Рабочая программа по литературе 5-6 классы к учебнику под ред. В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (5, 6 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по литературе 5-6 классы к учебнику под ред. В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_5_6_klassa.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(общая)

Данная программа адресована учащимся 5 – 9 класса

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»,

рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  литературе  и Программы по литературе к учебному комплексу  Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч.» -  М.: Просвещение, 2010, и к учебному комплексу Полухиной В.П., Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч. / Под ред. В.Я. Коровиной» -  М.: Просвещение, 2010.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского создания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных  понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

        Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

        Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

        Предлагаемый вариант разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных  произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохе, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа» и рассчитана на 2018/2019 учебный год. Рабочая программа разработана к учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч.» -  М.: Просвещение, 2010. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

        На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

        Ведущая проблема в 5 классе – внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

        Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа  предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

     Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Введение – 1 час.

Устное народное творчество – 8 часов.

Древнерусская литература – 2 часа.

Из русской литературы XVIII века – 1 час.

Из русской литературы XIX века – 52 часа.

Из русской литературы XX века – 28 часов.

Зарубежная литература – 9 часов.

Итоговый урок – 1 час.

Содержание тем учебного курса

Введение. 

Книга в жизни человека.

Устное народное творчество

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Образ Ивана-Царевича.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

Сказки о животных и бытовые сказки.

Древнерусская литература.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из русской литературы XVIII века.

М.В Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Из русской литературы XIX века.

Басня как литературный жанр.

И.А. Крылов. Слово о баснописце.  Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни. Стихотворение «Няне». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сопоставление сказки «спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

Стихи и проза. Рифма и ритм.

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

В.М. Гаршин. Сказка  «Attalеa princeps».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Художественные особенности стихотворения. Сказка «Ашик-Кериб».

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге».  «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

И.С. Тургенев. «Муму». Знакомство с героями. Герасим и его окружение. Герасим и Муму. Смысл финала рассказа.

«Чудные картины» А.А. Фета.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Рассказы Антоши Чехонте.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе.

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.

Русская литература XX века.

И.А  Бунин. Рассказ «Косцы».

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Жизнь среди «серых камней».

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...».

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Мир сказов П.П. Бажова.

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». К.Г. Паустовский. Рассказ  «Заячьи лапы».

С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев». Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов. Рассказ  «Никита». Душевный мир мальчика.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». В.П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Зарубежная литература.

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед».

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки. Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Ж. Санд. «О чем говорят цветы».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов. Тема урока

Количество часов

Дата

1.

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

3.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

1

4-5.

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Образ Ивана-Царевича

2

6-7.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

2

8.

Сказки о животных и бытовые сказки.

1

9.

ВЧ Мои любимые русские народные сказки

1

Древнерусская литература

10-11.

 «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

2

12

Из зарубежной литературы. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» 

1

Из русской литературы XVIII века

13.

М.В Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

1

Из русской литературы XIX века

14.

Басня как литературный жанр.

1

15.

И.А. К р ы л о в. Слово о баснописце.  Понятие об аллегории и морали

1

16.

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

1

17.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года

1

18.

Итоговый урок по басням И.А. Крылова

1

19.

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

1

20-21.

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

2

22.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни. Стихотворение «Няне»

1

23-24.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2

25.

Сопоставление сказки «спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1

26.

Стихи и проза. Рифма и ритм

1

27.

Мои любимые сказки А.С. Пушкина

1

28.

Из зарубежной литературы. Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки

1

29.

Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

1

30-32.

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

3

33-34.

В.М. Гаршин. Сказка  «Attalеa princeps»

2

35.

ВЧ Сказки А.С. Пушкина, А.П. Платонов «Умная внучка»

1

36.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

1

37.

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

38.

ВЧ Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

39-40.

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

2

41.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор

1

42.

ВЧ Н.В. Гоголь. Избранные повести

1

43.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге»

1

44-45.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

2

46.

ВЧ Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

47-48.

И.С. Тургенев. «Муму». Знакомство с героями

2

49.

