Подвиг Януша Корчака (урок - размышление в рамках образовательного проекта "Дни польской культуры")
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Куянова Анетта Захариевна

Подвиг Януша Корчака (урок - размышление в рамках образовательного проекта "Дни польской культуры")

Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Я. Корчака
  • Активизировать и развивать речь учащихся
  • Воспитывать нравственные идеалы

Ход урока.

  1. Урок начинается с фрагмента мультфильма «Расскажи нам сказку, доктор»
  2. Учитель. «Я случайно стал свидетелем марша Януша Корчака и его сирот из гетто. Он провёл с ними долгие годы своей жизни и теперь, в последнем пути, не желал оставлять их одних. Он хотел облегчИть им этот путь. Януш Корчак сказал сиротам, что у них есть повод радоваться, потому что едут в деревню. Когда я их встретил, дети шли сияли от радости и пели хором… А Корчак нёс на руках двух самых маленьких, тоже улыбающихся, и рассказывал им что-то забавное…»,- так польский композитор Владислав Шпильман описывал трагическое последнее шествие педагога и его воспитанников к товарному поезду, на котором их отправили в Треблинку, где 5 августа 1942 года доктор Корчак и его воспитанники погибли в газовой камере.
  3. Учитель. Эта история никого не оставляет равнодушным. Она затрагивает все струны человеческого сердца. потрясает и не отпускает очень долго. Откройте, пожалуйста ваши тетради с сочинением и расскажите, что вы почувствовали, когда узнали историю гибели Януша Корчака и его воспитанников.

 

Сочинения учеников

  1. Наш проект называется «Подвиг Януша Корчака», и вы пишете о подвиге. Почему? Когда мы можем говорить о подвиге, если нет прямого сражения, битвы?

(Подвиг – это героический поступок, самоотверженный, смелый. В истории Я. Корчака мы это и видим: воспитатель своими действиями успокаивает детей, тем самым и помогает им)

  1. Учитель. «Подвиг  - смотри поступок»,- читаем мы в «Словаре синонимов русского языка» А сколько поступков в своей жизни совершает человек? Жизнь – это череда поступков. Из каких же поступков состоит жизнь Януша Корчака?

 

Слайд

 

  1. Учитель. Дом сирот, наверное, - одно из главных дел Януша Корчака. Именно с детьми Дома сирот он долгое время жил, с ними он принял смерть. И сегодня мы попытаемся войти в мир, созданный этим удивительным педагогом, чтобы увидеть, как была организована жизнь в этом Доме и понять, чего хотел Януш Корчак для своих детей.

 

  1. Прочитайте, пожалуйста ТЕКСТ № 1 и прокомментируйте его.

(? Как всё начиналось?

? На что надеялся Я. Корчак и как всё складывалось на самом деле?

? Какие качества Я. Корчака проявляются в этот период?

Дело двигалось очень тяжело, трудно, медленно. Не было взаимопонимания, не было взаимодействия с детьми. Более того, было противодействие, война, как говорит сам Корчак. И это противостояние длилось несколько месяцев! Но Я. Корчак и его коллеги вышли из этой схватки победителями.)

 

  1. И вот с какими словами обращается Я. Корчак к молодым педагогам.

СЛАЙД : читаем + Выразите эту мысль, пожалуйста, одним – двумя предложениями.

 

  1. Прочитайте, пожалуйста, по цепочке ТЕКСТ № 2 (фрагмент из сказки «Король Матиуш Первый»)
  2.  Прочитайте, пожалуйста, по цепочке ТЕКСТ № 3  (выдержки из календаря, по которому жили дети в Доме сирот)
  3. Сопоставьте ТЕКСТ № 2 и ТЕКСТ № 3

(Эпизод из сказки «Король Матиуш Первый» и Календарь, по которому жили дети Дома сирот, очень похожи. В календаре есть такие дни, которые позволяют детям не делать того, что они не хотят, или делать то, что хотят; позволяют жить не только по закону «НАДО», но и «ХОЧУ». Благодаря этим дням дети могут почувствовать себя свободнее и комфортнее, а следовательно, и счастливее.)

