Повесть Булгакова "Роковые яйца". Повесть-предостережение
статья по литературе (10 класс)

Баукова Инна Георгиевна

Время идет, а интерес к творчеству М.А.Булгакова не убывает, а возрастает.Исследовательская работа ученицы посвящена анализу повести "Роковые яйца". Повесть, безусловно, интересна, это не просто сатира, а предупреждение, тревожное предостережение от чрезмерного увлечения революционным процессом, революционными методами строительства новой жизни, которые далеко не всегда полезны для  развития общества. В статье затрагивается вопрос о традициях гоголевской сатиры в творчестве Булгакова. Статья будет полезна при подготовке к изучения творчества Булгакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov_rokovye_yaytsa.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Гимназия № 155 Центрального района Санкт-Петербурга

Исследовательская работа

"Повесть Булгакова «Роковые яйца».

  Повесть - предостережение"

Ученицы 10 "Б" класса Замковой Марии

Научный руководитель:

Баукова Инна Георгиевна

Санкт Петербург

2016 год

Время идет, а интерес к творчеству Булгакова не убывает, а скорее наоборот, возрастает. Многие задаются вопросом, почему современные люди любых возрастов с интересом читают его произведения? Почему вещи, написанные в 20-30 годы прошлого столетия, порой оказываются злободневнее сочинений многих писателей, пишущих на самую что ни на есть злобу дня? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в течение моей работы. И вряд ли найдется среди вас кто-нибудь, кто поспорит с тем, что Булгаков стал сатириком нашей эпохи, да еще и одним из самых выдающихся. Его имя стоит в одном ряду с такими мастерами литературы, как Гоголь, Салтыков Щедрин и другие.

Судьба писателя драматична. В ней нет случайностей, и отчетливо проступает чувство пути. Словно заранее было предопределено, что мальчик, рожденный 3 мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя духовной академии, пройдет через тяжелые испытания эпохи войн и революций, что он будет голодать и бедствовать, узнает вкус славы и гонения, станет драматургом лучшего театра страны и умрет, не дожив до 50. И лишь через многие годы вернется к нам своими книгами, размышляя в них о таких вечных ценностях, как милосердие, справедливость и любовь. Ведь по природе своего дарования он, несомненно, был лириком. Все, что он написал, прошло через его сердце. Каждый созданный им образ несет в себе любовь или ненависть, радость или сожаление, восхищение или горечь. Когда читаешь книги Булгакова, неизбежно заражаешься всеми этими его чувствами невозможно остаться равнодушным ни к нему, ни к его произведениям.

Главную беду своей страны Булгаков видел в невежестве и бескультурье, уничтожении интеллигенции. Им неизменно руководила тревога и боль за все то, что терялось людьми. И он отчаянно бросался в бой на защиту того разумного, доброго, вечного, что сеяли в свое время лучшие умы и души интеллигенции.

К 20 годам им были написаны рассказы, повести, пьесы, но мало что из написанного было опубликовано, а после 20-х годов он подвергся жестокой травле. Сатирические произведения слишком откровенно критиковали существующий строй, и, конечно, не могли быть опубликованы. В их числе и повесть «Роковые яйца», написанная в 1925 году, которая, как я считаю, заслуживает подробного анализа. Это повесть  пародия на характерные для того времени явления.

Содержание повести таково.

Александр Семенович Рокк, человек эпохи "военного коммунизма", реквизирует у профессора Персикова сенсационное научное изобретение в благих целях – возместить урон от куриного мора в стране. Но обычное невежество, из-за которого куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для научных опытов, приводит к неизбежной катастрофе. Луч жизни, открытый профессором, становится лучом смерти. В стране происходят ужасные события, человеческие жертвы неисчислимы, в Республике вводится военное положение.

