Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")
методическая разработка по литературе (8 класс)

Замулина Вера Станиславовна

Урок - практикум. 
Цель урока: определение идейного звучания произедения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sovhoz_poslednee.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

 1 СЛАЙД

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Станиславовна. Я проведу у вас урок литературы, на котором мы вместе с гостями будем знакомиться с рассказом Александра Ивановича Куприна «Куст сирени».  Работаем в группах. Представьте название групп. Первая группа- «Куст сирени», вторая- «Верочка», третья- «Николай Алмазов».

Хорошего вам настроения и успехов!

– Любите ли вы цветы? Какие цветы вы любите?

Чтобы понять, о чем наш урок, прослушайте песню. Слова песни помогут определить тему урока. 2 СЛАЙД

 

-О чем в ней поется? (О любви)

- Какой цветок помогает рассказать о любви? (сирень)

-Что вы знаете о сирени? Это было домашнее задание для группы «Куст сирени». Вам слово.

(Сирень- красивый цветок, который зацветает весной. Весна- это пора влюбленных. Можно предположить, что сирень- цветок влюбленных. В мифологии 4- символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А еще есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень- символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную).

-Представьте ситуацию: вам нравится девочка, вы не знаете, как об этом сказать. Может ли веточка сирени помочь вам?

(Да! Цветы могут говорить о любви)

-Предположите тему нашего урока.

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Говорят ли цветы о любви? (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»). 3 СЛАЙД

Пока вы записываете тему, несколько слов о рассказе:

В 1894 году Александр Иванович написал рассказ «Куст сирени», который сразу же пришелся по душе и читателям, и критикам.

-Какие поставим цели нашего урока? Что мы должны сделать? (Ответить на вопрос темы урока) 4 СЛАЙД

-Как это мы сделаем? (через анализ текста)

-Вслед за автором полистаем страницы рассказа.

 Я сделала вам распечатки фрагментов.

Найдите фрагмент №1. Включаю аудиозапись.

Внимательно прослушайте.

Выявите характерные черты героев. 5 СЛАЙД

Текст

Алмазов,  молодой  небогатый   офицер,   слушал   лекции   в   Академии генерального штаба  и  теперь  только  что  вернулся  оттуда.  Он  сегодня представлял профессору последнюю и самую  трудную  практическую  работу  - инструментальную съемку местности...

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и  только  одному  богу  да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать  с того, что самое поступление в академию казалось сначала  невозможным.  Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на  третий  упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть,  не  найдя  в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала  ему падать духом и постоянно поддерживала в  нем  бодрость...  Она  приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и  дешевый,  но  все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей  и памятной книжкой.

(Физкультминутка)

-Кто меня слышит, погладьте себя по плечу.

-Кто меня слышит, пошлите воздушный поцелуй в соседнюю команду.

- Кто меня слышит, улыбнитесь гостям.

-Кто меня слышит, внимание ко мне.

6 СЛАЙД -Что узнаем мы из этого отрывка о Николае Алмазове?

-Что мы узнаем о его супруге Верочке Алмазовой?

7 СЛАЙД Прочитайте сравнительную характеристику героев данного фрагмента.

(Инсценирование фрагмента 2.)

Предлагаю дополнить свое представление о том, как раскрываются характеры Николая и Веры в трудный период жизни Николая, поставив небольшую сценку.

Возьмите фрагмент рассказа №2. Прочитайте, выберите себе роли Алмазова, Веры, автора.

Приглашаю актеров для постановки.

- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

   Он передернул плечами и не отвечал.

   - Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

   Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно,  как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

   - Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так  хочется  знать.  Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и  он  злобно  ткнул ногой портфель с чертежами, -  всю  эту  дрянь  хоть  в  печку  выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!

   - Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

   Она  села  на  ручку  кресла  и  обвила  рукой  шею  Алмазова.  Он   не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

   - Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.

   - Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я  вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно  вычерчен  и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера,  устал,  руки  начали дрожать - и посадил пятно.

8 СЛАЙД

•        Как можно охарактеризовать поведение Алмазова?

•        Какие черты характера проявляются в описанной ситуации?

•        А как ведет себя Верочка?

