Урок литературы "Ответственность человека перед природой"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Новосельцева Елена Александровна

Ответственность  человека  перед  природой ( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи  лапы»)

Цели:

-Совершенствование  навыков  анализа  произведения;

-развитие  творческих  способностей  учащихся;

-развитие УУД  учащихся

Познавательные:

1. Уметь  видеть  тему  и  проблему  произведения.

2. Самостоятельно  создавать способы  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Регулятивные:

1. Уметь  анализировать  выбор  учебного  действия для  достижения  планируемого  результата.

Коммуникативные:

1. Планировать сотрудничество,  использовать  различные  речевые  средства

для  решения  коммуникативных  задач.

Воспитательные:

1.Любовь к  родному  краю, окружающему  миру;

2.Воспитание  сочувствия, сострадания, доброты,  ответственности  за  свои  поступки.

Оборудование: презентация, рисунки  учащихся, раздаточные  материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема:          Ответственность  человека  перед  природой

                 ( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи  лапы»)

Цели:

-Совершенствование  навыков  анализа  произведения;

-развитие  творческих  способностей  учащихся;

-развитие УУД  учащихся

Познавательные:

1. Уметь  видеть  тему  и  проблему  произведения.

2. Самостоятельно  создавать способы  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Регулятивные:

1. Уметь  анализировать  выбор  учебного  действия для  достижения  планируемого  результата.

Коммуникативные:

1. Планировать сотрудничество,  использовать  различные  речевые  средства

для  решения  коммуникативных  задач.

Воспитательные:

1.Любовь к  родному  краю, окружающему  миру;

2.Воспитание  сочувствия, сострадания, доброты,  ответственности  за  свои  поступки.

Оборудование: презентация, рисунки  учащихся, раздаточные  материалы.

Ход  урока

  1. Орг. момент.

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками

Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

– Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям

Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

– Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературы? ---Чему бы вы хотели научиться на уроке?

-Для чего вам это нужно?

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» - он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

     2.  Активизация  ранее  изученного  материала

-Вы  уже  догадались, о  ком  пойдет  речь?

 - Автором  рассказа является известный русский писатель - К.Г.Паустовский

- Сформулируйте тему урока, начав со слова «рассказ».

(Рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовский)

- К более точной формулировке мы еще вернемся.

( рассказ, тема, идея, проблема) – записать на доске

- Используя ключевые слова, сформулируйте задачи урока.

На слайде:  Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы».

Задачи:

- познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»;

- определить тему и идею произведения;

- выделить проблемы, затронутые автором в рассказе.

- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше.

 -А  какие-то  открытия вы  для себя уже сделали,  изучив  материалы  по творчеству  Паустовского? Какая главная  особенность  писателя?

« Способность видеть в  обыкновенном  чудесное – признак  мудрости»

 -Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

      3. Усвоение новых знаний, понимание учащимися нового материала. Практическая работа с текстом.

-В начальной школе вы уже знакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Заячьи лапы”. Что удивило вас, что заставило задуматься? Поделитесь своими чувствами (С чувством досады мы читали о безразличии, бездушии ветеринара- человека , который отказался лечить зайца, горечь и боль у нас вызвали страдания животного, тревогу и страх мы пережили, когда читали о пожаре, радостью наполнилась душа за спасенного человека и зайца – спасителя)

-Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

Составление плана рассказа

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

  • Ваня у ветеринара.
  • Карл Петрович вылечил зайца.
  • Лесной пожар

Работа  в  группах. Начнем  работу  со  следующего  задания: Расположить  рисунки, восстановив  композицию  рассказа. Подобрать  цитаты  к  рисункам.

 - Почему автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?

      Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку. Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.
-Что случилось с зайцем?

Нарисуйте  картину  пожара.

- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

-  Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган »  до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают  в лесу пожары?

- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу:  “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  

Ларе́ц, -  искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

- Что хранят в ларцах?

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

Работа в группах. На  столах  слова. Подобрать  слова  к  герою,  которого  они  характеризуют.

Ваня

Дед Ларион

Карл Петрович

Выборочное чтение

- Найдите в тексте предложения, в которых автор сообщает о зайце, главном персонаже рассказа.