Действие повести происходит в 1928 году в Москве, где столица СССР нисколько не отличается от любого буржуазного города, такая же легкомысленная, сытая и беспечная. Даже стихийное бедствие – куриный мор, в одночасье лишивший всю страну куриного мяса и яиц, не выводит Москву из равновесия. Словом, ее веселит даже беда, настолько столица беззаботна. Весь свой рассказ о близком будущем Булгаков ведет, смеясь не только над литераторами и театральными деятелями, но и над ответственными лицами в Кремле, затрагивая даже весьма серьезные организации. Для борьбы с куриным мором была создана не многим ни малым Чрезвычайная Комиссия! А после того, как чума была побеждена, ЧК была преобразована в комиссию по поднятию куроводства. Это уже явный намек на то, как созданной для борьбы с саботажем организации была доверена работа с детьми-беспризорниками.

Повесть эта поражает, прежде всего, не только размахом и смелостью авторской фантазии, но и обилием сатирических выпадов.

В сюжете "Роковых яиц" мы видим множество невероятных событий и неправдоподобных стечений обстоятельств. Это и невесть откуда взявшийся куриный мор, убивший кур на всей территории СССР, но не распространившийся почему-то за границу, и нечаянное открытие профессора, и путаница с яйцами, и 18-ти градусный мороз в августе, спасший республику от гибели…и многое другое. Автор нагнетает все эти случайности, не заботясь о том, будут ли они звучать правдоподобно. Но за аллегорическими образами можно рассмотреть события реальные, или, по крайней мере, возможные. К слову, даже роль прессы, которой, на первый взгляд, Булгаков уделяет внимание исключительно ради комического эффекта, на самом деле очень серьезна и нисколько не смешна. Ведь именно "благодаря" ней слухи об открытом, но еще не изученном "луче жизни", распространяются на весь мир. Кто знает, быть может, если бы не громкие заголовки о сенсационном открытии и ложные сведения в газетах, люди так и не узнали бы, кто стоит за открытием красного луча, и бедный профессор не погиб-бы от рук разъярённой толпы, посчитавшей именно его виновником всех несчастий. Хотя этим самым виновником был вовсе не он…

Александр Семенович Рокк беспечно радовался постукиванию в лежащих под красным лучом яйцах. До революции он служил в известном ансамбле Петухова, где играл на флейте, но "великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семеновича повел по новым путям. Он покинул "Волшебные грезы" и бросился в открытое море войны и революции, сменив флейту на губительный маузер". "Нужна была именно революция, чтобы вполне выявить А.С.". Трудно сказать, чего больше в этих словах, сатирического яда, или горечи. Наверное, это единственный случай, когда эмоции писателя в повести получили столь прямое выражение, ведь обычно даже самые сильные из них он скрывал под маской увлеченного рассказчика. Рокк для своего времени был весьма странен, "в то время как наиболее, даже отставшая часть пролетариата – пекаря, ходили в пиджаках", он был одет во френч, старомодный костюм, вышедший из моды в 24 году, а на боку у него располагался огромный старой конструкции маузер в желтой кобуре. Это фигура иной эпохи, эпохи военного коммунизма, и вряд ли кто-то мог заподозрить его в размножении гадов, потрясших всю страну.

 К слову, что это за гады, так стремительно плодящиеся под действием красного луча? Стоит внимательно проследить связь между самим лучом, Персиковым и Рокком, человеком энергичным, решительным, но, увы, недалеким. Можно уверенно сказать, что повесть – не просто сатира, а предупреждение. Тревожное предостережение от чрезмерного увлечения давно, в сущности, открытым красным лучом, иначе говоря, революционным процессом, революционными методами строительства новой жизни, которые не всегда и не во всем идут во благо обществу. Они могут быть чреваты катастрофически тяжелыми последствиями для государства, потому что пробуждают огромные амбиции в людях не только мыслящих и сознающих свою ответственность, но и невежественных и бесчестных. Порой именно таких людей революция возносит на огромную высоту, и от них в дальнейшем немало зависит судьба страны, которая волновала писателя Булгакова.

