рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

7 кл рлит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.lit_.poyas_.zapis_.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями    предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим, мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

То есть изучение литературы в основной школе направлено на достижение таких целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Место и роль учебного предмета

Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота»[1], способствует самодостаточности подрастающего ученика.

Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе, однако ее насыщенность материалом предполагает возможность использования и при обращении к профильному уровню.

Всего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – 8ч.;  Внеклассное чтение – 6 ч.;  ИКТ – 26ч.

 Программа   для  общеобразовательных учреждений  М.: «Дрофа», 2005г. под  редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Учебник  7 класс  М.: «Просвещение», 2005 г.   Автор-составитель:  Т.Ф.  Курдюмова.

Формы контроля  знаний и умений обучающихся и их количество

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 5 часов.

Контроль:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики; сочинения.

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

 

  Количество часов:

   1.Сочинения-

2.Тесты-

3.Анализ произведений (письменный)-

4.Другая творческая работа-

Технологии обучения, механизмы формирования основных компетенций.

Технологии, используемые в практике работы

(педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения)

1. Проблемное обучение

Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы.

2. Технология исследовательского обучения и проектные методы  обучения

Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности. Исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта.

3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы)

Использовать наглядные опоры при анализе худ. произведений начинаю с 5 класса, когда начинает формироваться логика, доказательность суждений. С помощью схем на доске можно продемонстрировать особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеры героев.

4. Игровые технологии

Позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся. Лучше всего использовать на этапе проверки знаний по предмету.

Например: "Своя игра"(контроль знаний за I полугодие в 8 классе), урок-"Что?Где?Когда?" , урок-соревнование "Литературный КВН".

5. Кейс-технологии

Позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя

6. Современные технологии контроля и оценки

Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Тестирование с применением ИКТ.

 

Требования к уровню освоения конкретного учебного предмета.

 Должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образом героев произведении й. - литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

 Должны уметь:

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
  • воспроизводить сюжет прочитанного произведения;
  • использовать формы диалога, как при чтении художественного текста, так и в процессе обсуждения прочитанного;
  • отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);
  • использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
  • работать со справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.

    Национально – региональный компонент

Возрождение национальной культуры народов Российской Федерации является неотъемлемой частью процесса формирования гражданского общества и становления правового государства.

С национальной политикой в сфере образования тесно связано развитие национально- регионального компонента.

Национально - региональный компонент в программе по русской литературе имеет цели: обогатить личность ученика посредством обращения к национальной культуре; воспитать личность, уважающую культуру и национальные традиции других народов.

Задачи:

- повысить интерес школьников к литературе Бурятии;

- ознакомить с культурой народов региона;

- способствовать воспитанию чувства гордости к культурным ценностям народов Бурятии.

Национально-региональный компонент построен на сочетании тематического и историко-литературного принципов.

Круг чтения определяется выбором наиболее известных имен литературы Бурятии и тематикой произведений литературы и устного народного творчества.

Важными критериями отбора произведений являются доступность и соответствие возрастным интересам учащихся.

В программе разнообразие фольклорных и литературных жанров: пословицы, романы, поэмы, стихотворения, документальные и драматические произведения. В подраздел “Теория литературы” включены менее известные жанры - хождения и улигеры.

Национально - региональный компонент дает познания об обычаях и традициях бурятского и семейского народов, представление о связи бурятских и русских сказок, бурятских и эвенкийских героических эпосов.

Данная программа не исключает поисковую работу учащихся: запись бурятских пословиц и легенд из уст местных жителей, подбор материала о писателях, поэтах и т.д.

Знакомство с произведениями национально- регионального компонента поможет углубить знания по истории Бурятии, истории и теории литературы, осознать различные фольклорные жанры и литературные тексты, приобщить к духовно- нравственным ценностям других национальностей, сформировать поликультурную личность, являющуюся носителем общечеловеческих ценностей.

Данный курс проводится за счет уроков внеклассного чтения и раздела «Литература родного края». Возможно сокращение часов, отводимых на изучение соответствующих разделов. Допустима свободная ориентация в использовании материала национально- регионального компонента как дополнительного.

В программе предусматриваются принципы вариативности, что дает право выбора различных путей и методов изучения: а) чтение и изучение, чтение и обсуждение, внеклассное чтение произведений; б) уроки- беседы, уроки- семинары, уроки- конференции и т.д.

Программа располагает библиографическими справками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

- иметь общее представление о развитии литературы в Бурятии;

- знать имена наиболее известных поэтов и писателей и уметь характеризовать их творчество;

- знать содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к прочитанному;

- характеризовать главных героев произведений;

- писать отзывы и рецензии на прочитанные произведения;

- выразительно читать наизусть стихотворения на выбор;

- знать произведения устного народного творчества.

 7 класс

Тема в программе Национально – региональный компонент

1.Устное народное творчество. Былины. Теория литературы.

Жанр бурятского устного народного творчества - улигер (поэтическое сказание, былина). Повествование о добрых делах и героических подвигах.

«Гэсэр» как эпическое сказание о богатыре, защитнике простых людей, искоренителе зла на земле.

Краткие сведения о сказителях «Гэсэра»: М. Эмегееве,

П.М. Тушемилове, Г.П. Петрове, А.О. Васильеве. Традиция бурятского народа. Гэсэриада.