1. Ваня принес маленького теплого зайца.

2. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.

3. Это заяц особенный: его дед прислал, велел лечить.

4. Лапы у него пожженные.

5. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

6. Пожженный он, дедушкин заяц.

7. На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

8. Заяц стонал.

9. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

10. Заяц молчал.

11. Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Словесное рисование.

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.

(Учащиеся, используя предложения, записанные на доске, составляют короткий рассказ о зайце)

(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)

Работа с карточками.

- Ребята, перед вами на столах лежат карточки, на которых написаны качества, характеризующие наших героев. Вы должны выписать из списка качества, которые характерны для каждого из  героя.  

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый

   - Сейчас мы выясним, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

  -  Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).

-   Как относится к нему автор? Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый

-   Кто и как помогал в спасении больного зайца?

(Бабка Анисья -  добрая и душевная старушка, любопытная, жалостливая, об этом говорит её речь.)

- Прочитайте и коротко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

-  Каким он был человеком? (Бесконечные восклицания аптекаря выдают в нем человека нервного, раздражительного, но доброго: он хоть и кричит, но помогает найти Карла  Петровича.)

 Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

- Какой художественный прием использует Паустовский, рисуя образы ветеринара и Карла Петровича? ( Противопоставление. Дед Ларион говорит о ветеринаре: «Он у нас коновал» (т.е. врач-самоучка)

- Каким является Ваня и дед Ларион? Подберите из списка эпитеты (Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный . Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.

 Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый. А доктор Карл Петрович? Докажите текстом.

- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?  Все ли герои прошли проверку на доброту и сострадание?

- В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

- Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

Какое же грозное явление природы послужило началом истории? (Лесной пожар.)

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)

- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

(Доброта одних и равнодушие других)

- Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

- Скажите, пожалуйста, последовательно ли расположены события в рассказе? За что же благодарен дед Ларион зайцу?

 (Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать чувства недоумения, удивления, затем понимания и откровения).

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).

  1. Стадия  «Рефлексия». Работа в группах (составление синквейнов(портретов)

- Вы поделены на группы. Вы должны составить синквейны про героев рассказа. (Дети читают свои синквейны. Коллективное обсуждение.)

Примеры синквейнов:

А)Ветеринар

Чёрствый, безразличный

Не помог, не стал лечить, нагрубил

Не оказал помощи больному зайцу

БЕЗДУШИЕ

Б)Заяц

     Догадливый, сообразительный

Обжёгся, бежал, спасался

     Вывел из горевшего леса деда

   СПАСИТЕЛЬ

В) ДЕДУШКА

Совестливый, ответственный

Переживает, сострадает, помогает

Дедушка выходил зайца больного

  ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Г)  МАЛЬЧИК

Добрый, отзывчивый

Сочувствует, заботится, помогает

Мальчик  чувствует ответственность и благодарность перед зайцем

ДОБРОТА

-      Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был спасён.

     5. Итог урока:

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили? Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.)

- И закончить урок я хочу словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

 - Ребята, будьте добры к животным, проявляйте заботу и милосердие. Всегда идите дорогою добра.

Оцените свою работу на уроке:

 1. На уроке я работал…активно/пассивно.

 2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

  3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Домашнее задание (по  выбору)

  1. Напишите  рассказ о  случае  из  жизни  животного,  свидетелем  или участником которого были  вы  или  ваши  друзья.

2. Какие  чувства,  мысли  дед  сумел  вложить  в свое короткое  письмо к профессору: «Заяц  не  продажный,  живая  душа, пусть  живет  на  воле…»? (письменный   ответ  на  вопрос)

-Урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как  "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...

Конспект урока биологии "Человек и природа: сегодня и завтра."

Разработка урока, целью которого является ознакомление с основными экологическими проблемами нашей планеты, связанными с деятельностью человека; раскрытие роли биологических знаний в решении глоб...

конспект урока "Как человек изменил природу"

конспект открытого урока по биологии в 5 классе с православным компонентом....

Урок литературы в 5 классе. К.Г Паустовский. «Заячьи лапы» Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Цель урока:  продолжить развитие умения вдумчивого, осознанного чтения и анализа художественного текста....