Рабочая программа по литературе 6-7 классы к учебнику В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (6, 7 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Рвбочая программа по литературе 6-7 классы к учебнику В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6-7_klassy.docx56.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(общая)

Данная программа адресована учащимся 5 – 9 класса

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»,

рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  литературе  и Программы по литературе к учебному комплексу Полухиной В.П., Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч. / Под ред. В.Я. Коровиной» -  М.: Просвещение, 2010 и  к учебному комплексу  Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч.» -  М.: Просвещение, 2008.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского создания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных  понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

        Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

        Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

        Предлагаемый вариант разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных  произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохе, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

6 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа» и рассчитана на 2018/2019 учебный год. Рабочая программа разработана к учебнику Полухиной В.П., Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч. / Под ред. В.Я. Коровиной» -  М.: Просвещение, 2010. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

        На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Основная задача обучения в 6 классе – познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

        Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

        Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Введение – 1 час.

Устное народное творчество – 3 часа.

Древнерусская литература – 1 часа.

Из русской литературы XIX века – 29 часов

Из русской литературы XX века – 21 час.

Зарубежная литература – 11 часов.

Итоговые уроки – 2 часа.

Содержание тем учебного курса

Введение. В дорогу зовущие, или Литература открывает мир.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.

Древнерусская литература.

Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Произведения русских писателей XIX века.

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник». Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину». Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой. Анализ эпизодов романа. Развязка романа «Дубровский». Понятие о композиции. А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус». Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

И.С. Тургенев. «Записки охотника». И.С. Тургенев «Бежин луг». Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «Листья».

А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Стихотворения А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Н.А. Некрасов. Главная тема поэзии. Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка».

Трехсложные размеры стиха.

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои. Особенности сказа Н.С. Лескова «Левша». «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Юмористические рассказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Произведения русских писателей XX века.

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса».

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Настоящая и мнимая дружба в рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Произведения о Великой Отечественной войне.

Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Смысл названия рассказа.

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

Зарубежная литература.

Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия». Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид». Легенда об Арионе.

Гомер. Героическая поэма «Илиада». Героическая поэма «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц».

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

Джек Лондон «Любовь к жизни».

Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап». «Рассказы о животных».

Рей Брэдбери. Рассказы «Каникулы» и «Зеленое утро».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Введение

1.

В дорогу зовущие, или Литература открывает мир

1

Устное народное творчество

2.

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

3.

«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С. Пушкин).

Пословицы и поговорки

1

В чем красота и мудрость русского фольклора?

1

4.

Из древнерусской литературы

5.

Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказания о белгородском киселе»

1

Из русской литературы XIX века

6.

А.С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину»

1

7.

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

8.

Стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе

1

9.

Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольется…»

1

10.

Двусложные размеры стиха

1

11.

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров

1

12.

Образ благородного «разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

13.

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

14.

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

15.

Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

1

16.

ВЧ «Молодые наши проказы» (А.С. Пушкин). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»

1

17.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта изгнанника

1

18.

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

1

19.

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»

1

20.

И.С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

21.

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа

1

22.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья»

1

23.

А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».Переплетение природы и любви

1

24.

Н.А. Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» (К.И. Чуковский)

1

25.

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

26.

ВЧ Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

1

27.

Трехсложные размеры стиха

1

28.

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

29.

«…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н.Лесков). Народ и власть в сказе

1

30.

Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша»

1

31.

Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова

1

32.

ВЧ Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»

1

33.

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе

1

34.

ВЧ А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника»

1

Из русской литературы XX века

35.

А.А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль

1

36.

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

1

37.

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч

1

38.

Тропа Насти

1

39.

Тропа Митраши

1

40.

Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши

1

41.

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

1

42.

ВЧ Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

1

43.

Стихотворения о Великой Отечественной войне

1

44.

В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

1

45.

Особенности использования народной речи в рассказе «конь с розовой гривой»

1

46.

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

1

47.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

48.

Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина

1

49.

Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал»

1

50.

ВЧ Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

51.

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе

1

52.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. А.А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

1

53.

С.А. Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша»

1

54.

А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты

1

55.

Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

1

Из зарубежной литературы

56.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

57.

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе

1

58.

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

59.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

60.

ВЧ П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

61.

А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц»

1

62.

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

1

63.

Джек Лондон «Любовь к жизни»

1

64.

Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап»

1

65.

ВЧ Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»

1

66.

Рей Брэдбери. Рассказы «Каникулы» и «Зеленое утро»

1

67.

Итоговая контрольная работа

1

68.

Итоговый урок

1

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с сопоставлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

        

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2009.
  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М..: Просвещение, 2010.
  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Н.С. Королева. М.: ВАКО, 2011.

Для учителя:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
  2. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.

7 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа» и рассчитана на 2013/2014 учебный год. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Введение (1 час)

Устное народное творчество (5 часов)

Из древнерусской литературы (3 часа)

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Из русской литературы XIX века (27 часов)

Из русской литературы XX века (22 часа)

Из литературы народов России (1 час)

Из зарубежной литературы (6 часов)

Итоговый урок (1 час)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

план.

факт.

Введение (1 час)

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Устное народное творчество (5 часов)

2.

Предания как поэтическая автобиография народа

1

3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа

1

4.

ВЧ Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

5.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос

1

6.

Пословицы и поговорки

1

Из древнерусской литературы (3 часа)

7.

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

1

8.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

1

9.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»

1

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

10.

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова

1

11.

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина

1

Из русской литературы XIX века (27 часов)

12.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе

1

13.

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке

1

14.

Художественное совершенство и человечность повести А.С. Пушкина

1

15.

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта

1

16.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

1

17.

Нравственный поединок героев поэмы

1

18.

Подготовка к написанию сочинения по «Песне…»

1

19.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

20.

Тарас Бульба и его сыновья

1

21.

Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи

1

22.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю

1

23.

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

24.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

1

25.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла

1

26.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

1

27.

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

1

28.

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

29.

ВЧ А.К. Толстой «Князь Серебряный»

1

30.

М.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры

1

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества

1

32.

Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

33.

Контрольный тест по изученным во 2  четверти произведениям

1

34.

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

35.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

36.

А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения

1

37.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

38.

ВЧ Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова

1

Из русской литературы XX века (22 часа)

39.

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

40.

И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа

1

41.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

1

42.

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

1

43.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» характеристика положительных героев

1

44.

Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство»

1

45.

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1

46.

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

1

47.

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

48.

ВЧ Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

1

49.

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

1

50.

ВЧ А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1

51.

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

52.

ВЧ Час мужества. (Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны)

1

53.

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1

54.

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

1

55.

ВЧ «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова)

1

56.

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

57.

ВЧ «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе

1

58.

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

1

59.

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

1

60.

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

1

Из литературы народов России (1 час)

61.

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта

1

Из зарубежной литературы (6 часов)

62.

Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

63.

Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта

1

64.

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

65.

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

1

66.

ВЧ Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха»

1

67.

 «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

1

68.

Итоговый урок

1

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой; поэма; трехсложные размеры стиха; тоническое стихосложение; гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

 - объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD – ROM / Сост. В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.

4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М.: Просвещение, 2000.

5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. – М.: Просвещение, 2004.

6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. – М.: Просвещение, 1999.

7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. – Саратов: Лицей, 2008.

8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. – М.: Просвещение, 2007.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.

5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 2000.

6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2003.

7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. – М. Просвещение, 2008.

8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н.И. Кравцова. – М.: Просвещение, 1971.

10. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001.

11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.

12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа включает: пояснительную записку, формы и методы организации учебного процесса, формы оценивания, требования к умениям и навыкам обучающихся, ТЕМАТИЧЕСКОЕ поурочное планирование с обр...

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана, программы по...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной.

Рабочая программа по литературе в 5 классе разработана по учебнику В.Я.Коровиной. В ней содержится  пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе в 6 классе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена по учебнику В.Я.Коровиной и включает пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена в соотвествии с программой общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009. Содержит пояснительную записку...

Рабочая программа по литературе для 5 класса (к учебнику В.Я.Коровиной)

   Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министер...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (к учебнику В.Я.Коровиной)

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прик...