Эвенкийские героические сказания. «Храбрый Содани – богатырь» (фрагменты).

2.Пословицы народов мира.

Бурятские половицы и загадки. «Пословица не мимо молвится». Тематика пословиц: утверждение мира не земле, дружба и справедливость, жадность и стяжательство, патриотизм, мастерство, искусность человеческих рук, учение и знания и т.д. Загадка как один из ранних и широко распространенных жанров устного творчества бурят. Значение загадок.

Поэтичность, образность и лаконичность. Тематика бурятских загадок: о природе, о человека, о работе и орудиях производства, о жилище, пище, одежде и обуви, об огне и свете, о дороге и передвижении, о домашних животных и т.д.

3.Из «Поучения» Владимира Мономаха».

«Зерцало мудрости». Э. Х. Галшиева – памятник бурятской литературы начала века. Осуждение людских пороков, призыв к нравственному совершенству.

4.Русская литература XX века. М. Горький «Детство».

Чимит Цыдендамбаев «Доржи, сын Банзара».

Главы из романа о детских годах видного бурятского ученого и общественного деятеля Доржи Банзарова. Образ главного героя. Тяга к знаниям, свободомыслие, стремление облегчить участь родного народа.

Цырен Шагжин «Верка». Историческое прошлое бурятского и семейского народов. Жизнь и борьба взрослых и детей в период Великой Октябрьской социалистической революции и в первые годы Советской власти. Интернациональное братство.

5.Произведения о Великой Отечественной войне.

Буряткие поэты о Великой Отечественной войне.

В. Петонов. Поэма «Память». Х. Намсараев «Благословение матери». Ц. Галсанов «Могила героя». Прославление мужества и патриотизма бурятского народа.

Цыден - Жап Жимбиев «Год огненной змеи». Роман о трудной героической жизни буртского народа в первый год Великой Отечественной войны. Образы героев.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список литературы в помощь учителю

  1. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. — М., 1987.Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. — М., 1991.
  2. Русская литература XIX—XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
  3. Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М., 1996.
  4. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. — Л., 1989.
  5. Кошелев В. А. Константин Николаевич Батюшков. — М., 1987.
  6. Касаткина В. Н. «Здесь сердцу будет приятно»: Поэзия В. А. Жуковского. — М., 1995.
  7. Шаталов С. Е. Жуковский: Жизнь и творческий путь. — М., 1983.
  8. Янушкевич А. С. В. А. Жуковский. — М., 1988.
  9. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. — М., 1980.
  10. Долинина Н. Г. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л., 1971.
  11. Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. — М., 2000.
  12. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Пушкина. — М., 1987.
  13. Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». — Л., 1983.
  14. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. — М., 1987.
  15. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И.  Коровина. — М., 1999.
  16. Петрунина Н. Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. — Л., 1987.
  17. Скатов Н. Н. Русский гений. — М., 1987.
  18. Смирнов А. А. Лирика Пушкина. — М., 1988.
  19. Шаталов С. Е. Герои романа Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1986.
  20. Герштейн Э. Г. Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. — М., 1997.
  21. Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975.
  22. Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова. — М., 1998.
  23. Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. — М., 1973.
  24. Коровин В. И. М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. — М., 2001.
  25. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981.
  26. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985.
  27. Мурашов А. А. Из тонких линий идеала. — М., 1990.
  28. Мануйлов В. А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. — Л., 1975.
  29. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1988.
  30. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М., 1995.
  31. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души»: Литературный комментарий. — Л., 1974.
  32. Лесков и русская литература. — М., 1988.
  33. Пустовойт П. Г. Созвездие неповторимых: Мастерство русских классиков. — М., 1997.
  34. Семенов В. С. Лесков. — М., 1981.
  35. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М., 1996.
  36. Петрова Н. К. Творчество Гончарова. — М., 1979.
  37. Лебедев Ю. В. Тургенев. — М., 1990.
  38. Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. — М., 1977.
  39. Тургенев в школе: Пособие для учителей / Сост. Т. Ф. Курдюмова. — М., 1981.
  40. Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. — М., 1997.
  41. Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. — М., 1985.
  42. Илюшин А. А. Поэзия Некрасова. — М., 1998.
  43. Розанова Л. А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. — Л., 1970.
  44. Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева. — М., 1999.
  45. Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.
  46. А. А. Фет. Биография. Лирика / Сост. А. П. Грачев // Русская литература в вопросах и ответах / Под ред. Чернец Л. В. — М., 1999.
  47. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987.
  48. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. — М., 1977.
  49. Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. — М., 1988.
  50. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». — М., 1987.
  51. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». — Л., 1973.
  52. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. — М., 1988.
  53. Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. — М., 1967.
  54. Линков В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. — М., 1998.
  55. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. — М., 1987.
  56. Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Толстого «Война и мир». — М., 1983.
  57. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. — М., 1985.
  58. Долинина Н. Г Предисловие к Достоевскому. — Л., 1980.
  59. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского // Три шедевра русской классики. — М., 1971.
  60. Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М., 1995.
  61. Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая культура. — Л., 1985.
  62. Катаев В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998.
  63. Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. — М., 1983.
  64. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972.
  65. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971.
  66. Чудаков А. П. Чехов. — М., 1987.


[1] Примерные программы по учебным предметам. Литература. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения.) — С. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....