Судьба страны, судьба ее людей в неменьшей степени волновала и

писателя Н. В. Гоголя, а Булгаков являлся достойным продолжателем его традиций.

В Гоголе Булгаков любил писателя, актера и драматурга с умным, тонким и лукавым обаянием, и именно это он получил в наследство от учителя. Эта увлеченность гоголевской драматургией привела Булгакова к мысли об инсценировке "Мертвых душ". Хотя сам же не без иронии писал: "Мертвые души" инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение".

Оба самозабвенно любили "мать городов русских" Киев, оба тяготились Петербургом-Ленинградом, оба творили свои шедевры в Москве, в ней же и жгли свои рукописи… В последние дни своей жизни Булгаков, уже лишенный зрения, бесстрашно просил ему читать о последних жутких днях и часах Гоголя. И Учитель, и Ученик оставили сей мир в расцвете сил и таланта. Но оба они успели в нем так много.

Связь между этими двумя писателями очевидна, но мало кто знает, что Булгаков благоговел перед Гоголем, а судьба связала их и по смерти. Однажды, думая о Гоголе, Булгаков воскликнул, обращаясь к нему как к учителю: "Укрой меня своей чугунную шинелью!". Так и вышло.

Булгаков умер в марте 1940 года, тело его сожгли, а урну похоронили в вишневом саду Новодевичьего некрополя, недалеко от могилы Чехова. Долго на могиле его не было даже креста – только прямоугольник травы и молодые деревца. Жене писателя, Елене Сергеевне, хотелось, чтобы памятник Булгакову был скромен и в то же время долговечен, но ничего подходящего не находилось. Однажды Елена Сергеевна среди обломков мрамора увидела мерцающий в глубокой яме огромный черный камень. Она поинтересовалась у знакомого гранильщика, откуда он взялся. Выяснилось, что один из братьев Аксаковых нашел этот камень в Крыму, и привез в Москву, чтобы положить на могилу Гоголя, прах которого еще в 30 годы был перенесен на Новодевичье кладбище. Но к очередному юбилею скульптор Томский сделал гоголевсий бюст, заменивший дар Аксакова. Голгофа же с крестом никому не была нужна и ее сбросили в яму.

Этот многотонный кусок морского гранита и был положен на могилу Михаила Афанасьевича. Гоголь уступил свой крестный камень Булгакову, и все сбылось, по его словам: Гоголь укрыл его своей чугунной шинелью…

Разумеется, они никогда не виделись, хотя смерть одного и рождение другого разделяет чуть больше полувека. И все-таки мы ставим эти имена рядом, поскольку автор "Роковых яиц" не раз называл себя учеником своего великого земляка и в трудные минуты жизни всегда приходил к подножью памятника Гоголю на бульварном кольце.

Гоголь и Булгаков – те писатели, которые чувствовали приближение роковых и трагичных изменений для страны, общества и пытались предостеречь от них своими произведениями, которые звучат пророчески и по сей день.

Оглавление

  1. Вступление.
  2. Судьба писателя.
  3. Краткое содержание повести.
  4. Булгаков – пророк своего времени.
  5. Гоголь и Булгаков, учитель и ученик.
  6. Заключение.

Список литературы

  1. Владимир Лакшин, "Булгакиада". Киев, "Радянська Украина", 1991.
  2. "Биография писателя, Михаил Булгаков", В. Г. Боборыкин, Москва, "Просвещение", 1991.
  3. http://www.m-a-bulgakov.ru/theme_1_1.html
  4. http://www.gogol.ru/gogol/stati/gogol_i_bulgakov/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригинальные пасхальные яйца

мастер-класс по изготовлению пасхальных яиц ...

Пирожное "Пасхальное яйцо"

мастер-класс по приготовлению необычного пирожного в виде пасхального яйца...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Чайнворд по повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Чайнворд – словесная игра-задача, состоящая из расположенных цепочкой квадратов, которые надо заполнить так, чтобы последняя буква предыдущего слова была начальной буквой последующего слов...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...