Методическая разработка урока по литературе в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Коликова Яна Александровна

Конспект урока по литературе в 11 классе  "Я была тогда с моим народом" (по поэме А. Ахматовой "Реквием")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekviem_konspekt.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого  урока по литературе

«Я была тогда с моим народом…"

(Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" в 11-м классе)

(28.01.2019)

Разработала:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова

Коликова Яна Александровна

Санкт-Петербург

2019

План урока:

  1. Вступление. Слово об Ахматовой.
  2. История создания "РЕКВИЕМА".
  3. Определение жанра и композиции поэмы.
  4. Исторические и литературные параллели.
  5. Обоснование выбора названия.
  6. Чтение и анализ поэмы. (тема, идея, образы, худ. средства).
  7. Анализ «Эпилога»Продолжение темы предназначения поэзии и памятника в поэме.
  8. Итоги, выводы.
  9. Домашнее задание — творческая работа.

Оборудование:

  1. «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
  2. «Реквием» запись прочтения поэмы Ахматовой
  3. Репродукции картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  4. Презентация « Я была тогда с моим народом,

                         Там, где мой народ, к несчастью был…»

Цели урока:

  1. Познакомиться с поэмой «Реквием».
  2. Понять авторскую позицию на основе анализа текста.
  1. Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта
  2.  На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Домашнее задание на урок:

  1. Выразительно читать поэму А.Ахматовой «Реквием».

Индивидуальные сообщения к уроку:

  1. История создания поэмы «Реквием».
  2. Композиция поэмы.

Ход урока

I этап урока.

1. Организационное начало. ( звучит «Реквием» Моцарта)

2. Сообщение темы и цели.

Мы продолжаем знакомство с творчеством Анны Андреевны Ахматовой.

Цель урока - Познакомиться с поэмой «Реквием». Понять авторскую позицию на основе анализа текста.

Наш сегодняшний урок непростой, поскольку мы знакомимся с достаточно сложным  произведением. И наша задача сегодня начать анализ поэмы, посмотреть, как в поэме отражается тема народного страдания и скорби, как история страны преломляется в творчестве А. Ахматовой.

А потому наш сегодняшний урок я назвала «Я была тогда с моим народом…»

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

- Без «Реквиема» нельзя  понять  ни  жизни,  ни  творчества,  ни личности  Анны  Андреевны  Ахматовой. Более того, без «Реквиема»  нельзя  осознать  литературу   современного  мира   и  те  процессы, которые  происходили  и  происходят  в  обществе.

- Дома вы прочитали поэму, подумали над её содержанием. На предыдущем уроке мы познакомились с биографией А.Ахматовой.  Как бы соотнесли произведение с биографией Ахматовой?

 Сообщение подготовленного ученика о фактах жизни Ахматовой, связанных с созданием поэмы.

(См. приложение 1)

Обратили ли вы внимание на даты глав поэмы?

О чём они говорят? ( поэма создавалась в разные годы)

Я попросила вас подготовить сообщение об истории создания поэмы.

Сообщение ученика об истории создания поэмы.

(См. приложение 2) 

«Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой. (СЛАЙД)

К какому роду литературы можно отнести это произведение? ( лиро-эпический)

Назовите лирическое начало? ( боль, переживание, страдание)

Эпическое начало? (описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними)

Запись в тетради

Что можно сказать о композиции поэмы?

3-х частная: 1. Пролог ( «Посвящение», «Вступление»)

  1. Основная часть ( 10 глав. Названия есть у трех. 7 «Приговор», 8 «К смерти», 10 «Распятие»)
  2. Эпилог ( 2 части)

Композиция при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить(Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы)

Повествование не ограничивается личными переживаниями поэта. В сюжете поэмы просматриваются три плана: реальный, евангельский и обобщённо- исторический.)

А теперь давайте выясним значение слова «реквием». В толковом словаре С. Ожегова дается объяснение слову. (СЛАЙД) Запись в тетрадь

Начало нашего урока сопровождает музыкальное произведение. Кто-то может знает название и автора? ( «Моцарт «Реквием»)

А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта.

Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)

- Жанровая структура поэмы настолько сложна, что, прежде чем перейти к существу рассказа, автору потребовались четыре предварительных отрывка: вводное четверостишие – эпиграф, «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление».

Наша задача сейчас проанализировать эти отрывки и ответить на вопрос: зачем, с какой целью Ахматова дает эти предваряющие основное повествование главы.

Анализ Эпиграфа (Чтение чтение ученика) (СЛАЙД)

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

- Эти строки, предпосланные поэме, взяты из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…» (Чтение стихотворения. См. приложение 3)

- Почему Ахматова взяла именно эти строки в качестве эпиграфа? Ведь стихотворение написано в 1961 г. ( они задают тон всей поэме, являясь ее  смысловым  ключом). 

Эпиграф стал главным препятствием и для редакторов, и для цензуры.

Почему? ( при Советской власти народ не мог находиться в каком-то «несчастье»).

Но Ахматова решительно отказывалась снять эпиграф, так как он бескомпромиссно выражал самую суть ёе поведения — как писателя и гражданина: она действительно была вместе с народом в его беде и действительно никогда не искала защиты у «чуждых крыл» — ни тогда, в 30-е годы-, ни позже, в годы ждановской   расправы.)

Анализ «Вместо предисловия» (СЛАЙД)

  1. Почему написано прозой? ( информационный отрывок)
  2. Почему Ахматова вносит автобиографическую подробность?

(Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг Ахматова воспринимает просьбу женщины как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого

 (Слушают Эпиграф, Вместо предисловия)

Анализ «Посвящение»

- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе?

- Выпишите их в тетрадь. (Приложение 4)

- Какова их роль?

- Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет с кавычки?

- Из какого произведения цитата? (Слайд) 

- С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина(Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

Анализ «Вступление»

Чтение главы.

- Какой художественный образ создает Ахматова в этой части? ( Образ Ленинграда)

На уроках мы с вами неоднократно говорили о Петербурге в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского.

- Давайте вспомним, как относились к городу вышеперечисленные поэты и писатели? ( Петербург Пушкина – пышный, богатый, гордый, величественный; Петербург Гоголя  фантастический, обманчивый, Петербург Достоевского мрачен, убог, жесток)

-Петербург (Ленинград) в жизни Ахматовой занимает важное место, оба очень любила этот город.

- Как же изображает Ахматова свой любимый город? ( Любимый город – привесок к тюрьме. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные марусь). 

- Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте. (Приложение 4) Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы.

-Что означает метафора Звезда смерти? (Приложение5)

-Где происходит этот Апокалипсис? ( в Ленинграде) Только ли в Ленинграде? В поэме разбросаны географические названия: : это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. .Складывается представление обо всём пространстве России

После знакомства с 4 главами какой можно сделать вывод об их значении?

Запись в тетрадь

ВЫВОД: Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.

Итак, теперь мы переходим к анализу основной части поэмы.

Напомните мне, из скольки глав она состоит? ( 10)

Все ли главы имеют название?  ( Нет. Только 7,8,10. Приговор, К смерти и распятие соответственно)

Анализ I  главы

  1. Чтение. Год написания 1935 – первый арест сына и мужа
  2. Какое событие описано в этой главе?  ( Арест сына) –
  3. От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.)
  4. С чем ассоциируется арест? Как вы это поняли? 
  5. Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе
  6. Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.
  7. Какие образы появляются  в этой главе? ( божница, свеча, икона)
  8. Какую историческую ассоциацию вводит Ахматова? ( стрелецкие женки)
  9. Почему вводит? Аргументируйте. эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». ( Слайд с картиной)(Приложение 6)
  10. Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Л.Г. как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)

Анализ II  главы

  1. Чтение. Год написания 1938– второй арест сына
  2. Вам что-то напоминают эти строки из детства? (Колыбельную)
  3. Какой цвет дан во второй главе? (Желтый)
  4. С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Сопутствует болезни, смерти,
  5. Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (усиливает ощущение трагичности.)
  6. Почему ЛГ говорит о себе в 3-ем лице?

