Эссе на тему: «Мои педагогические находки»
опыты и эксперименты по литературе


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Тайгинская средняя общеобразовательная школа Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

Эссе на тему:

«Мои педагогические находки»

Сарыглар Ч.Ч. - учитель русского

языка и литературы МБОУ

Кызыл-Тайгинской СОШ

        Преподавание предмета «Литература», начиная с 5 класса, определяется  рядом особых факторов. Это неодинаковый уровень лингвистической подготовки учащихся разных национальных регионов; своеобразие социальных, этнографических и других особенностей их окружения, которые влияют на восприятие художественного текста детьми;  национально-художественная специфика родной литературы, устного народного творчества, формирующая определенное национально-художественное мышление учащихся, индивидуально-психологические особенности восприятия действительности людьми разных национальностей.

        В данном эссе постаралась рассмотреть один аспект преподавания предмета «Литература», а именно взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах. Доклад актуален тем, что в современное время уделяется большое внимание толерантности,  развитию межнациональных отношений,  параллелям между культурами,  диалогу  культур.

        Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых  и речевых умений, анализа литературных произведений, следует учитывать возможности формирования  гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностными отношениями, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

        Учитель литературы должен понимать главные законы и принципы, раскрывающие природу художественного слова, внутреннюю жизнь отдельного произведения, имеющего свое начало и конец. Многие нравственные истины, о которых говорится  в школе, могут остаться для учащихся абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия и разочарования, находки и неудачи. Важно включить ученика в учебный процесс. Зачастую получается так, что учитель работает с книгой, ученик – с компьютером, интернетом. Ученик выключен из литературы. Иногда к процессу подключаются 2-3 человека, а остальные просто созерцают. На таком пути творчество исключается.  За тебя кто-то прочитает книгу и объяснит её. На подобном пути учитель - информатор, где нет никакого творчества. А ведь любой учитель - потенциально талантливая личность.

        На уроках литературы можно поговорить обо всем. Книга дает такую возможность. Книги должны стать умными, верными друзьями учащихся.

Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин: «Думаю, что чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет». Но уметь читать и уметь понимать прочитанное -  не одно и то же. И тому и другому надо учиться. Вот этим и будут заниматься на уроках нового предмета, который будет изучаться  в 5 классе. На первом же уроке литературы учащимся дается первоначальное понятие о литературе как искусстве слова, о её значении в формировании личности читателя. Это понятие будет расширяться в дальнейшем на всех уроках литературы.

Учителю следует вести беседу о роли чтения в жизни человека.

В начале беседы нужно познакомить учеников с высказываниями известных писателей и общественных деятелей о книге и роли чтения в жизни человека. Их можно написать на слайде, показать.

Все эти высказывания помогут учащимся убедиться в огромном познавательном и воспитательном значении книги. Важно также дать школьникам совет: Читать книгу нужно бережно, неторопливо прочитывая страницу за страницей, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово. Надо научиться слышать голос писателя. С.В.Михалков пишет, например, что «хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его  идеалы». Книга обогащает нашу духовную жизнь, воспитывает гражданские чувства. Она может огорчить и обрадовать, повергнуть в глубокую задумчивость и развеселить, перенести в далекое прошлое и помочь заглянуть в будущее. Обычно деятельность в национальных школах часто замыкается в рамках изучения лишь одной культуры, культуры своего народа. Это, конечно, хорошо. Человека следует воспитывать, в первую очередь, как представителя своего народа, своей культуры. Но прав академик Т.Н.Волков: «Человек любой национальности теряет как личность очень много, если замыкается в своей национальной скорлупе». Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Начиная изучать предмет «Литература» следует провести на каждом уроке параллель между художественной литературой своего народа с русской литературой, так как тувинская художественная литература берет свое начало с русской литературы.

В современном мире одна из главных задач национальной школы - формирование сознания нового типа, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии своей культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, уважение и понимание к другой культуре. Данная задача осуществима при изучении разных предметов, особенно при изучении предмета  литература.

