Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы
статья по литературе

Степанова Елена Владимировна

 Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 507 Московского района

Санкт – Петербурга

Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании.  

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из основных факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

О.Ю. Богданова отмечает, что, осуществляя речевое развитие детей на занятиях по литературе, педагогу следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее её осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая.

Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.

Важность этого отмечал психолог А.Н.Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».

Задача педагога - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Именно преподаватель литературы и русского языка должен научить обучающихся логично и связанно строить речевое высказывание, слушать себя и других, участвовать в диспутах, спорах, дебатных играх, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению на уроках, научиться считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения.

Интенсификация коммуникативного обучения на уроках литературы – это возможный путь, который поможет и педагогу и обучающимся ощутить удовлетворённость и успех в процессе учебной деятельности на уроке литературы. Если каждый воспитанник разовьёт в себе умение активно общаться в ходе учебных занятий, а педагог поможет ему в этом не на словах, а на деле – возрастёт  эффективность урока.

Поставив перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся, мы подобрали основные формы учебной коммуникации, которые можно использовать на уроках литературы.

Монологические формы речевой коммуникации:

- выступление с готовой заранее речью;

- пересказ;

- доклад;

- сообщение;

- ответы на вопросы;

- выступление с неподготовленной речью;

- критика;

- доказательства и опровержения.

Диалогические формы речевой коммуникации:

- беседа в парах/группах;

- дискуссия;

- дебаты;

- ролевая игра;

- театрализация;

- защита проекта.

На уроках литературы используются инновационные технологии и методики, направленные на воспитание и развитие ребенка как субъекта познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, который способен мыслить и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты и добра. К числу таких технологий относятся: методика проблемного обучения, проектная и игровая технология.

В рамках игровой технологии мы используем игры для развития коммуникативной мотивации обучающихся («Гляжусь в себя как в зеркало», «Разброс мнений», «Карикатуры»), коммуникативных умений и свободного говорения («Моё мнение о…», «Редакторы», «Книжная ярмарка», «Творческий ландшафт», «Как наше слово отзовётся», «Разговор на заданную тему», «Речевая карусель»).

Методика проблемного обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. На уроках литературы, при изучении художественных произведений, рассматриваются следующие проблемы, которые действительно интересны обучающимся и являются для них личностно значимыми: проблема ответственности, проблема чести и совести, проблема отцов и детей, проблема истинного и ложного патриотизма, проблема добра и зла, проблема коррупции и т.д.

Проектная технология ценна именно тем, что в ходе ее выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что именно воспитанник, а не педагог определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект – это возможность для обучающихся выразить свои собственные идеи в творческой форме. Не случайно современный этап развития методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности в обучении русскому языку и литературе, так как он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Межпредметные знания, полученные в результате освоения обучающимися нескольких учебных предметов и, главное, универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникационные и др.), активно применяются как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях.

Общение в учебном заведении и в пределах урока - это не только особый тип коммуникации, который никто в жизни не сможет избежать, но и особый тип социальной адаптации. Это время превращения индивида в члена сообщества от новичка до продвинутого члена группы.

Социализация в данном случае означает передачу правил поведения, в том числе и языкового, и контроль за их соблюдением.

Эта культура не формируется стихийно: необходима длительная, целенаправленная работа в ходе обучения и в большой степени формирование коммуникативной компетентности обучающихся происходит на уроках литературы.

Литература

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чёртов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Минск, 1995 – 239 с.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993 – 115 с.

4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки воспитанников учреждении для детей-сирот к самостоятельной жизни "Построй себя сам" и программа на развитие коммуникативной культуры школьников с занятиями

Программа "Построй себя сам" предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме, состоит из 13 разделовДанный курс  по программе на развитие коммуникатив...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

"Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"

Доклад на тему "Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)

В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания нос...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...