  1.  Как ещё организовывалась жизнь сирот?

Индивидуальное сообщение о сейме Дома сирот и товарищеском суде.

? Как в, казалось бы, такую счастливую и безмятежную модель существования вписываются товарищеский суд, ларёк?

(Ларёк, суд, дежурства помогают детям стать ответственными, дисциплинированными. Эти качества очень пригодятся им в самостоятельной взрослой жизни)

  1.  Читаем ТЕКСТ № 4 (выдержки из судебной газеты)

? На основе прочитанного скажите, какие черты характера старался выработать в своих воспитанниках Я. Корчак?

(Честность, ответственность, смелость = порядочность)

 

  1.  Мы говорили о том, что Я. Корчак   хотел изменить жизнь детей к лучшему, сделать их счастливыми. В чём, на ваш взгляд, видел счастье ребёнка Я. Корчак?  (Что надо дать ребёнку для счастья. Чему научить?)

( Ребёнок счастлив, когда его любят, он сыт, одет, может позаботиться и о себе, и о других, когда у него ясный взгляд на мир и людей, когда он доброжелателен, честен и ответственнен… Именно этого хотел для своих детей Я. Корчак)

 

  1.  Что лежит в основе всех поступков Я.Корчака?  (Любовь к детям)
  2.  Скажите, пожалуйста, когда, на ваш взгляд, Я.Корчак сделал свой выбор: отдать жизнь свою детям? (? 1904-1905 – повесть «Дитя гостиной»; 1912 – отказывается от карьеры врача и становится директором «Дома сирот»)

 

  1.  Жизнь Януша Корчака была подвижничеством. Смерть Януша Корчака стала подвигом.

 

  1.  Презентация.

 

  1.  Слово творческой группе и вручение Памятных открыток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_yanushu_korchaku_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвиг Януша Корчака (урок - размышление)

Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Я. Корчака
  • Активизировать и развивать речь учащихся
  • Воспитывать нравственные идеалы

Ход урока.

  1. Урок начинается с фрагмента мультфильма «Расскажи нам сказку, доктор»
  2. Учитель. «Я случайно стал свидетелем марша Януша Корчака и его сирот из гетто. Он провёл с ними долгие годы своей жизни и теперь, в последнем пути, не желал оставлять их одних. Он хотел облегчИть им этот путь. Януш Корчак сказал сиротам, что у них есть повод радоваться, потому что едут в деревню. Когда я их встретил, дети шли сияли от радости и пели хором… А Корчак нёс на руках двух самых маленьких, тоже улыбающихся, и рассказывал им что-то забавное…»,- так польский композитор Владислав Шпильман описывал трагическое последнее шествие педагога и его воспитанников к товарному поезду, на котором их отправили в Треблинку, где 5 августа 1942 года доктор Корчак и его воспитанники погибли в газовой камере.
  3. Учитель. Эта история никого не оставляет равнодушным. Она затрагивает все струны человеческого сердца. потрясает и не отпускает очень долго. Откройте, пожалуйста ваши тетради с сочинением и расскажите, что вы почувствовали, когда узнали историю гибели Януша Корчака и его воспитанников.

Сочинения учеников

  1. Наш проект называется «Подвиг Януша Корчака», и вы пишете о подвиге. Почему? Когда мы можем говорить о подвиге, если нет прямого сражения, битвы?

(Подвиг – это героический поступок, самоотверженный, смелый. В истории Я. Корчака мы это и видим: воспитатель своими действиями успокаивает детей, тем самым и помогает им)

  1. Учитель. «Подвиг  - смотри поступок»,- читаем мы в «Словаре синонимов русского языка» А сколько поступков в своей жизни совершает человек? Жизнь – это череда поступков. Из каких же поступков состоит жизнь Януша Корчака?

Слайд

  1. Учитель. Дом сирот, наверное, - одно из главных дел Януша Корчака. Именно с детьми Дома сирот он долгое время жил, с ними он принял смерть. И сегодня мы попытаемся войти в мир, созданный этим удивительным педагогом, чтобы увидеть, как была организована жизнь в этом Доме и понять, чего хотел Януш Корчак для своих детей.

