«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Урок литературы для 7 класса по М. Горькому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.03_literatura.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Посейте поступок - и вы пожнете привычку,

посейте привычку - и вы пожнете характер,

посейте характер - и вы пожнете судьбу.

У. Теккерей

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з

Пересказ сцен из повести на выбор "Пожар", "Ссора в доме деда", "Наказание", "Хорошее дело", "Пляска бабушки", "Первое знакомство".

  1. Работа по теме урока

1) -В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю прочесть слова У.Теккерея.

-Я думаю, что именно они помогут нам с вами определить цели сегодняшнего урока.

2) -А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

-Расскажите о жизни в семье Кашириных.

Почему в повести говорится, что это «невыразимо странная жизнь», «слишком обильная жестокостью жизнь «неумного племени», «душный круг жутких впечатлений», «дом деда Каширина был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…».

-Что же помогло Алеше в такой мрачной, жестокой обстановке выжить?

(Его поддерживали бабушка, Цыганок, Хорошее Дело)

3) Итак, обратимся к героям: бабушке Акулине Ивановне, Цыганку, Хорошему Делу.

Работа в группах.

(Каждой группе предоставляется портрет героя, участникам необходимо найти выразительные средства)

  1. (Бабушка Акулина Ивановна)

(Эпитеты: «ласковые, яркие, сочные» (слова), «рыхлый» (нос), «неугасимым, веселым, теплым» (светом), «сутула, горбата, полна», «легко, ловко» (двигалась)

Сравнения: «похожие на цветы» (слова), «темные, как вишни глаза», «двигалась, точно большая кошка», «мягкая такая же, как этот ласковый зверь»

Метафоры: «зрачки вспыхивали приятным светом», «вся она – темная, но светилась изнутри»)

  1. (Цыганок)

(Эпитеты: «квадратный», с «огромной, кудрявой» (головой), «раскосые, веселые» (глаза),

Метафоры: «сверкали глаза», «горела рубаха»

  1. (Хорошее Дело)

Эпитеты: «неприятно пахучий», «встрепанный», «неловкий», «тонким, прямым, белым» (носом), «остолбеневший», «безмолвный»

-Представьте результаты своей работы. 

Продолжаем работу в группах. Каждая группа должная представить своего героя по данному плану:

1. Краткий рассказ о герое.

2. Черты характера.

3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.

4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?

Представьте результаты своей работы. 

4) Соотнесите имена героев и их характеристики

1. Бабушка Акулина Ивановна

А. доброта, самоотверженность, весёлость, талантливость, трудолюбие

2. Цыганок

Б. сдержанность, немногословность, безразличие к бытовой стороне жизни, умение радоваться красоте природы и одаренности людей

3. Хорошее Дело

В. доброта, любовь к людям, талантливость, способность сохранить самообладание в минуты испытаний

1 – В, 2 – А, 3 – Б.

  1. Подведение итогов
  • Почему М. Горький, изображая «свинцовые мерзости дикой русской жизни», противопоставляет им лучшие качества и творческие силы народа?
  • В чем же заключается это прекрасное?
  1. Д/з составить письменный отзыв на одну из иллюстраций к повести или создать свою иллюстрацию и подготовиться к ее защите.

1 группа:

«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Эпитеты:___________________________________________________________________

Сравнения:_________________________________________________________________

Метафоры:__________________________________________________________________

1. Краткий рассказ о герое.

2. Черты характера.

3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.

4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?

2 группа:

«Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Эпитеты:___________________________________________________________________

Сравнения:_________________________________________________________________

Метафоры:__________________________________________________________________

1. Краткий рассказ о герое.

2. Черты характера.

3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.

4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?

3 группа:

«С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрёпанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом. А иногда вдруг останавливался среди комнаты или у окна и долго стоял, закрыв глаза, подняв лицо, остолбеневший, безмолвный».

Эпитеты:___________________________________________________________________

Сравнения:_________________________________________________________________

Метафоры:__________________________________________________________________

1. Краткий рассказ о герое.

2. Черты характера.

3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.

4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству А.М. Горького."Яркое, здоровое, творческое в русской жизни"

Данная презентация поможет провести урок в 7 классе. Включен опрос: карточки, тестирование, работа с иллюстрациями....

«Обломовщина – негативное или положительное явление русской жизни?»

Разработка урока-дискусии по роману И.А. Гончарова "Обломов"...

Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью на уроках русского языка и литературы.

образовательные технологии, которые адекватны возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье наших детей....

Характеристика положительных героев повести М. Горького «Детство»

Тема: Характеристика положительных героев повести М. Горького «Детство» Цель: Образовательная – способствовать обучению характеристике героев; работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен,...

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС, КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Игровой комплекс, как нестандартная форма работы направленнаякак на учащихся, так и на привлечение родителей центром дополнительного образования отобразил высокий процент положительной дина...