Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Фролова Светлана Валентиновна

На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Единица содержания: анализ эпизода как способ сравнительной характеристики литературных героев.

Цель

обучающий аспект:

  • знать понятие литературный герой  (познавательные универсальные  учебные действия);
  • уметь  подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль (познавательные универсальные  учебные действия);

- уметь делать сравнительную характеристику литературных героев (познавательные универсальные  учебные действия);

- научиться анализировать художественный текст в соответствии с поставленной целью (познавательные универсальные  учебные действия);

развивающий аспект:

- развивать мышление при анализе текста  литературного произведения (познавательные  универсальные  учебные действия);

- развивать монологическую речи при определении своей позиции (коммуникативные универсальные  учебные действия);

Воспитывающий аспект:

- воспитывать  нравственные качества школьников: патриотизм, любовь к близким (личностные универсальные  учебные действия);

- воспитывать культуру организации собственной деятельности (регулятивные универсальные  учебные действия).

Тип урока: урок изучения нового.

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Фронтальная работа

Вопросы для учащихся:

1) Посмотрите, пожалуйста, на доску. Там записаны имена героев литературных произведений. Как вы думаете, почему имена героев даны в парах? Вспомните, героями каких произведений они являются.  (Ответ: Мы сравнивали этих герое.)

На доске

Жилин - Костылин

Калашников - Кирибеевич

Троекуров - Дубровский

2) Как герои ранее изученных литературных произведений связаны с повестью Н.В. Гоголя?  (Тоже будем сравнивать героев)

3) Каких героев из повести Н. В. Гоголя можно сопоставить, сравнить? (Остапа и Андрия.)

4) Почему это важно сделать? С какой целью мы будем сопоставляем героев? (Чтобы понять, почему один погибает, как герой, а другой становится предателем.)

6) Сформулируйте тему нашего урока

           2. Усвоение новых знаний

Парная работа с терминами

Наше задача сегодня сопоставить, сравнить героев, а для этого нужно вспомнить, на что мы должны обратить внимание, характеризуя героев повести.

Задание:

1) Вам предложены литературные термины, выберите лишь те, которые можно использовать, давая характеристику литературному герою. Расположите их так, чтобы получился план характеристики литературного героя.  

2) Сравните свои ответы с образцом и выставите себе баллы по критериям.

Идея

Взаимоотношения с другими людьми

Портрет

Композиция

Характер

Пейзаж

Поступки

Сюжет

План характеристики литературного героя

(образец для сравнения)

1) Портрет

2) Поступки

3) Взаимоотношения с другими людьми

4) Характер

Критерии оценки парной работы учащихся с терминами.

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

Индивидуальная работа с литературными понятиями

Давайте вспомним определение этих понятий.

Учащимся предлагается соотнести термин и определение. (Можно воспользоваться интерактивным заданием или сделать разрезные карточки)

Портрет

Описание внешнего облика персонажа литературного произведения, в пepвyю oчepeдь мeльчaйшиx дeтaлeй лицa, фигуры, одежды, мaнepы дepжaтьcя.

Xapaктep

 Сoвoкyпнocть чepт oбpaзa пepcoнaжa, литepaтypнoгo гepoя, в кoтopoй индивидyaльныe ocoбeннocти помогают понять идeйный и эcтeтичecкий зaмыcел aвтopa, coздaвшeгo этoгo гepoя.

Поступки

Намеренное действие человека,  осознанное действие с определённой целью

Взаимоотношения с другими людьми

Взаимное влияние людей друг на друга, оказываемое в процессе общения

Критерии оценки индивидуальной работы учащихся с терминами.

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

Работа над сравнительной характеристикой.

Для того чтобы дать характеристику литературным героям, учащимся предлагается несколько эпизодов из повести.

Просмотр фрагмента фильма режиссёра Владимира Бортко. «Тарас Бульба»

Один из эпизодов условно можно назвать «Встреча с отцом». Предлагается посмотреть небольшой фрагмент фильма «Тарас Бульба».

Вопросы к фрагменту фильма:

  1. Как ведут себя братья во время встречи с отцом?
  2. Как уже первый эпизод помогает нам понять характер наших героев?

Работаем в группах, подготовка характеристики героев.

Задача каждой группы – проанализировать 4 эпизода и дать характеристику герою.  Объединить всю информацию и представить своего героя.

Эпизод «Возвращение домой»

Эпизод «Учёба в бурсе»

Эпизод «Козаки в Запорожской Сечи»

 Эпизод «Козаки в бою.»

1 группа  - Андрий

Задание для групповой работы:

Перед вами 4 эпизода для анализа.

1) Распределите работу в группе так, чтобы каждый выбрал 1 эпизод для самостоятельного анализа.

Эпизод «Возвращение домой»

Эпизод «Учёба в бурсе»

Эпизод «Козаки в Запорожской Сечи»

Эпизод «Козаки в бою»

2) Объедините всю информацию, дайте полную характеристику своему герою.

3) Выберите выступающего, представьте работу группы.

