Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

 

Цель урока:

 1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи:

 - Обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки  аналитического чтения текста;

 -Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой

 - Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.

Оборудование:

- Портрет писателя;

- раздаточный материал (карточки-информаторы);

- репродукции картин И. Глазунова;

-запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».

Формы работы:

- фронтальная;

- статистические пары;

-индивидуальные задания;

-словарная работа.

Тип урока: 

- урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

- учащиеся раскрывают образ главного героя;

- постигают философское звучание темы одиночества;

-  приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя школа с углубленным изучением отдельных
предметов им. Героя Советского Союза Семенова П.А.»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока по литературе
в 9 классе


«Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи")»

подготовила учитель

русского языка и литературы:

Пак Виктория Сергеевна

Приморск
2019

Тема: Тип петербургского мечтателя (по повести Достоевского "Белые ночи")

  Слайд 1,2

                                                                   

Цель урока:

 1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи:

 - Обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки  аналитического чтения текста;

 -Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой

 - Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.

Оборудование:

- Портрет писателя;

- раздаточный материал (карточки-информаторы);

- репродукции картин И. Глазунова;

-запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».

Формы работы:

- фронтальная;

- статистические пары;

-индивидуальные задания;

-словарная работа.

Тип урока: 

- урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

- учащиеся раскрывают образ главного героя;

- постигают философское звучание темы одиночества;

-  приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

                                           

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя.  Слайд 3

Эпиграф:  

Боже мой!

Целая минута блаженства!

Да разве этого  мало хоть бы

 и на всю жизнь человеческую?..   

(Ф.М. Достоевский)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

       Ф.М. Достоевский – автор нелёгких для чтения произведений. Он с болью в сердце писал о страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – «Бедные люди».

        Уже в ранних произведениях по- новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что «красота спасет мир»; он хотел заглянуть в область «предвидений и предчувствий» того, чего нет, но что должно быть действительностью. 
        «
Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?» - такой риторический вопрос задает героиня «Белых ночей» своему нечаянному знакомому.

III. Актуализация знаний.  Слайд 4

        Литературная разминка   Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Ф.М. Достоевского  «Белые ночи».  ( Ответы  учащихся)

 

IV. Постановка проблемного вопроса.

-  Ребята, а что такое мечта?  А кто такой Мечтатель?  

  Словарная работа. Обратимся к словарю С.И. Ожегова  (карточка-информатор)

-  А когда мы мечтаем? 

 -  Мечтатель – это хорошо или плохо? (ответы  уч-ся о теме мечтателя в творчестве Достоевского)

  - Теперь давайте посмотрим на экран и сверим,  все ли мы сказали правильно.  Слайд 5

- Имеет ли главный герой имя? ( Ответы  учащихся)


– Что вы можете сказать о герое - Мечтателе? ( Ответы  учащихся)

- Расскажите коротко о жизни Мечтателя.  ( Ответы  учащихся)

- О чём мечтает герой? ( Ответы  учащихся)

- Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель? ( Ответы  учащихся) 

 Сегодня на уроке мы познакомимся с воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Счастлив  ли  наш  Мечтатель?

V. Изучение новой темы.

 Прежде чем приступить к нашей новой теме,  давайте послушаем  музыкальное произведение Роберта Шумана «Грёзы».  Слайд 6

       После прослушивания ребята отвечают на вопросы:

- Какое настроение владеет вами сейчас? ( Ответы  учащихся)

- Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор? ( Ответы  учащихся)

- А теперь поговорим о художественном своеобразии  произведения и поработаем с текстом.

-Уже в начале произведения автор погружает нас в атмосферу петербургских белых ночей.

 « А ночи стояли чудные. А тут ведь еще не просто ночи, а белые…… Знаменитые петербургские белые ночи….»

         Именно эта особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. И мы с вами попробуем почувствовать красоту белых ночей.

Итак, ребята, наш роман называется?  («Белые ночи»)  (Ответы  учащихся)        

Что же это за явление? Белые ночи? ( Ответы  учащихся)   слайд 7

Ребята, а теперь давайте обратим внимание  на то, что  «Белые ночи» , которые были опубликованы  в 1848году имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя».   Слайд 8

-  Как вы понимаете подзаголовок повести Достоевского? Почему она названа «сентиментальным романом»?  ( Ответы  учащихся)  

        Словарная работа. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И. (карточка-информатор)

- В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово «роман»? ( Ответы  учащихся) слайд 9

         Писатель определил жанр своего произведения как роман. Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изображение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви, любовные отношения между мужчиной и женщиной.

- Не забудем слово «сентиментальный». Что означает слово «сентиментальный», где вы уже встречались с этим понятием? (Сентиментальный – от франц. «чувственный». Творчество Карамзина,  повесть «Бедная Лиза».) ( Ответы  учащихся)       

 Словарная работа (карточка-информатор)  слайд 10

Сентиментальный, т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

– От чьего лица ведется повествование в повести  «Белые ночи»? Почему? (Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание) ( Ответы  учащихся)

 – Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире?

(Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так?) ( Ответы  учащихся)   слайд 11

Итак, наш герой одинок!

-Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?

- Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. (Зачитать)

- Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитать.)

- Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку?   Слайд 12

- Что он чувствовал в эти минуты? 

-Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки

- Спасает ли любовь  героя от одиночества?

-  Почему их роман недолог?

 Он снова одинок, но именно те минуты, проведенные со своей любовью, делают его счастливым и именно эти минуты остались в его воспоминании, обратимся к эпиграфу романа.  Слайд 13

- Так счастлив ли наш Мечтатель?  Слайд 14

 Давайте  прочитаем последние строки произведения: (чтение) «  Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано».
        Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни. Нельзя замыкаться в одиночестве! Надо любить!   Слайд 15
        Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые моменты  и как говорил Ф.М. Достоевский: «Красота спасёт мир!»

VI. Рефлексия

1. О чём повесть «Белые ночи»?

2. Чему учит нас эта повесть?

VII. Вывод:

 «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. Повесть Достоевского учит нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности. 

Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин, современного художника Ильи Сергеевича Глазунова. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя.   Слайд 16

VIII. Выставление оценок.   Слайд 17

IX. Домашнее задание.

- Письменно ответьте на один из вопросов: «Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?», «Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни?»

- Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» со словами              Н.В. Гоголя из повести «Невский проспект»: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…».

Список источников:

http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpg

  • Мечтатель

http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpg

  • Петербург

http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg

http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XL

  • Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml

На мосту

http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpg

Утро

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpg

  • Словари

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC/

  • Методические пособия и разработки

Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/

И.В.Золотарева,О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва: ВАКО,2011

Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей

Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...

Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя.  Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Прос...

«Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

laquo;Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....

Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

Урок литературы в 9 классе.  «Тип петербургского мечтателя.  Тема одиночества человека в странном мире ночей»....

Тип петербургского мечтателя.

Материал создан для формирования полной картины событий в ходе чтения повести Достоевского "Белые ночи"....

Презентация по литературе на тему" Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я....