"Россия, Русь! Храни себя, храни!" Образ Родины в лирике Н.Рубцова.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Князева Елена Игоревна

Дана технологическая карта урока с приложениями и отзывом на урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Предмет: литература

Учебник: «Русская литература XX века» под ред. Агеносова В.В.

Тема урока: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Образ Родины в лирике Н.Рубцова

Тип урока: урок изучения нового материала.

Материально-техническое обеспечение урока: раздаточный материал с текстами стихотворений, ноутбук, телевизор, запись с голосом поэта, видеоролики; буклеты «Николай Рубцов в творчестве художников», «Мой Рубцов»; презентация «Тихая моя родина».

Методы и приемы: проблемно-исследовательский метод, сообщения учащихся, слово учителя, чтение стихотворений.

Цели урока:

  • помочь учащимся расширить представление о личности Н. Рубцова и его творчестве;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, раскрывать позицию автора;
  • формировать позицию заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе;
  • помочь в оформлении исследования в электронном виде, составлении видеороликов, буклетов;
  • воспитывать любовь к Родине, родной земле.

Этапы  урока

Планируемый

результат        

УУД, предметные

учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный

момент

Регулятивные УУД

Саморегуляция,

организация рабочего места(Р)

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Выявляет отсутствующих учащихся.

– Добрый день. Мне хочется, чтобы наш урок сегодня был действительно добрым. А поможет нам в этом совместная  активная работа.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя, садятся

Обращение

Актуализация  знаний

Постановка проблемы

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Тема Родины в творчестве любого поэта священна. О ней пишут сегодня, о ней будут писать и завтра.

 – Поэты эстрадной лирики и поэты-барды писали о Родине, громко и открыто признаваясь ей в любви. Для них родина «прекрасней всех на свете». Их Родина наполнена счастьем, радостью, красотой, восторгом.

Родина… Закройте глаза, произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами?

Составьте синквейн к слову «Родина».

– А теперь прочитайте вот этот синквейн. Что вы можете сказать о человеке, написавшем его?

(Родина.

 Неприметная, кроткая (смиренная, тихая).

 Грустить, переживать, плакать.

 «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

 Одиночество.)

Мы сегодня будем говорить о родине… Впрочем не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать. А поможет нам в этом Николай Михайлович Рубцов.

Тема нашего урока: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Образ Родины в лирике Н.Рубцова»  Сформулируйте цели нашего урока.

На ваших столах лежат листы с таблицей, в течение урока, работая в парах, вы должны их заполнить (см.приложение)

Вступают в разговор с учителем.

О ней писали Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет.

Составляют синквейн к слову «Родина».

Читают синквейны

Высказывают предположения

Записывают тему в тетради.

Формулируют цели урока: познакомиться с биографией Н.Рубцова;

ответить на вопрос, каков образ Родины в лирике поэта.

Беседа

Работа с опорными карточками

Эмоциональное слово учителя

Создание текста

Беседа

Изучение нового

материала

Коммуникативные

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (к)

Извлекать информацию из разных источников(П)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

1. Звучит «Вокализ» (голосовое исполнение) Рахманинова. Через минуту музыка звучит приглушеннее, и на ее фоне на телеэкране появляются кадры родины Рубцова, Вологодчины, еще через минуту – включается запись стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина».

2.Предлагает прослушать сообщение ученицы в сопровождении презентации.

3. Видеоролик «Купавы»

 4. История создания стихотворения «В горнице» (1963 год)

5. Исполнение песни «В горнице»

6. Видеоролик «Плыть, плыть, плыть…»

Слушают и заполняют таблицу

Смотрят видеоролики, заполняют таблицу

Смотрят видеоролик, заполняют таблицу

Презентация

Беседа

Закрепление

учебного материала

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями (К)

Чтение стихотворений

Как вы воспринимаете лирику Н.Рубцова? Продолжите предложения:

  1. Для меня Рубцов – это…
  2. Образ Родины в лирике Рубцова – это…

А вот каким увидели Рубцова девочки.