•        Какой делаем вывод о чертах характера главных героев? (Алмазов ведет себя  эгоистично, Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)

9 СЛАЙД Прочитайте характеристику героев.

10 СЛАЙД Прочитайте на слайде, что означают слова самопожертвование и эгоизм.

(Самопожертвование,-я: ср.

Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-либо.

Эгоизм,-а: м.(франц.egoisme от лат. ego – я).

Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие)

(Краткий пересказ 2-ой-3-ей частей рассказа)

-Как дальше разворачиваются события? Какую сторону анализа открываем? (Сюжет)

-Что такое сюжет? (Краткий пересказ)

-Кратко перескажите 2-3 части рассказа.          

(1. Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации. Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.

2. Садовник был недоволен поздним визитом, но, узнав, в чем дело, понимает состояние супругов и охотно помогает им.

3. После покупки сирени Верочка отправляется не домой, а за город с мужем.

4.На другой день издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.)

(Инсценирование фрагмента 3.)

Возьмите фрагмент 3 из раздаточного материала, распределите роли Веры, Николая, автора.

Смотрим сценку «Чем заканчивается рассказ»

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить  мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и  немного  подпрыгивающей походке,  узнала,  что,  история  с  кустами   кончилась   благополучно...

Действительно, Алмазов был весь  в  пыли  и  едва  держался  на  ногах  от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

   - Хорошо! Прекрасно! - крикнул он  еще  за  десять  шагов  в  ответ  на тревожное выражение женина лица.

И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не  было: держась  за  руки  и   беспрестанно   смеясь.   Прохожие   с   недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...

   Николай Евграфович никогда с таким аппетитом  не  обедал,  как  в  этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю,  - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

   - Ты - чему? - спросила Вера.

   - А ты чему?

   - Нет, ты говори первый, а я потом.

   - Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

   - Я тоже глупости, и тоже - про сирень. Я хотела  сказать,  что  сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...

(ВОПРОС)

11 СЛАЙД

Как вы понимаете смысл последней фразы «…сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…»?

 (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

-Итак, каких героев мы запомним?

(Вера, Николай)

•        Случайно ли автор наделил своих героев такими именами?

Давайте поговорим об именах и фамилии героев рассказа «Куст сирени».

Послушаем сообщения групп «Что в имени тебе моём?»

-Герои счастливы вместе, но они такие разные.

-12 СЛАЙД Посмотрите на слайде, насколько у героев противоположные черты характера.

 

-Как приём антитезы помогает раскрыть идею произведения?

-Какую же мысль хотел донести до читателей Куприн?

 (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

(Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.)

•        Вернёмся к теме нашего урока. Говорят ли цветы о любви?

Посмотрите видео «О чем говорят цветы». 13 СЛАЙД

•        Цветы могут о многом нам сказать, но что же является истинным показателем любви одного человека к другому? ПОСТУПКИ

 (Групповая работа учащихся)

14 СЛАЙД -При помощи ключевых слов мы создали образы героев, чтобы понять основное содержание произведения. Мы пользуемся таким приемом, как синквейн.

-  Проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока.  Правила написания синквейна на слайде. 15 СЛАЙД

(Для группы «Верочка» ключевое слово Вера, для «Николая Алмазова»-  Николай, для группы «Куст сирени»- сирень).

Подведем итоги. 16 СЛАЙД

        – Чему учит рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»?

        Возьмите лепестки и приклейте к кусту сирени:

        Оранжевый-трудности способен преодолеть целеустремленный человек.

        Желтый- из трудного положения всегда можно найти выход.

        Синий- счастье нужно создавать своими руками.

(Оценивание учащихся)

Спасибо за сотрудничество, оцениваю работу каждого из вас на «отлично». Прошу вас сфотографироваться вместе со мной.

-Спасибо! Садитесь на место и запишите домашнее задание. 17 СЛАЙД

Написать сочинение-миниатюру «Как вы видите продолжение истории Веры и Николая».

«Письмо литературному герою». Написать письмо Вере, Николаю.

18 СЛАЙД     Открытки в подарок

В канун Международного женского дня 8 Марта я поздравляю Вас с праздником. Желаю всем счастья, любви и море цветов, которые будут говорить о любви. Примите от меня поздравительные открытки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...

Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Самоанализ урока  по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...