Урок внеклассного чтения в 6 классе "Ранние рассказы А.П.Чехова"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Пигулева Галина Владимировна

Технология смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Ранние рассказы А. П. Чехова.

Урок внеклассного чтения.

Цели.

Создать условия

1) для углубления знаний о жизни и раннем творчестве А. П. Чехова. Путешествия как средство познания мира; желание изменить человека к лучшему, помочь ему избавиться от недостатков; юмор в ранних произведениях   Чехова. Анализ рассказа «Смерть чиновника»;

2) для развития навыков анализа, сравнения, обобщения;

3) формировать ценностные ориентиры: чувство собственного достоинства, уважения к личности человека;

Формируемые УУД:

  1. Метапредметные:

а) познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте;

б) регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;

в) коммуникативные: уметь устанавливать рабочие отношения в группах, высказывать и аргументировать свою позицию;

2. Личностные:

         Формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир, нравственно – этические ориентации.    

  Технология смыслового чтения.

  ИКТ технологии.

Работа над понятиями: юмористический рассказ, значащая фамилия;

План урока.

*Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы. У Вас есть возможность показать себя с лучшей стороны, показать, какие вы все умные, начитанные, сообразительные. Всё у нас хорошо, а будет ещё лучше!

*Тему нашего урока я вам не говорила. А о каком писателе у нас сегодня пойдёт речь, вы сами сможете сказать, ответив на несколько моих вопросов.

Ему принадлежат слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицои одеждаи душаи мысли» («Дядя Ваня»). Он стремился своими рассказами исправить человека, сделать его лучше. И писал свои ранние рассказы под псевдонимами: Антоша ЧехонтеБрат моего братаЧеловек без селезёнки. 

*Запишите тему урока.

Ранние рассказы  Антона Павловича Чехова            

29 января 1860 — 15 июля 1904 Как думаете, чем будем заниматься? Зачем?

*Посмотрите несколько фотографий писателя. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

*А теперь перейдём к биографии Чехова.

Работаем в парах. Перед вами на столе лежат карточки, которые содержат сведения об основных этапах жизни писателя. Но карточки перепутаны. Разложите их в хронологическом порядке и составьте в тетради план статьи. Одна карточка – один пункт плана.

*Проверяем. Озвучивать пункт плана. Почему?

*Что нового Вы узнали о жизни Чехова?

Путешествия.

*Как это характеризует писателя?  (Любопытство. Интерес к жизни. Собирал материал для своих произведений.)

*Чехов стал популярен как автор маленьких юмористических рассказов. Что значит юмористический рассказ? Сегодня дежурный по словарю…

*Рассказы Чехова читатели любили. По ним снимали фильмы и ставили спектакли. Один из таких спектаклей представит 10 класс.

СЦЕНКА по рассказам «Мелочи жизни»

*А теперь ещё один юмористический рассказ Чехова.

Приём предположения.

Перед вами  первый отрывок  текста:

Прочитать.  Нам встретилось слово Экзекутор. Что оно обозначает? Спросим мы у дежурного.

  1. Кто главный герой? Где действие происходит?

Корневильские колокола.(консультация дежурного по словарю).

*Предположите, что случится после этого?

  1. *Из-за чего переживает Червяков?

*Как повела себя жена?

*Почему успокоилась, когда узнала, что генерал чужой? (без последствий)

*Как поступит Червяков дальше?

  1. *Почему Червяков подстригся и надел новый мундир?  (значимость происходящего).

  2. *Почему накричал генерал? Фанфарон. – оценил его Червяков. А что означает это слово?

*Какие чувства испытывает Червяков? Проследите.

*Чем, по-вашему, закончится эта история?

*Читаем до конца!

*Кто-нибудь из нас смог предположить верно? Почему?

Не соответствует   оплошность Червякова (начало рассказа) – тем последствиям, о которых мы читаем в конце рассказа.

Приём создания комического: два разных по значимости, несовместимых друг с другом явления сводятся вместе.

 Несоразмерны здесь повод и последствия: в начале рассказа герой «чихнул» - в конце же помер! Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов берет анекдотическое происшествие, смеется над недалеким героем, но касается при этом весьма серьезных вещей.

*Как бы Вы назвали рассказ? Почему?

У Чехова «Смерть чиновника». Почему Чехов его так назвал?

(Смерть Червякова) Ему важен был не конкретный человек, а тип, сообщество мелких чиновников. Их мир, взгляд на жизнь!

Почему умер Червяков? Испуг. Чего испугался? Он осмелился чихнуть на генерала. Ему не человек важен, а чин человека. 

*Найдите в последнем отрывке слова, подтверждающие эту мысль. «Смею ли я смеяться. Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда и уважения к персонам не будет» Покусился на святое.

Как человек Червяков уже давно мёртв. А теперь умер и чиновник.

*Ещё один приём использует Чехов. Значащие фамилии.

*Как характеризует Червякова его фамилия? Какие качества подчёркивает?

*Как Чехов относится к своему герою?

Не уважает. Почему? И самоуничижение. Болезненное преклонение перед вышестоящем чином (не человек ценен, а его положение)

*Какие качества, по мнению Чехова, можно уважать в Человеке?

Человеческое достоинство. Самоуважение.

*Чехов высмеивает человека, в котором отсутствует чувство собственного достоинства, уважение к себе как к личности. Но и горько ему за такого человека. Смех сквозь слёзы.

* Как вы относитесь к Червякову? Каким вы представляете Червякова?

Смотреть иллюстрации возможных Червяковых.

Выберите. Обоснуйте.

Рефлексия!

Понравились рассказы А.П.Чехова? Чем?

Прорекламируйте их для друга, родителей. Сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. КВН по творчеству А.П.Чехова.

Внеклассное чтение. КВН по произведениям А.П.Чехова. Задания рассчитаны для 2-х команд....

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок внеклассного чтения. Н. Носов. Рассказы о детях.

Урок развивает навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;Формирует...

"Чужого горя не бывает" урок внеклассного чтения по "Донским рассказам "М.Шолохова в 6 классе

К уроку готовились учащиеся зараннее: класс  получил задание  прочитать расказы М.Шолохова "Жеребёнок","Родинка" и "Нахалёнок". Первая группа готовили презентацию,по котрой рассказывали о жи...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

презентация к уроку внеклассное чтение рассказ А.П. Чехова "Ванька"

Данная презентация предполагает ознакомление учащихся 9 вспомогательного класса с содержанием рассказа А.П. Чехова "Ванька"...

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...