Анализ III  главы

  1. Чтение
  2. Как построены фразы: они ритмичны или сбивчивые?
  3. Что происходит с ЛГ? ( раздвоение личности)

Анализ IV  главы

  1. Чтение.
  2. К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)
  3. Почему появляются воспоминания о юности? (По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое)

Анализ Vглавы

  1. Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)
  2. Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Анализ VI главы

  1. Какое состояние ЛГ передает эта глава? ( ступор, оцепенение)
  2. Что объединяет мать и сына? (Ночи)

Анализ VII главы

  1. Чтение
  2. Чем является эта глава с композиционной точки зрения? ( кульминация в повествовании о судьбе сына)
  3. Что выносится на первый план изображения? ( реакция матери)
  4. Что убивает приговор? ( надежду. Нет надежды – нет смысла жизни)
  5. Какова интонация повествования? (спокойная, рассудительная)
  6. Какой выбор встает перед матерью? ( как перенести гибель сына: забыть/ а не то…)
  7. Многоточие – фигура умолчания. Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Анализ VIII главы

  1. В каком виде ЛГ готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)А

Анализ IX главы

  1. Чтение
  2. Что есть альтернативы жизни? Смерть
  3. А Альтернатива смерти? Безумие
  4. Почему безумие страшнее смерти? ( И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого  Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г. поэмы.)
  5. Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) 

 Анализ IX главы

Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

  1. Чтение.
  2. С чем связано название?  Евангельская проблематика.
  3. В какой момент появляется в поэме образ картины «Распятие Христа»? 

( СЛАЙД) ( в момент, когда ЛГ на грани жизни и смерти)

  1. 1-я часть главы. Что описано? ( последние минуты Христа перед распятием)
  2. Как он себя ведет? 
  3. Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери? (Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.)
  4. 2-я часть. Какая картина? ( Христос мертв. У подножия стоят Магдалина, Иоанн, Дева Мария.

Сложный вопрос: в чем своеобразие трактовки евангельского сюжета?

 (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).

  1. Как раскрывается образ Матери в 10 главе? (Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина- мятежное страдание, когда л.г. «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн- тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.)
  2. Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) 

Эпилог. 

1. Чтение.

2. Какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

3.Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

4.  Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

5.Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин.

Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…» О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала « широкий покров».)

6. Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что,«чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)

7. Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять.Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

8. Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов(Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

 (Слайд)

 А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

1. Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ(Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)

2. В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.  

III этап урока. Рефлексия

  •  «Сегодня на уроке я узнал…»
  • «Сегодня на уроке я научился…»
  • «Сегодня на уроке мне было сложно…»
  • «Сегодня на уроке мне было легко…»
  • «Сегодня на уроке мне понравилось…»

IV этап урока. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение «Образ  матери   в поэме А. Ахматовой «Реквием»»

Приложение 1

Факты биографии в поэме

30-е  годы  стали  для  Ахматовой  порой  наиболее  тяжких  в ее  жизни   испытаний.  Она  оказалась  свидетельницей не только развязанной фашизмом второй мировой  войны, вскоре   перешедшей на  землю ее Родины, но и другой, не менее страшной  войны, которую повели  Сталин и его приспешники, с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся на ее друзей и единомышленников, разрушили и ее семейный  очаг: в октябре 1935 г. арестованы муж, Николай Николаевич Пунин, и сын Лев Гумилёв, но в этот раз отпущены в начале ноября. А в 1938 г. снова был арестован и теперь уже сослан сын, студент университета (Военным трибуналом он приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, позже срок был сокращён до 5 лет). После освобождения из ссылки (1943 г.) уходит добровольцем на фронт. А в 1949 г. третий арест – осуждён на 10 лет ИТЛ (возвратится из ссылки только в 1956 г.), в это же время – 1949 г. – арестован  и муж – Н. Н. Пунин (скончался в воркутинском лагере в 1953 г.).