Герасим и его окружение

1

50.

Герасим и Муму

1

51.

Смысл финала рассказа

1

52.

Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1

53.

ВЧ И.С. Тургенев. Избранные рассказы

1

54.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева (тестирование)

1

55.

«Чудные картины» А.А. Фета

1

56-57.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

2

58.

Жилин и Костылин

1

59.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

60-61.

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

2

62.

ВЧ Рассказы Антоши Чехонте

1

63-64.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе.

2

65-66.

Лирика И.С. Никитина,

А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова

2

67.

Терминологический диктант

1

Русская литература XX века

68.

И.А  Бунин. Рассказ «Косцы»

1

69-70.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец

2

71.

Жизнь среди «серых камней»

1

72.

Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

73.

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...»

2

74.

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

1

75.

Мир сказов П.П. Бажова

1

76.

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»

1

77.

Роль пейзажа в сказке

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

1

78.

К.Г. Паустовский. Рассказ  «Заячьи лапы».

1

79.

С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев».

1

80.

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

81.

А.П. Платонов. Рассказ  «Никита»

1

82.

Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика

1

83.

Контрольная работа по литературе или тестирование

1

84-85.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

2

86.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

87.

ВЧ В.П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

1

88.

Классное сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)»

1

89-90.

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

2

91.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

1

92.

А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

1

93-94.

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

2

95.

Контрольная работа по литературе или тестирование

1

Зарубежная литература

96-97.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

2

98.

Ж. Санд. «О чем говорят цветы»

1

99-100.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

101.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

1

102.

Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение о прозы, используя сведения о стихосложения (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять молитвы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские  оценки;
  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2009.
  4.  Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс/Сост. Л.В. Антонова. М.: ВАКО, 2011.

Для учителя:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
  2. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.

6 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа» и рассчитана на 2018/2019 учебный год. Рабочая программа разработана к учебнику Полухиной В.П., Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч. / Под ред. В.Я. Коровиной» -  М.: Просвещение, 2010. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

        На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

        Основная задача обучения в 6 классе – познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

        Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

        Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Введение – 2 часа.

Устное народное творчество – 3 часа.

Древнерусская литература – 2 часа.

Произведения русских писателей XVIII века – 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века – 43 часа.

Произведения русских писателей XX века – 30 часов.

Зарубежная литература – 17 часов.

Итоговые уроки – 2 часа.

Содержание тем учебного курса

Введение. Путешествие по страницам учебника. Книги, которые хочется перечитать.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.

Древнерусская литература.

Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Произведения русских писателей XVIII века.

Русская басня. И.А. Крылов. Басня «Осел и соловей». Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик».

Произведения русских писателей XIX века.

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник». Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину». Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой. Анализ эпизодов романа. Развязка романа «Дубровский». Понятие о композиции. А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Метель». Композиция повести А.С. Пушкина «Метель». «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Повесть «Станционный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери. Нравственные проблемы повести, тема «блудных детей».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус». Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

И.С. Тургенев. «Записки охотника». И.С. Тургенев «Бежин луг». Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «Листья».

А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Стихотворения А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Н.А. Некрасов. Главная тема поэзии. Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка».

Трехсложные размеры стиха.

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои. Особенности сказа Н.С. Лескова «Левша». «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Юмористические рассказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Произведения русских писателей XX века.

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса».

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

М.М. Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша». Своеобразие языка рассказов М.М. Зощенко.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Настоящая и мнимая дружба в рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Произведения о Великой Отечественной войне.

Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Смысл названия рассказа.

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

Зарубежная литература.

Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия». Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид». Легенда об Арионе.

Гомер. Героическая поэма «Илиада». Героическая поэма «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц».

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

Джек Лондон «Любовь к жизни».

Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап». «Рассказы о животных».

Рей Брэдбери. Рассказы «Каникулы» и «Зеленое утро».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Тема урока

Количество часов

Дата

Введение

1.

Путешествие по страницам учебника.

1

2.

Книги, которые хочется перечитать

1

Устное народное творчество

3.