  1. Прочитайте, пожалуйста ТЕКСТ № 1 и прокомментируйте его.

(? Как всё начиналось?

? На что надеялся Я. Корчак и как всё складывалось на самом деле?

? Какие качества Я. Корчака проявляются в этот период?

Дело двигалось очень тяжело, трудно, медленно. Не было взаимопонимания, не было взаимодействия с детьми. Более того, было противодействие, война, как говорит сам Корчак. И это противостояние длилось несколько месяцев! Но Я. Корчак и его коллеги вышли из этой схватки победителями.)

  1. И вот с какими словами обращается Я. Корчак к молодым педагогам.

СЛАЙД : читаем + Выразите эту мысль, пожалуйста, одним – двумя предложениями.

  1. Прочитайте, пожалуйста, по цепочке ТЕКСТ № 2 (фрагмент из сказки «Король Матиуш Первый»)
  2.  Прочитайте, пожалуйста, по цепочке ТЕКСТ № 3  (выдержки из календаря, по которому жили дети в Доме сирот)
  3. Сопоставьте ТЕКСТ № 2 и ТЕКСТ № 3

(Эпизод из сказки «Король Матиуш Первый» и Календарь, по которому жили дети Дома сирот, очень похожи. В календаре есть такие дни, которые позволяют детям не делать того, что они не хотят, или делать то, что хотят; позволяют жить не только по закону «НАДО», но и «ХОЧУ». Благодаря этим дням дети могут почувствовать себя свободнее и комфортнее, а следовательно, и счастливее.)

  1.  Как ещё организовывалась жизнь сирот?

Индивидуальное сообщение о сейме Дома сирот и товарищеском суде.

? Как в, казалось бы, такую счастливую и безмятежную модель существования вписываются товарищеский суд, ларёк?

(Ларёк, суд, дежурства помогают детям стать ответственными, дисциплинированными. Эти качества очень пригодятся им в самостоятельной взрослой жизни)

  1.  Читаем ТЕКСТ № 4 (выдержки из судебной газеты)

? На основе прочитанного скажите, какие черты характера старался выработать в своих воспитанниках Я. Корчак?

(Честность, ответственность, смелость = порядочность)

  1.  Мы говорили о том, что Я. Корчак   хотел изменить жизнь детей к лучшему, сделать их счастливыми. В чём, на ваш взгляд, видел счастье ребёнка Я. Корчак?  (Что надо дать ребёнку для счастья. Чему научить?)

( Ребёнок счастлив, когда его любят, он сыт, одет, может позаботиться и о себе, и о других, когда у него ясный взгляд на мир и людей, когда он доброжелателен, честен и ответственнен… Именно этого хотел для своих детей Я. Корчак)

  1.  Что лежит в основе всех поступков Я.Корчака?  (Любовь к детям)
  2.  Скажите, пожалуйста, когда, на ваш взгляд, Я.Корчак сделал свой выбор: отдать жизнь свою детям? (? 1904-1905 – повесть «Дитя гостиной»; 1912 – отказывается от карьеры врача и становится директором «Дома сирот»)

  1.  Жизнь Януша Корчака была подвижничеством. Смерть Януша Корчака стала подвигом.

  1.  Презентация.

  1.  Слово творческой группе и вручение Памятных открыток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 заповедей для родителей. Януш Корчак.

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой....

януш корчак правила для родителей

С этих правил начинаю общение с родителями на первом собрании в каждом своем новом классе....

Заповеди Януша Корчака для родителей

10 заповедей Януша КОРЧАКА для родителей...

10 заповедей Януша Корчака

Януш Корчак— выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков са...

Завет Януша Корчака

Януш Корчак взывает о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка, и называет три основных: 1) Право ребенка на смерть, 2) Право ребенка на сегодняшний день, 3) Право ребенка быть тем, что он есть.Не уж...