  • Сама  Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. Во время второго ареста сына в длинных и горестных тюремных  очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела многие месяцы.
  • В глазах  властей  она  была  человеком   крайне неблагонадежным: ее первый муж, Н. Гумилев, был  расстрелян  в 1921 году  за  «контрреволюционную »  деятельность.  Она  хорошо понимала,  что ее жизнь находится на волоске и с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь.  Казалось  бы, в таких условиях писать было немыслимо, но именно в это время создавался «Реквием».

Приложение 2

 История создания поэмы «Реквием»

К стихам 1935—1940-х годов, ставшим главками поэмы, в 1957 г. было написано прозаическое вступление «Вместо предисловия», а в 1961-м — вводное четверостишие, в котором взгляд современницы «осатанелых лет» дополнялся «оценкой поздней».

Ахматова не записывала своих стихов, отказавшись от пера и бумаги, которые могли стать уликой при допросах и обысках.

Л. К. Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась Даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, — поясняет Л. К. Чуковская,— Анна Андреевна жила, завороженная застенком... Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», — громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спичка, пепельница — обряд прекрасный и горестный...»

Большинство стихов, составивших «Реквием», в течение многих лет сохранялись  в памяти Ахматовой и её друзей: сам автор и несколько  близких  друзей  заучивали  текст  наизусть,  время  от  времени проверяя  крепость своей  памяти.  Так  человеческая  память  надолго превратилась  в  «бумагу »,  на  которой  был  запечатлен  « Реквием ».  Из 11 человек, знавших поэму наизусть, ни один не предал Ахматову, не написал донос.

Поэма при жизни автора была опубликована в Мюнхене  в 1963 году.

В 1965 г. Лев Шилов в Комарове записал на магнитофон "Реквием" в авторском чтении, дав обещание не распространять запись до той поры, пока крамольная поэма не будет опубликована на родине ее автора.

Впервые  в Советском Союзе «Реквием» был опубликован лишь через 22 года после смерти поэта — в 1988 году, причем сразу в двух изданиях: в журналах «Октябрь» {1988, № 3) и «Нева» (№ 6); в 1989 году он был включен в однотомник Ахматовой, выпущенный в Ленинграде.

Приложение 3

Анна Ахматова

 "Так не зря мы вместе бедовали..."

Так не зря мы вместе бедовали,

Даже без надежды раз вздохнуть -

Присягнули - проголосовали

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет! и не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

1961


Приложение 4

МЕТАФОРЫ

песню разлуки паровозные пели гудки

звёзды смерти стояли над нами

безвинная корчилась Русь

СРАВНЕНИЕ

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград

        

ЭПИТЕТЫ

безвинная Русь

под кровавыми сапогами

под шинами чёрных Марусь


Приложение 5

Приложение 5

Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.

На то, что звезда  является зловещим символом смерти, указывает контекст поэмы.

Образ звезды возникнет в «Реквиеме» ещё раз в главе «К смерти».


Приложение 6

События картины происходят в Москве на Красной площади. Стрельцы и их семьи занимают первый план картины. Страшную драму стрельцов художник раскрыл, сосредоточив внимание прежде всего на их душевном состоянии, на том, как каждый из приговоренных переживает свои последние предсмертные минуты, а также показав отчаяние и бессильные слёзы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.

Я скажу лишь о некоторых из них. За спиной рыжебородого стрельца стоит сокрушённая скорбью мать, оплакивающая обречённого на смерть сына. Вот первого осуждённого уже повели к виселице. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, мальчик, вскинув руки, прижался к матери. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно, мать одного из стрельцов. Тёмные, землистые тени легли на её измождённое страданием лицо.

Так показал трагическую судьбу народа в эпоху Петра первого художник Василий Суриков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

Предствление о личности Гомера,знакомство с  событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...