Урок "Стихи и песни о Великой отечественной войне" для 7 класса
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Макушкина Евгения Ивановна

Урок-концерт  о стихотворениях и песнях времён ВОв и появященных ВОв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_stihotvoreniyah_i_pesnyah_vov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Урок литературы в 7 классе. «Стихи и песни Великой Отечественной войны»Учитель : Макушкина Е.И.

Цели

Обучающие:

  1. Дать представление о песнях и  стихотворениях о Великой Отечественной войне.
  2. Работать с текстами песен, ввести термин «песня-плакат»
  3. Продолжить работу над анализом поэтического текста.

Развивающие:

  1. Формировать навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения, чтения наизусть.
  2. Совершенствовать навыки устной монологической речи, устного рисования, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.
  2. Воспитывать интерес к истории России в целом, а так же  к истории определённого периода(1941-1945).
  3. Воспитывать интерес к музыкальному воплощению литературных произведений, эстетический слух.

                                                       1.

Материалы к уроку:

1. Фонозаписи                                    В.Лебедев-Кумач  «Священная война»

                                                              А. Александров

                                                          (КАППСА , 1941 год)

                                                             В. Харитонов  «День Победы»

                                                            Д. Тухманов

                                                          (КАСА, Л.Лещенко 1982 год)

  1. Фонограмма песни «В землянке» ( муз. К.Листова).

  1. Стихотворения                 Е.Евтушенко «Армия»

                                                 А.Дементьев «Где-то около Бреста…»

                                                 М. Тимошечкин «Стихи»

                                                 ( см. Приложение1)

5.Тексты песен «Священная война», «В землянке», «День Победы», карточки экспресс-викторины (по числу учащихся в классе)                          ( см. Приложение2)

6.Иллюстрации                      И. Тоидзе «Родина-Мать зовёт!»

                                                В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»

                                                Н.Баскаков «Победа!»

                                                М.Кугач «9 мая»

7. Опережающее домашнее задание: индивидуальные карточки-информаторы, карточки-опоры ( см. Приложение3)

2

План-конспект урока.

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте. Сегодняшний урок литературы немного необычный: это урок-концерт. Тема нашего урока—стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Эпиграфом к уроку я предлагаю отрывок из стихотворения поэта-фронтовика Ю.Воронова:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память—наша совесть,

Она, как воздух нам нужна…

О смысле этих строк мы поговорим чуть позже, но, я думаю, что все вы понимаете, о какой войне и о какой памяти идёт речь.

2.Восприятие и анализ материала.

«Священная война»

Учитель: Урок мы начнём с разговора о той песне, от которой и сейчас, спустя почти 70 лет с момента её создания, у слушателей трепещет сердце и хочется слушать её стоя. Это песня «Священная война» Об истории её создания расскажет____________________(Карточка-информатор №1, Приложение3)

Учитель: Представим себе, как в полном снаряжении сидят на скамейках вокзала бойцы, курят, молчат, у каждого своя дума о доме, о семье, о родных. Каждый понимает, что случилось что-то страшное в мире. Где же найти силы бороться с этим злом? И вот хор, одетый в такую же форму, хор, на который никто поначалу и внимания не обратил, запел…

( звучит фонозапись песни «Священная война»)

Учитель: В тот день хор исполнил песню ещё четырежды. Как вы думаете, почему бойцы хотели её ещё и ещё раз услышать?

Какие строчки были особенно близки людям перед отправкой на фронт?

В чём, по-вашему, главная мысль этого стихотворения, его патриотический пафос?

Обратите внимание на плакаты И.Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» и В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»  К чему они призывали людей в тылу и на фронте?

Песню «Священная война» часто называют песней-плакатом. Почему? К чему она призывает?

Как вы понимаете значение словосочетаний «ярость благородная» и «священная война»?

В литературе случается, что одно произведение становится отправной точкой для создания другого. Сейчас мы прослушаем стихотворение Е.

3

 Евтушенко «Армия» в исполнении______________________.

Одним из героев этого стихотворения является песня «Священная война».

Чтение стихотворения Е.Евтушенко «Армия» наизусть подготовленным учеником..( Приложение1).

Учитель: Что же помогало людям на фронте и в тылу не сдаваться, верить в Победу?

«В землянке».

Учитель:  Сейчас обратимся к песне совершенно другой и по настроению и по замыслу. Но сначала попробуем проникнуться этим особенным настроением, послушав стихотворение А.Дементьева.

Чтение стихотворения А. Дементьева «Где-то около Бреста…» наизусть подготовленным учеником.( Приложение 1).

Учитель:  Что же это за песня, которая может повести за собой сердца людей?  Об истории создания песни «В землянке» расскажет_____________( Карточка-информатор №2, Приложение3).

Коллективное исполнение песни с использованием фонограммы.

Учитель: Как вам кажется, за что эти строки, простые и очень личные, так полюбились людям на фронте и в тылу?

Некоторым чиновникам от литературы показалось, что строки «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» слишком мрачные и снижают боевой дух солдата, требовали переделать песню, вычеркнуть про смерть. Как вы считаете, правы ли они ?