ВЧ Обрядовый фольклор.

1

4.

Календарно-обрядовые песни

1

5.

Пословицы и поговорки

1

Древнерусская литература

6-7.

Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

2

Произведения русских писателей XVIII века

8.

Русская басня

1

9.

И.А. Крылов. Басня «Осел и соловей»

1

10.

Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»

1

Произведения русских писателей XIX века

11.

А.С. Пушкин. Лицейские годы.

1

12.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

1

13.

Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

1

14.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

15.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

1

16.

Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

17.

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой

1

18.

Анализ эпизодов романа

1

19.

Развязка романа «Дубровский»

1

20.

Понятие о композиции. Подготовка к сочинению

1

21.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Метель»

1

22.

Композиция повести А.С. Пушкина «Метель»

1

23.

ВЧ «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

1

24.

Повесть «Станционный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери.

1

25.

Нравственные проблемы повести, тема «блудных детей»

1

26.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус»

1

27.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»

1

28.

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

1

29.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…»

1

30.

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

1

31.

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

32.

И.С. Тургенев. «Записки охотника»

1

33.

И.С. Тургенев «Бежин луг»

1

34.

Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

35.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»

1

36.

Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «Листья»

1

37.

А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

38.

Стихотворения А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

39.

Н.А. Некрасов. Главная тема поэзии.

1

40.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

41.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

42.

Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога»

1

43.

Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

1

44.

Трехсложные размеры стиха

1

45.

Контрольная работа или тестирование по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

1

46.

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои

1

47.

Особенности сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

48.

«Ужасный секрет» тульских мастеров

1

49.

Судьба левши

1

50.

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

51.

ВЧ Юмористические рассказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

1

52-53.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

Произведения русских писателей XX века

54.

ВЧ А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

1

55.

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

56.

А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире»

1

57.

Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

1

58.

М.М. Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша»

1

59.

Своеобразие языка рассказов М.М. Зощенко

1

60.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

61.

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

62.

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

1

63-64.

Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

2

65.

Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

66.

Настоящая и мнимая дружба в рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

67-68.

Произведения о Великой Отечественной войне

2

69.

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

1

70.

Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

71.

Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

72.

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

73.

Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

74-75.

Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

2

76.

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал»

1

77.

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

78-82.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

5

83.

Сочинение по творчеству одного из поэтов XX века

1

Зарубежная литература

84.

Понятие о мифе

1

85.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия»

1

86.

Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид»

1

87.

Легенда об Арионе

1

88.

Гомер. Героическая поэма «Илиада»

1

89.

Героическая поэма «Одиссея»

1

90.

«Одиссей на острове циклопов. Полифем»

1

91.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

92.

ВЧ П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

93-94.

А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц»

2

95.

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

1

96.

Джек Лондон «Любовь к жизни»

1

97.

Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап»

1

98.

ВЧ Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»

1

99-100.

Рей Брэдбери. Рассказы «Каникулы» и «Зеленое утро»

2

101.

Итоговая контрольная работа

1

102.

Итоговый урок

1

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с сопоставлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

        

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2009.
  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М..: Просвещение, 2010.
  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Н.С. Королева. М.: ВАКО, 2011.

Для учителя:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
  2. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа включает: пояснительную записку, формы и методы организации учебного процесса, формы оценивания, требования к умениям и навыкам обучающихся, ТЕМАТИЧЕСКОЕ поурочное планирование с обр...

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана, программы по...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной.

Рабочая программа по литературе в 5 классе разработана по учебнику В.Я.Коровиной. В ней содержится  пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе в 6 классе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена по учебнику В.Я.Коровиной и включает пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена в соотвествии с программой общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009. Содержит пояснительную записку...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В.Я.Коровиной (70 часов)

Настоящая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина. В соответствии с требованиями ФГОС. 102 часа.

Рабочая программа выполнена в соответствии с  требованиями ФГОС и содержит все обязательные разделы: пояснительную записку, место предмета, цели и задачи курса, содержание, предполагаемые результ...