Предмет сопоставления

Страницы учебника В. Я. Коровиной

Эпизоды

Внешность

С. 170-172

Эпизод «Возвращение домой»

Отношение к учёбе

С.181-182

Эпизод «Учёба в бурсе»

Отношение к наказанию

С.181-182

Эпизод «Учёба в бурсе»

Отношение к родителям

С. 170-172

Эпизод «Возвращение домой»

Как проявляет себя в Запорожской Сечи

С. 189

Эпизод «Козаки в Запорожской Сечи»

Отношение к войне

С. 193

Эпизод «Козаки в бою»

Отношение к людям

С. 193

Эпизод «Козаки в бою»

2 группа - Остап

Задание для групповой работы:

Перед вами 4 эпизода для анализа.

1) Распределите работу в группе так, чтобы каждый выбрал 1 эпизод для самостоятельного анализа.

Эпизод «Возвращение домой»

Эпизод «Учёба в бурсе»

Эпизод «Козаки в Запорожской Сечи»

Эпизод «Козаки в бою»

2) Объедините всю информацию, дайте полную характеристику своему герою.

3) Выберите выступающего, представьте работу группы.

Предмет сопоставления

Страницы учебника В. Я. Коровиной

Эпизоды

Внешность

С. 170-172

Эпизод «Возвращение домой»

Отношение к учёбе

С.181-182

Эпизод «Учёба в бурсе»

Отношение к наказанию

С.181-182

Эпизод «Учёба в бурсе»

Отношение к родителям

С. 170-172

Эпизод «Возвращение домой»

Как проявляет себя в Запорожской Сечи

С. 189

Эпизод «Козаки в Запорожской Сечи»

Отношение к войне

С. 193

Эпизод «Козаки в бою»

Отношение к людям

С. 193

Эпизод «Козаки в бою»

Критерии оценивания (одна группа оценивает другую)

а) глубина, полнота ответа - 0-1-2 балла

б) аргументированность - 0-1-2 балла

в) речь - 0-1-2 балла

Фронтальная работа. Сопоставление героев.

Каждая группа дала характеристику своему герою. А теперь давайте сопоставим братьев, опираясь на данные эпизоды.

Эпизод «Учёба в бурсе»

Эпизод «Козаки в Запорожской Сечи»

Эпизод «Козаки в бою»

Составление таблицы. (Или учитель раздаёт учащимся заранее приготовленные таблицы по каждому из героев, и учащиеся на их основе сравнивают Остапа и Андрия.)

Рефлексия.

  1. Что объединяет братьев?
  2. Почему Гоголь фактически не даёт портрет своим героям?
  3. В чём братья принципиально не похожи?

4) Почему Гоголь намеренно заставляет читателя сравнивать двух братьев?

5) Как сам Гоголь относится к Остапу и Андрию? Почему вы так думаете?

Почему родные братья стали врагами? Это тема нашего следующего урока.

Подведение итогов.

Учащиеся суммируют набранные баллы, ставят отметку за урок по шкале:

7 и более баллов - «5»  

5-6 балла - «4»  

3-4 балла - «3»

Домашнее задание (на выбор)

1. Перескажите один из эпизодов повести и сформулировать, какое значение имеет этот эпизод в повести.

2. Выберите эпизод, прочитайте его по ролям и сформулируйте, какое значение имеет этот эпизод в повести.

3. Перед вами высказывание Стивена Р. Кови: «Мы можем выбрать, что делать. Мы свободны в своем выборе. Но нужно помнить: последствия этого выбора уже не будут от нас зависеть». Согласны вы с этим высказыванием или нет и почему?  Отвечая на вопрос, используйте материал нашего сегодняшнего урока.

Приложение 1.

Предмет сопоставления

Остап

Внешность

Дюжие  молодцы, крепкие, здоровые

Отношение к учёбе

Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников.

Отношение к наказанию

Не избегает наказание, сам ложится на пол и терпит удары. Никогда не сдавал друзей.

Отношение

к родителям

Суров, не терпит критики, может подраться даже с отцом

Как проявляет себя в Запорожской Сечи

Принимает как должное, все обычаи

Отношение

к войне

Война – главное побуждение, думает не только о себе, но и о других в бою, хороший командир

Отношение

к людям

Живет не для себя, а для дела, несет ответственность за товарищей

Предмет сопоставления

Андрий

Внешность

Дюжие  молодцы, крепкие, здоровые

Отношение к учёбе

Андрию легко даются знания без особого напряжения.

Отношение к наказанию

Выкручивался, чтобы избежать наказание.

Отношение

к родителям

Чувства несколько живее, глубже переживает разлуку с матерью

Как проявляет себя в Запорожской Сечи

Испытывает страх, ужас.

Отношение

к войне

Кипел жаждою подвигов, главное – личная отвага. Война как музыка пуль, не продумывает поступки

Отношение

к людям

Главное – сабственные интересы, чувства, из-за любви к женщине изменил Отчизне.

Приложение 2.

Таблица оценивания

Вид работы

Парная работа

(0-1-2 балла)

Индивидуальная работа

(0-1-2 балла)

Групповая работа

(0-6 баллов)

Итог

9 и более баллов - «5»  

6-8 баллов - «4»  

3-5  баллов - «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

«Главные герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок литературы в 7 классе, целью которого является исследование характеров главных героев повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". "Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понима...

Дресс-код для героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (Детали, связанные с изображением одежды)

В статье исследуется роль деталей, связанных с изображением одежды в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба". В структуре произведения автор выделяет мотив "переодевания" и рассматривает,...