Однажды Сурков получил письмо от танкового экипажа: «Мы слышали, что не нравятся строчки про 4 шага. Напишите для этих людей . что до смерти 4 тысячи английских миль, а нам оставьте, как есть: уж мы-то знаем, сколько до смерти шагов» . И цензуре пришлось уступить, ведь песня уже «ушла в народ».

Какие слова подчёркивают глубоко личный характер текста А.Суркова?

Что за обстановка окружает лирического героя, каков мир вокруг него?

Что спасает от мыслей о смерти, от холода и страха?

В чём, по-вашему, заключается главная мысль этого стихотворения, э

той песни?

«День Победы».

Учитель:  Теперь поговорим о песне, которую знают почти наизусть все, слышали все, но она не приелась и не затерялась в ряду других песен. Каждый год 9 мая мы обязательно слышим её, поём её .

О песне «День Победы» расскажет_________________(Карточка- информатор№3, Приложение3)

Учитель: Сам поэт Владимир Харитонов рассказывал потом, что строчка

4

«Этот день мы приближали , как  могли» не зря повторяется, как заклинание. Она не только о бойцах, она и о рабочих, дневавших и ночевавших у станка, о колхозниках, пахавших на себе огромные поля, о детях, недополучавших многое во время войны ради помощи фронту.

Прослушивание фонозаписи песни «День Победы».

Учитель: Обратите внимание на репродукцию картины Н.Баскакова «Победа!» Какой момент изображён на ней? Солдаты , герои картины, по-разному реагируют: один застыл, напоминая фигурой памятник воину-победителю, а вот этот солдат на переднем плане картины плачет? Смеётся?  Почему трудно понять?

В чём сходство с песней «День Победы»? Какие противопоставления легли в основу стихотворения В. Харитонова?

Повтор какой строки скрепляет боевые, тыловые и мирные эпизоды?

Почему рассказ ведётся во множественном числе? Всюду «МЫ», кто это—мы?

Какова основная идея этой песни?

3.Контроль. Экспресс-викторина.

Учитель: В начале урока вы получили вместе с текстами песен карточку экспресс-викторины. (Приложение2).

Сейчас мы проверим, насколько познавательным был для вас урок и насколько внимательны были вы сами. Ваша задача за 1-2 минуты поставить любой значок в те графы карточки, где по-вашему находится верный вариант ответа.

(Проверка викторины с помощью верно заполненной перфокарты, возможны и другие варианты.)

4.Выводы. Итоги урока.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке с учётом результатов викторины.

Учитель: А теперь вернёмся  к эпиграфу, к строчкам Ю. Воронова. Своеобразной иллюстрацией к ним может быть картина М. Кугача «9 мая». Что на ней изображено? С каким чувством люди приходят каждый раз 9 мая к памятникам, мемориалам, приезжают на места боевой славы?

Строки Ю.Воронова о том же: память должна жить в людях, какой бы печалью она не веяла. И помнит нам помогают, в том числе стихи и песни о войне—живое свидетельство отваги и боевого духа нашего народа, ни на минуту не перестававшего верить в Победу.

 Домашним заданием будет письменный ответ на вопросы, которые вы найдёте на обороте карточки экспресс-викторины.

5

Домашнее задание: Сочинение -миниатюра на одну из  тем.

  • Почему мы и сейчас читаем стихи о войне, слушаем песни о войне?
  • Отчего эта война не должна забываться?

  • Почему поэт Ю.Воронов сравнивает память с совестью?
  • Какое стихотворение или песня о Великой Отечественной войне  произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Учитель: Я надеюсь, что сегодняшний урок вам запомнится. И перед тем, как попрощаться, хотелось бы прочесть вам стихотворение М. Тимошечкина «Стихи», непосредственно отвечающее на вопрос: для чего нужны сейчас стихи и песни о войне.

Стихотворение М. Тимошечкина «Стихи» читает учитель(Приложение1).

Спасибо, урок окончен.

6

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение1.

Стихи

М. Тимошечкин.

Стихи, как память о войне…

Они ещё стучатся в сердце

И продолжают жить во мне,

Суровые единоверцы.

Они людей тревожить душу

Хотят с другими наравне,

Хотят, чтоб кто-то их послушал—

Стихи солдата о войне.

Взращённые, подобно злакам,

Средь избяных крестьянских стен,

Они ещё идут в атаку,

Чтоб никогда не сдаться в плен.

Армия

Е. Евтушенко.

В палате выключили радио,

И кто-то гладил мне вихор…

В зиминском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делали.

Двумя рядами у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны.

Они, родные, некрасивые,

С большими впадинами глаз,

И сами жалкие, несильные,

Смотрели с жалостью на нас.

В тылу измученные битвами,

Худы, заморены, бледны,

В своих пальтишках драных были мы

Для них героями войны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

О, взгляды долгие, подробные!

О, сострадание сестёр!..

7

Но вот «Вставай страна огромная…»

Запел, запел наш детский хор.

А вот запел хохол из Винницы.

Халат был в пятнах киселя,

И войлок сквозь клеёнку выбился

На чёрном ложе костыля.