Чтение стихотворений,

Продолжают предложение

Ученицы представляют творческие работы «Мой Рубцов» и презентацию «Николай Рубцов в творчестве современных художников»

Фронтальный

опрос, сообщения

Приём «Незаконченное предложение»

Итог,

рефлексия

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Соотносить цели и результаты своей деятельности в соответствии с планом.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р)

Каковы темы, мотивы и образы в лирике, посвящённой Родине? (взять из таблицы) и прочитать Пожалуйста, опираясь на записи, сделанные в таблицах, ответьте на вопрос: «Из каких понятий складывается тема Родины в творчестве Николая Рубцова?»

Вернёмся к началу урока, к стихотворению «Тихая моя родина», которое прозвучало в исполнении поэта.

Тихая – это значит какая?

Есть в этом определении – “тихая” – ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.

 – Какое значение имеет настойчивое повторение слов «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – то, чем встречает героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов...

 – Обратите внимание на знаки препинания. Поэт читал негромко, тихо, а почему же в первом предложении стихотворения стоит восклицательный знак?

Тихая лирика. Так называется течение, возникшее в 60-е годы XX века. Идейным вдохновителем этих поэтов стал Николай Рубцов.

Именем Н.Рубцова названа улица в Вологде. Она такая же короткая, как его жизнь.

В родном городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На его надгробии начертана знаменитая строка из стихотворения «Видения на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Это завещание потомкам, это обращение к нам.  Стихи Николая Рубцова завещают нам любить жизнь, родных, Родину и помнить, что где-то среди необъятных русских полей горит яркая звезда настоящего русского поэта. А его поэзия пусть будет для вас добрым причалом.

Читают таблицы, обсуждают

(природа, отчий дом, любовь к матери, нравственные ценности…)

Негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная…

О самом дорогом нельзя кричать, можно говорить тихо, но очень проникновенно.

Эмоциональное слово учителя

Задание на дом

Регулятивные УУД

Записывают в дневники

Выставляют оценки в дневники, оценивают свою работу на уроке



Предварительный просмотр:

«Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Образ Родины в лирике Н.Рубцова

              Урок  «Личность и творчество  Н.М. Рубцова» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 16 - 17 лет (11 класс), соответствует их познавательным возможностям.

       Урок носит обзорный характер и является первым по теме «Тихая лирика».

       Тип урока: обзорный

       Методы и приемы: проблемно-исследовательский метод, ИТК, сообщения учащихся, слово учителя, чтение стихотворений.

         Цели урока:

  • помочь учащимся составить полное представление о личности    

     Н. Рубцова и его творчестве;

  • развивать умения анализировать, сопоставлять,  раскрывать  позицию автора;
  • формировать позицию заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе;
  • помочь в оформлении исследования в электронном виде,   составлении видеороликов, буклетов;
  • воспитывать любовь к Родине, родной земле.

        Материально-техническое обеспечение урока: раздаточный материал с текстами стихотворений, ноутбук, телевизор, запись с голосом поэта, видеоролики; буклеты  «Николай Рубцов в творчестве художников», «Мой Рубцов»;  презентация «Тихая моя родина».

ХОД  УРОКА

I.  Организационный момент. Актуализация знаний

         – Добрый  день. Мне хочется, чтобы наш урок сегодня был действительно добрым. А поможет нам в этом совместная  активная работа.  

          На прошлом уроке мы говорили о поэтическом буме в советской литературе 50-60-ых годов. Давайте вспомним, какие поэтические течения тогда возникли. (Работа с сигнальными карточками. Зачитываются особенности поэтического течения, учащиеся озвучивают название течения и его представителей.)

         Во второй половине 60-х годов поэтический бум стал угасать. Как противостояние «эстрадной», громкой лирике возникает новое поэтическое течение. Какое? Мы должны ответить на этот вопрос в конце урока.