В преподавании литературы одним из основных принципов выдвигается принцип общности и национального своеобразия. Поэтому одним из приемов работы с художественным произведением (в данном случае с текстом) должна быть сравнительно-сопоставительная работа.

Рассмотрение взаимосвязи,взаимовлияния русской и тувинской художественной литературы позволяет учащимися осмыслить культуру другого народа, а также при сопоставлении глубже понять, изучать только тувинскую культуру, литературу.

Например, при изучении устного народного творчества в 5 классе можно произвести сравнительно-сопоставительную работу с устным народным творчеством  тувинцев. Ведь учащиеся 5 класса хорошо знакомы с тувинскими народными сказками: знают начало, тройные повторы, концовку народных сказок.

Тувинские народные сказки

Русские народные сказки

Главный герой

Багай-оол

Оскус-оол

Чангыс-карыш

Чылбыга-кадай

Амырга-моос

Иван

Иванушка - дурачок

Мальчик – с –пальчик

Баба Яга

Чудо-юдо

Виды сказки

Волшебные о животных бытовые

Волшебные о животных бытовые

Концовка

Добро всегда побеждает зло

Добро всегда побеждает зло

Образы

Самые светлые  образы в судьбах мальчиков- сирот Ангыр-оола и Алексея Пешкова, в художественных произведениях тувинского писателя – русского писателя.

С.А.Сарыг-оол повесть по жанру: автобиография.

«Легенда о светлом мальчике».

Образ бабушки мальчика-сироты

Чейзен – кадай.

Образ Ангыр-оола.

М.Горький  автобиография, трилогия.

«Детство»,  «Мои университеты». «В людях».

Акулина Ивановна -  бабушка Алексея Пешкова

Образ Алексея Пешкова.

Драматические произведения

Русская литература

Тувинская правда

Н.Островский

В.Ш.Кок-оол

Трагедия «Гроза»

Трагедия « Хайыраан бот»

Катерина

Кара

  При изучении исторических произведений можно провести параллель с историческими событиями, происшедшими в данной местности.Например, при изучении героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» сравнить с восстанием 60 богатырей.

        Учащихся нужно воспитывать всем лучшим, что накопило человечество. Необходимо воспитывать уважительное отношение к любой художественной литературе. Это важная часть воспитания Человека. Лучше всего это поясняет постижение взаимосвязи,взаимовлияния русской и тувинской литературы. Русская и тувинская литература, … Такие   разные сочетания,  а главное – одно, в нем мудрость народа, накопленная веками, в нем сила и дух, переданные нам по наследству, которые мы не имеем права ни делить, ни терять. Только нравственно ценное, чистое и красивое нужно нам.        Учащиеся должны знать: художественная литература неделима, нельзя разделить нравственность и духовность, художественные произведения призваны делать нас людьми независимо от времени, эпохи, возраста, социальной принадлежности  и национальности.

        При проведении таких уроков  литературы у учащихся формируются:

- потребность осознанного чтения;

- исчезает проблема с чтением текста;

- повышается начитанность, выбор книг уже не огранивается одной темой;

- учащиеся интересуются произведениями, стихами, сочинениями разных жанров, тематики.

- воспитание толерантности.

                                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе на тему: "Мои методические находки"

Мои методические находки...

Эссе на тему "Мои методические находки"

quot;Минем методик табышларым"...

Эссе на тему: "Мои педагогические находки"

ЭссеМээң методиктиг тывыштарым Тыва чонувустуӊ эрте-бурунгу үеден бээр хумагалап арттырып каан арыг, чараш тыва дылывысты келир үениӊ салгалдарынга чедингир, билдингир, тодаргай, ханы шинчилээшки...

Эссе на тему "Мои педагогические находки"

Эссе на тему "Мои педагогические находки"...

Эссе на тему "Моя педагогическая находка"

Эссе учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Сайлыг Чеди-Хольского района...

Эссе на тему "Мои педагогические находки"

Эссе на тему:«Мои педагогические находки»        Оюн Аяна Маадыр-оолвна учитель тувинского языка и литературы МБОУ ООШ с. Усть-Хадын. Образование высшее....