Запел бурят на подоконнике,

Запел сапёр из Костромы…

Солдаты пели, словно школьники,

И как солдаты, пели мы.

Все пели праведно и доблестно:

И няня в стареньком платке,

И в сапогах кирзовых докторша.

Забывши градусник в руке.

Разрывы слышались нам дальние,

И было свято и светло.

Вот это всё и было—армия,

Всё это Родину спасло!

А. Дементьев

Где-то около Бреста

Вошла к нам в вагон

Невесёлая песня

Военных времён.

Подняла с полок женщин,

Растревожила сны,

Вспомнив всех не пришедших

С той далёкой войны.

Шла она по проходу

И тиха, и грустна.

Сколько было народу—

Всех смутила она.

И прощалась с поклоном,

Затихала вдали.

А сердца по вагону

Вдаль, за песнею шли…

8

Приложение 2.

                                            Священная война

В.Лебедев-Кумач

А.Александров.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,--

Идёт война народная,

Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб.

Отродью человечества

Сколотим крепкий гроб.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,--

Идёт война народная,

Священная война!

«В землянке»

А.Сурков

К.Листов

Бьётся в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти –четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

«День Победы»

В.Харитонов

Д. Тухманов

День Победы,

Как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк…

Были вёрсты,

Обгорелые в пыли,

Этот день мы приближали , как могли.

           Этот день Победы

           Порохом пропах.

           Это праздник

           С сединою на висках.

           Это радость

           Со слезами на глазах,

            День Победы, день Победы!

Дни и ночи

У мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи

Битву трудную вели,

Этот день мы приближали, как могли.

Здравствуй, мама…

Возвратились мы не все,

Босиком бы пробежаться по росе…

Пол-Европы прошагали,

Полземли,

Этот день мы приближали , как могли.

9

Экспресс- викторина.

Вопросы.

«Священная

война»

«В землянке»

«День

Победы»

Авторы песни:

  1. В. Харитонов

Д. Тухманов

  1. А. Сурков

К. Листов

  1. В. Лебедев-Кумач

А. Александров

  1. Песня написана во время войны

  1. Песня написана после войны

  1. Песня подвергалась цензурной правке

7. Самая первая песня о Великой Отечественной войне

8. Песня звучит от лица поколения, всего народа

9. Автор предложил стихи определённому композитору

                                                                                                                                                               

10

Приложение 3

                                     

Карточка№1

Песня «Священная война»  

22 июня 1941 года в 4 часа утра бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней  по радио прозвучала  самая суровая и самая яркая из всех песен, сложенных людьми о войне. Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-кумач. Песню исполнил Краснознамённый Ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя Александрова. «Первое крещение»  песня  приняла на Белорусском вокзале, её исполнили для бойцов, уезжающих на фронт.

Настанет время, и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Карточка №2.

«В землянке»

Эта песня была сразу же принята и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 «Домашних» строчек. Написал в  сорок первом, после очень тяжёлого боя, когда пришлось прорываться из окружения. Так бы и остались эти строки частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не попросил чего-нибудь, на что можно написать песню. Через неделю песня «В землянке» начала триумфальное шествие по всем фронтам: от Севастополя до Ленинграда, от Полярного до Одессы.

Карточка №3

«День Победы»

Эта песня появилась на свет спустя три десятилетия после войны. Поэт Владимир Харитонов давно мечтал о такой песне, в которой отразилось бы всё: и горести , и радости, и мужество, и доброта. Когда появилась первая строчка припева «Это радость со слезами на глазах», то поэт буквально на одном дыхании создал весь текст песни. Он отдал его  ещё молодому, но талантливому композитору Давиду Тухманову. Через несколько дней песня была готова. Композитор нашёл для неё особенную, берущую за сердце интонацию, сделавшую песню такой искренней, что ни один праздник Победы мы уже не мыслим без неё, знаем её наизусть.

11.

Использованные в работе материалы и документы:

  1. Б.И. Турьянская, Е.В. Комисарова, Л.А. Холодкова «Литература в 7 классе. Урок за уроком», М. 2002.
  2.  Л.И.Сидоровский «И потому мы победили… Очерки», Л. 1985.
  3. Современная Универсальная Энциклопедия. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.2001( www. KM. ru).

                                                                         

                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"

В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...

Урок литературы "Стихи и песни Великой Отечественной войны"

Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического...

Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе книги писателя  и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....

Песни Великой Отечественной

Презентация "Песни Великой Отечественной войны" - содержит тексты песен с портретами поэтов-пескенников.Может быть полезна учителям и педагогам-организаторам при подготовке воспитательных мероприятий,...

Песни Победы (Стихи и песни Великой Отечественной войны)

Урок посвящён стихам и песням Великой Отечественной войны, которые помогали выжить и победить врага. Песни звучат в исполнении как актёров времён войны, так и послевоенного времени: Марка Бернес...

Внеурочное мероприятие "История одной песни Великой Отечественной войны. Огонек"

Разработка мероприятия включает план, описание хода с указанием деятельности ведущего и учащихся, краткий конспект мероприятия, приложения: презентация по теме «История одной песни Великой Отече...