II.  Постановка проблемы

        – Тема Родины в творчестве любого поэта священна. О ней писали Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет. О ней пишут сегодня, о ней будут писать и завтра.

        – Поэты эстрадной лирики и поэты-барды писали о Родине, громко и открыто признаваясь ей в любви. Для них родина «прекрасней всех на свете». Их Родина наполнена счастьем, радостью, красотой, восторгом. Громкий патриотизм, например, звучит в словах знакомой вам песни на слова Роберта Рождественского: «Я люблю, страна, твои просторы, я люблю твои поля и горы, сонные озёра и бурлящие моря…». Юрий Визбор в стихотворении «Россия» писал: «Любовь моя, Россия, люблю, пока живу, дожди твои косые, полей твоих траву, дорог твоих скитанья, лихих твоих ребят…». Булат  Окуджава в стихотворении «Песенка об Арбате» признавался в любви к малой родине: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё отечество, никогда до конца не пройти тебя…». (Прочитать стихотворение Беллы Ахмадулиной «Родина», созданное в 1955 году и напечатанное в «Комсомольской правде».) 

                        Белла Ахмадулина

                        Родина

                На грядках зеленого огородика,

                Где тянется хмель к кривому крыльцу,

                Я неожиданно встретила Родину,

                С нею столкнувшись лицом к лицу.

                 Она стояла, обнявшись с вишнею,

                 В сиянии белых ее цветов, -

                 Такая красивая и неслышная,

                С простою улыбкой, без громких слов.

        Дрогнула тонкая ветка смородины,

         На щеку мне бросив росинку одну.

         Тогда я впервые увидела в Родине

         Всю красоту ее и глубину.

        – Родина… А какой видите вы её? Закройте глаза, произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами?

        - …  …  …  …  …

        - Составьте синквейн к слову «Родина».

                      (Родина.

                       Неповторимая, вечная.

                       Любить, помнить, радоваться.

                       Игра – моя малая родина.

                       Мама.)

        – А теперь прочитайте вот этот синквейн. Что вы можете  сказать о человеке, написавшем его?

                (Родина.

                Неприметная, кроткая (смиренная, тихая).

                Грустить, переживать, плакать.

                «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

                Одиночество.)

        - … … … … … (человек, переживающий за судьбу своей родины; человек, не имеющий дома; человек,в жизни которого много горя; сиротство; ненужность; потерянность …)

         – 21 век… Вымирают деревни (с 2000 по 2013 годы с карты Удмуртии исчезли 130 деревень), рушатся дома, гибнет наша малая родина. Но мы понимаем, что без веры нет будущего. Задумываемся о том, что мы оставим своим потомкам, что можно сделать своими силами для сохранения своей малой родины…  

        – Мы сегодня  говорим о родине… Впрочем не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать. А поможет нам в этом Николай Михайлович Рубцов.

        – Пожалуйста, сформулируйте цели нашего урока.

        – …  …  … (познакомиться с биографией поэта, выявить особенности лирики, проанализировать тему родины в творчестве (похожа ли она на родину поэтов-бардов и поэтов эстрадной лирики).

        – На ваших столах лежат листы с таблицей, в течение урока, работая в парах,  вы должны их заполнить.  Также на столах имеется раздаточный материал с текстами стихотворений Рубцова, которые сегодня прозвучат. Вы можете что-то в них отмечать, подчёркивать, делать пометки. Готовы к работе?

III.  Открытие новых знаний.

        

        Звучит «Вокализ» (голосовое исполнение) Рахманинова. Через минуту музыка звучит приглушеннее, и на ее фоне - беззвучно! - на телеэкране появляются кадры родины Рубцова, Вологодчины, еще через минуту – включается   запись стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина». ( 5 минут )

        – Вот так негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами разговор о Родине, о сыновней любви к ней великий русский поэт.

