.Улан-Удэ

Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, содействовать осмыслению учащимися идеи, сюжета произведения; способствовать пониманию учащимися аспектов мировоззрения писателя.

Развивающие: способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, установить новаторский характер драматургии А.П.Чехова.

Воспитательные: приобщать учащихся к нравственным ценностям: человек должен стремиться заботиться о благе своей Родины, знать в чем смысл жизни человека, уметь поддерживать чувство человеческого достоинства.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад», тексты, презентация.

Ход урока.

Слово учителя:

«Вишневый сад» -последнее произведение А.П.Чехова. А.П.Чехов писал , превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля, несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах «Вся Россия – наш сад - выражена мысль близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ее прекрасной.

Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политический реакцией 80-х и 90-х годов 19 века значительную часть русского общества, отразилось на репертуаре театра. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. Чехов не мог потакать ему.

Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций –ничего этого в пьесах Чехова нет. В них изображается не какие – нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека.

- Давайте попробуем установить, в чем новаторский характер драматургии Чехова?

Учитель – По ходу работы составляйте план изложения материала.

- Итак, вспомним сюжет пьесы. Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в своем имении. Встреча с низкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы.

А в это время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется подовое гнездо. Все буднично, привычно.

Учитель: - Можно ли было создать эффектные, впечатляющие сцены?

Ученик: - За жизнь в Париже, встрече с бабушкой (аукцион)

Учитель: - Чехов стремиться к обыденности, все происходит за сценой, но жить в сознании читателей, зрителей.

- Посмотрим, какой характер драматического конфликта у Чехова?

- Охарактеризуйте взаимоотношения:

- Лопахин и Трофимов, Раневской и Лопахиным, т.е. людей, в отношении которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.

Ученик: (Лопахин благоговеет перед Раневской и т.д. Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю и т.д. Трофимов уважает Лопахина « У тебя тонкие…», Лопахин предлагает Трофимову помощь и т.д.)

Учитель:

А тем временем неумолимо приближается развязка – продажа имения, вишневого сада – это лейтмотив пьесы.

Ученик:

I д – Вишневый сад продается за долги;

II д – 22 августа будет продаваться вишневый сад.

III д – Вишневый сад продан. «Приходите смотреть , как Ермолай Лопахин «хватит топором по деревьям»

IV д- вдали слышен стук топора.

Учитель: - Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью.

Учитель:

- А какое место в пьесе занимает любовная интрига?

Ученик: небольшое, но она движет сюжет. Главное, конфликт человека с жизнью. И это чувствуют даже тем, кто живет обеспеченно, целеустремленно и т.д.

Учитель:

- Раскрывая идейное содержание пьесы Чехова, заставляет всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев.

Ученик:

- Учащиеся приводят примеры, подчеркивающие паразитизм, бездумность, легкомыслие, беспомощность (Гаев, Ранева и т.д.)

Учитель:

 Нельзя по –настоящему чувствовать «Грозу», «Бесприданницу», если останешься безразличен к волжским пейзажам.

Учитель:

- Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?

Ученик: Лирическое отношение к родине, природе, пользе разрушения ее красоты составляет подводное течение пьесы. Варя: «Уже взошло солнце, не холодно. Какие чудесные деревья». Боже мой, воздух! Скворцы поют»,  «о, сад мой! Весь , весь белый! После темной, ненастной осени и холодной зимы и т.д.)

Учитель: - Какую роль выполняют ремарки, паузы?

Ученик: Они передают переживание героев, движения их чувств. Придают значимость сказанному, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают понять недосказанное.

Приведите примеры.

Учитель:

-Все вместе взятое: подтекст, обилие ремарк, пауз, характер пейзажа – составляет психологизм комедии. Приведите примеры, которые подтвердили бы вывод, что дл пьесы характерен лиризм

(ученики зачитывают цитаты)

Учитель:

 - Для раскрытия идейного содержания произведения важные слуховые эффекты , придающие символический смысл отдельным деталям и картинам.

- Найдите их в тексте.

Ученик: тихая музыка, стук топора и т.д.

Учитель: В пьесу Чехов внес конкретное и обобщенное идейное содержание.

Ученик: Например, вишневый сад: и это принадлежность дворянской усадьбы, и олицетворение родины , и символ будущего.

Учитель: - Найдите те места, где вишневому саду писатель придает разное значение?

Учитель:

Итог урока.

В чем же новаторство Чехова драматурга?

Ученики зачитывают записанное в течение урока, выводы в форме плана , обсуждаем и записываем.

Ученик:

  1. Писатель изображает обыденность жизни;
  2. Испытывает психологический подтекст как средство выявления внутренней жизни персонажа.
  3. Роль пауз, авторских ремарк, пейзаж в раскрытии идеи пьесы
  4. Лиризм
  5. Символический смысл отдельных картин и деталей

Учитель:

- В чем сила произведений Чехова?

Ученик:

  1. Обличение мещанства, пошлости жизни
  2. Вера в светлое будущее родины , в возможность измерения жизни, изображения новых людей – строгих и честных
  3. Гражданский долг – силами искусства показать людям смысл жизни, поддерживать чувство человеческого достоинства
  4. Точность, выразительность, лаконизм речи.

Учитель:

Зачитайте мне высказывания об А.П.Чехове, характеризующие его как писателя и человека. (задание дается заранее).

Закрепление. Работа с отрывком из фильма «Драматургия Чехова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания.

Презентация А.П. Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания" включает материалы к урокам, документы, фотографии писателя....

Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова

Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова...

А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")

Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...

А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"

Перед изучением пьесы для побуждения к чтению, предлагаю учащимся посмотреть буктрейлер А.П.Чехов "Вишневый сад"  Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=2QKHEzUSWiA...

Презентация "Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения."

Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения....