Статья "Использование приёмов технологии компетентностного подхода на уроках русского языка, литературы, МХК"
статья по литературе

Колигаева Светлана Алексеевна

В статье представлен материал из опыт работы по внедрению в процесс обучения технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Одной из технологий компетентностного подхода является технология развития критического мышления через чтение и письмо, разработанная Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики и получившая последние годы широкое распространение в системах общего и профессионального образования. Сущность технологии заключается в том, что обучающиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Преподаватель – управляющий деятельностью обучающихся, а не источник информации.

Появилась заинтересованность учащихся в предмете, активность на занятии, желающих проявить свои способности появилось больше.

Занятия с использованием технологии критического мышления предполагает три этапа: «вызов», «осмысление», «рефлексию». С точки зрения традиционного урока, такие этапы есть на каждом обычном занятии:  введение в проблему,  изучение нового материала и  закрепление.

           Элементами новизны являются методические приёмы, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, направлены на развитие речи, используются на каждой из стадий.  

       У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

       Прием “Корзина идей, понятий, имен ” используется на стадии вызова. Студент вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), затем обсуждает проблему  в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в “корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные, но при условии – ответы должны быть полными.

     В течение урока на второй стадии возвращаемся к “корзине” и подводим к осмыслению ошибок. Прием уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы.      Он позволяет активизировать, приводить в действие полученные ранее знания. Хорош прием на уроках литературы по биографии и творчеству писателей. “Легенды” получаются близкими к правде, а эссе особенно красивыми.

Приведу прием “корзины”. Тема  “Основные единицы синтаксиса. Словосочетание”.  Сначала работа с слепым кластером, затем с таблицей. Данный вид деятельности  помогает восстановить  в памяти информацию о единицах синтаксиса и словосочетании,  затем  работа в парах -  выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. Далее работа с “корзиной”: выслушиваются  и записываются  на доску поочередно правильные и неправильные ответы каждой группы,  к неправильным обращаемся на следующих этапах с применением других приёмов.

       На стадии вызова использую  прием “ключевые слова” - за 3-5 минут пишется “легенда”, “сказка”, “история”. Прием позволяет  повторить домашнюю работу,  поработать над развитием речи,  поставить цели к занятию,  ввести обучающихся в рабочую атмосферу.  Например, на уроках литературы записываю на доске несколько ключевых слов из жизни поэта или писателя, обучающиеся должны восстановить информацию, рассказав всё, что им известно по данной теме. Следующий приём -  “Мозговой штурм”. Проводится в группах из 4-5 человек. Помогает развивать творческое мышление и речь.

      На этапе осмысления информации  очень интересен прием создания кластеров (алгоритмов, схем, таблиц, рисунков…). Составление кластера позволяет думать и рассуждать, совершать ошибки, исправлять их.   Оформляя кластер, обучающиеся  проявляют находчивость, оригинальность.  Вот что у них получается:

         

Чтение с пометками особенно эффективно на уроках литературы, при изучении биографии писателей, на уроках русского языка - практически любой темы, потому что, как правило, каждая тема в учебниках дается от “простого к сложному», всегда есть от чего оттолкнуться.

Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки “знаю”, “узнал новое”, “хочу узнать поподробнее”.

В каждую колонку необходимо разнести полученную информацию, одно условие – записи нужно делать только своими словами, не должно быть цитат исходного текста. Этот приём позволяет проверить знания буквально каждого обучающегося, если время не позволяет заполнить таблицу на занятии, то можно продолжить её заполнение дома. Приём хорошо формирует письменную речь, это проявляется при заполнении таблицы, в выборе лексики.

     На стадии рефлексии после изучения материала вновь возвращаемся к стадии вызова, исправляем, дополняем, делаем выводы.

      Если это были кластеры, вносим дополнения в них, если это была “корзина”, вносим коррективы в нее. Люблю художественные формы рефлексии – синквейны. Они дают возможность резюмировать информацию, осуществляя рефлексию на основе полученных знаний.

    Сначала создание синквейна вызывало трудности, в последствие - интерес.

   Первые синквейны студентов  искусственны и схематичны, последующие – художественны. Вот что у ребят получается:

Состояния.

Такие разные.

Характеризуют, обозначают, выражают.

О категория, не изменяешься ты и ни от кого не зависишь.

Ты – основа наших чувств.

Классицизм

Отшлифованный, реформаторский.

Создаёт, поражает, разрабатывает.

Оставил глубокий след в истории музыкальной культуры.

Музыкальный стиль.

Котлован

Глубокий, чёрный.

Зияет, пугает, поглощает.

Строить общий дом – рыть могилу.

Бездна.

    Таким образом, апробировав приёмы технологии компетентностного подхода, могу сказать, что они позволяют достигнуть нового уровня знаний, увеличить объем и качество речевой деятельности, применение даёт хороший результат.

Литература

  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
  2. Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
  3. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.
  4. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий.  М.:НИИ школьных технологий, Т1. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...