        – И кто же такой этот мало кому известный при жизни поэт, имя которому – Николай Михайлович Рубцов.

 «И буду жить в своем народе», – предрек Н.Рубцов. Так и случилось. Печально трудно сложилась судьба Николая Рубцова.

                   Биографии Н.М.Рубцова с показом презентации.        

        – Где бы он ни был, неизменно возвращался в Николу... Мало кому из современных поэтов удалось столь проникновенно, как Рубцову, сказать о том, что человек не может, не имеет права смотреть свысока на воды, травы и деревья, на живность всякую, ибо он сам часть природы.

        Поэзия Рубцова насыщена традиционной народной символикой, в его лирику вошли стихии ветра, снега, тумана, дождя. Но многие образы он несколько переиначивает.
        Так, береза у него – символ Руси, конь – символ свободы, счастья и удачи. Дом в лирике Рубцова – то, к чему сам поэт всю свою недолгую жизнь стремился, но так и не обрел.
        Храм олицетворяет в его символике святость Руси. Поэтому жаль «разрушенных белых церквей», он называет храм «удивительным, белокаменным», но этот храм, как деревня, как Россия, разорен и погружен в сон.

        Вечные вопросы жизни и смерти неразрывно связаны у Рубцова с темой Родины, России.

        Родина для Рубцова – это идеал святости, т. е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. И символами Родины у Рубцова являются храм, деревня, береза, гнездо, дом, звезда, горница.

        Родина – покой, успокоение, к которому приходит и с чем связывает свою судьбу лирический герой.
        Родина – святыня, неповторимая и вечная, о сохранении и возрождении которой мечтает поэт. Послушайте, как проникновенно обращается автор к нам, чтобы мы сберегли, не разрушили то, что называется малой родиной: «Взгляните ж вы, какие здесь купавы, но разве кто послушает меня…»

                   Видеоролик «Купавы» (3минуты)

        – Уникален случай появления стихотворения «В горнице» (1963 год)

        На студенческой вечеринке читали стихи по кругу. «Кому-то было тесно во Вселенной… каждый добавлял строфу, у некоторых возникала странная рифма вроде: интересно – интеллекта». Когда подошла очередь поэта-первокурсника, паренька из Вологды… Н.Рубцов прочитал «В горнице моей светло…». Произошла заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка принесет воды!»

Исполнение песни «В горнице»

         – У Рубцова крестьянская горница с традиционным укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, да и немудрено: мальчику, рано оставшемуся сиротой, жившему в детском доме, было о чем мечтать. У него не было ни одной подушки, была одна прожженная простыня, прожженное рваное одеяло. У него не было белья, не было посуды, ел он прямо из кастрюли. С 1942 года, года смерти матери, и до последнего года жизни, когда получил в Вологде отдельную однокомнатную квартиру, у Рубцова вообще не было никаких «горниц». Детдом, общаги, казармы, общаги, ночёвки у знакомых… «Горница» Рубцова – это спасительный очаг для всех, его «русский огонёк» над Россией.

                      – Говорить о последнем годе жизни Николая Рубцова  – занятие  нелегкое и неблагодарное. Все перепуталось в эти месяцы в его жизни. Многие чувствовали, что человек приближается к трагедии, просили, давали добрые советы. Но Рубцов уже не слышал, он летел к своему концу.

                Видеоролик «Плыть, плыть, плыть…» ( 2минуты )

IV. Закрепление учебного материала

        – Как вы воспринимаете лирику Н.Рубцова? Продолжите предложения:

  1. Для меня Рубцов – это…
  2. Образ Родины в лирике Рубцова – это

А вот каким увидели Рубцова девочки.        

V.  Рефлексия, итог.

        

        Каковы темы, мотивы и образы в лирике, посвящённой Родине? (взять из таблицы и прочитать).  Пожалуйста, опираясь на записи, сделанные в таблицах, ответьте на вопрос: «Из каких понятий складывается тема Родины в творчестве Николая Рубцова?» (природа, отчий дом, любовь к матери, нравственные ценности…)

        – Вернёмся к началу урока, к стихотворению «Тихая моя родина», которое прозвучало в исполнении поэта.

        – Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Есть в этом определении – “тихая” – ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.

         – Какое значение имеет настойчивое повторение слов «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – то, чем встречает героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов...

         – Обратите внимание на знаки препинания. Поэт читал негромко, тихо, а почему же в первом предложении стихотворения стоит восклицательный знак? (О самом дорогом нельзя кричать, можно говорить тихо, но очень проникновенно).

         –  Мы называем любовь Рубцова к родине тихой. Да и вся его лирика тихая, проникновенная, неторопливая, молитвенная. Именно этим отличается тема родины в творчестве Рубцова от Рождественского, Визбора, Окуджавы, Ахмадулиной.

        –  А теперь одним словосочетанием постарайтесь дать название пятому поэтическому течению, возникшему в 60-е годы XX века. («тихая лирика»).  Впишите это определение в название таблицы.

        – Тихая лирика. Так называется течение, возникшее в 60-е годы XX века. Идейным вдохновителем этого течения стал Николай Рубцов.

        – Именем Н.Рубцова названа улица в Вологде. Она такая же короткая, как его жизнь.

        В родном городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На его надгробии начертана знаменитая строка из стихотворения «Видения на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

        Это завещание потомкам, это обращение к нам.  Стихи Николая Рубцова завещают нам любить жизнь, родных, Родину и помнить, что где-то среди необъятных русских полей горит яркая звезда настоящего русского поэта. А его поэзия пусть будет для вас добрым причалом.

         – Спасибо за урок.

VI. Домашнее задание.

Языковые особенности лирики Рубцова на примере отдельных стихотворений (практическое решение тестов по материалам ЕГЭ). 

Объявление оценок.

– Как вы понимаете значение термина «тихая лирика»?  (раздумье о родине, общение с природой,  внимательное отношение к  людям, грусть, печаль, тревога, одиночество…).

         – Назовите особенности творчества поэтов, принадлежащих  этому поэтическому течению. ( Любовь к малой родине и её природе; неразрывная связь с родиной; их произведения о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природе; в их стихах звучит боль об утрате нравственности; прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века (об этом мы будем говорить на следующем уроке); в их судьбе много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы,  ... Идейным вдохновителем этих поэтов стал Николай Рубцов ).



Предварительный просмотр:

ПОЭТЫ

СТАРШЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

«ФРОНТОВАЯ

ЛИРИКА»

«ЭСТРАДНАЯ

ПОЭЗИЯ»

АВТОРСКАЯ

ПЕСНЯ

?

 

«ТИХАЯ  ЛИРИКА»

– ЭТИ ПОЭТЫ В КНИГАХ СТИХОВ ВЫРАЗИЛИ ЧЕРЕЗ СВОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНИ ТРАГИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ СТРАНЫ;

 – СЧИТАЛИ, ЧТО СЧАСТЬЕ – ЭТО «СОУЧАСТЬЕ В ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДЕЛАХ»

 – ПОКАЗАЛИ СТРАДАНИЕ И СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ;

 – ПОКАЗАЛИ СПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО НА ГРАНИЦЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

 – В ИХ СТИХАХ ЗВУЧАЛА РОМАНТИКА ДАЛЬНИХ ДОРОГ, МУЖЕСТВО ПЕРВОПРОХОДЦЕВ;

 – СТИХИ БЫЛИ РАССЧИТАНЫ НА ДЕКЛАМАЦИЮ В БОЛЬШИХ АУДИТОРИЯХ, НА МГНОВЕННУЮ РЕАКЦИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ

 – ЭТИ СТИХИ РОДИЛИСЬ В УЗКОМ КРУГУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ;

 – ПОЛНАЯ СВОБОДА ОТ НОРМ И ТРАДИЦИЙ СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ, ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ИСКУССТВОМ;

 – СТИХИ НЕ ПЕЧАТАЛИСЬ, А ПЕЛИСЬ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА ГИТАРЕ

 – В ТВОРЧЕСТВЕ ЭТИХ ПОЭТОВ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА;

 – В СУДЬБЕ ЭТИХ ПОЭТОВ МНОГО ОБЩЕГО;
– В СТИХАХ ЗВУЧИТ ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ И ЕЁ ПРИРОДЕ, БОЛЬ ОБ УТРАТЕ НРАВСТВЕННОСТИ;

 – ИХ СТИХИ О САМОМ БЛИЗКОМ И РОДНОМ: О МАТЕРИ, ДОМЕ, ПРИРОДЕ

ВЛАДИМИР  ЛУГОВСКОЙ,

МИХАИЛ СВЕТЛОВ,

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ

БОРИС  СЛУЦКИЙ,

СЕРГЕЙ  ОРЛОВ,

ЮЛИЯ  ДРУНИНА,

ДАВИД  САМОЙЛОВ,

НИКОЛАЙ  СТАРШИНОВ

ЮРИЙ  ВИЗБОР,

ЮЛИЙ  КИМ,

НОВЕЛЛА  МАТВЕЕВА,

АЛЕКСАНДР  ГАЛИЧ,

ВЛАДИМИР  ВЫСОЦКИЙ,

БУЛАТ  ОКУДЖАВА,

НИКОЛАЙ  РУБЦОВ,
АНАТОЛИЙ  ЖИГУЛИН,
ЮРИЙ  КУЗНЕЦОВ,
ВЛАДИМИР  СОКОЛОВ,
АНАТОЛИЙ  ПЕРЕДРЕЕВ,
АЛЕКСЕЙ  РЕШЕТОВ

ЕВГЕНИЙ  ЕВТУШЕНКО,

АНДРЕЙ  ВОЗНЕСЕНСКИЙ,

РОБЕРТ  РОЖДЕСТВЕНСКИЙ,

БЕЛЛА  АХМАДУЛИНА



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ     «                         ?                         »

ТЕМЫ

ИДЕИ

СИМВОЛЫ-ОБРАЗЫ МАЛОЙ РОДИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  «ТИХОЙ ЛИРИКИ»

ТЕМЫ

ИДЕИ

СИМВОЛЫ-ОБРАЗЫ МАЛОЙ РОДИНЫ

– малая родина,

– боль за утрату нравственных чувств,

– отчий дом,

– природа и история,

– стремление к истокам, корням,

– звезда,

– природа и люди (нация, народ),

– связь личности с родиной, нацией,

– небо,

– Душа и Вселенная,

– воплощение духовного мира человека в лирике,

– берёза,

– терпение,

– вера в возрождение России, призыв к возрождению

– журавли,

– любовь к матери, женщине,

– деревня,

– жизнь и смерть,

– огонёк,

– радости и страдания,

– храм,

– нравственные ценности,

– дорога,

– духовный мир человека,

– свет,

– дом и бездомье

фольклорные образы,

– вода,

– река,

– цветы,

– деревья,

– лодка,

– птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия !Русь! Храни себя, храни!

внеклассное мероприятие по творчеству Рубцова...

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное жизни и творчеству Н. Рубцова...

Литературно –поэтическая композиция о жизни и творчестве Н. Рубцова "Россия, Русь! Храни себя, храни!"

Данная разработка предназначена для внеклассного занятия по творчеству Н. М. Рубцова. На литературном вечере наряду с произведениями автора должны прозвучать песни на его стихи в исполнении А. Гр...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Сценарий литературного вечера "Россия! Русь! Храни себя, храни..."

Сценарий литературного вечера разработан для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках реализации Программы гражданско-патриотического воспитания. В мероприятии принимали участие обуч...

РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!

РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!...