Рабочая программа "Литература" (профильный уровень) 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс)

Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе» – М., Дрофа, 2008) и программы среднего (полного) общего образования (авт. Журавлев В. П., Збарский И., Коровин В. И., Коровина В. Я., Полухина В. П. - М., Просвещение, 2008). Предназначена для преподавания в общеобразовательном учреждении с расширенным изучением литературы. Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) Изучение литературы на расширенном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры письменной и устной речи. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение. - Различные виды пересказа. - Заучивание наизусть стихотворных текстов. - Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения. - Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. - Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на литературные темы. Цели курса:  воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; развитие устной и письменной речи учащихся;  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач: - формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы; - способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики; - формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия; - развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:  поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;  сравнение, сопоставление, классификация;  самостоятельное выполнение различных творческих работ;  способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;  осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;  владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;  составление плана, тезисов, конспекта;  подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности. Планируемые результаты учебной деятельности: Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы на расширенном уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать  содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;  образную природу словесного искусства;  содержание изученных литературных произведений;  основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;  основные теоретико-литературные понятия. Учащиеся должны уметь:  устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;  анализировать и интерпретировать произведение;  соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;  определять род и жанр произведения;  выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;  строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;  составлять планы и тезисы статей на литературные темы;  использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;  готовить учебно-исследовательские работы. В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (10 аудиторных + творческие и аналитические работы). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_11_pz.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе» – М., Дрофа, 2008) и программы среднего (полного) общего образования  (авт. Журавлев В. П., Збарский И., Коровин В. И., Коровина В. Я., Полухина В. П. - М., Просвещение, 2008).  Предназначена для преподавания в общеобразовательном учреждении с расширенным изучением литературы.

            Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю)

            Изучение литературы на расширенном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры письменной и устной речи.

            Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на литературные темы.

Цели курса:

  • воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений          с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

        Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;

-    способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;

-  формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

-    развивать и совершенствовать устную  и письменную речь учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка и  знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки выпускников

          В результате изучения литературы на расширенном  уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать

  • содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений;  значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;
  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • анализировать и интерпретировать произведение;
  • соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;
  • строить  устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
  • готовить учебно-исследовательские работы.

В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и  письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (10 аудиторных + творческие и аналитические работы). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.

Содержание программы

Литература ХХ века

1. Введение (3 часа)

Русская литература на рубеже веков. Многообразие литературных течений.

Реализм конца XIX - начала XX века.

2. А. П. Чехов (17 часов). Жизнь и творчество А. П. Чехова. Особенности художественного мироощущения писателя. Проблематика и художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова 80-х г. г. Творчество Чехова в 90-е г. г. Философская проблематика рассказа «Студент». Категория власти, собственности и любви в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Борьба живого и мертвого в рассказе «Ионыч». Анализ сюжета и проблематики. Причины обращения Чехова к драматургии. «Вишневый сад»: особенности конфликта. Система персонажей в пьесе. Образы Раневской, Гаева, Лопахина. Молодое поколение в пьесе. Образы Пети Трофимова и Ани. Художественная роль второстепенных действующих лиц. Отношение автора к героям. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе. Черты «новой драмы» в пьесе Чехова. К. р. По творчеству Чехова.

3. И. А. Бунин (6 часов). Жизнь и творчество. Мотивы и образы лирики И. А. Бунина. Поэзия «остывших усадеб» в прозе Бунина («Антоновские яблоки). Образ закатной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в творчестве Бунина.

4. А. И. Куприн (4 часа). Жизнь и творчество (обзор). Проблема человека и цивилизации, человека и природы в творчестве А. И. Куприна. Утверждение любви как высшей ценности в повести Куприна «Гранатовый браслет». Композиция сочинения-рассуждения.

5. М. Горький (10 часов). Жизнь и творчество М. Горького. Особенности раннего творчества. Романтический идеал М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Тема босячества в творчестве М. Горького (на материале рассказа «Челкаш»). Обращение Горького к драматургии. История создания и постановки пьесы «На дне». Социальный конфликт в пьесе. Образы ночлежников. Образ Луки. Развитие философского конфликта. Новаторство Горького-драматурга.

6. Л. Андреев (4 часа). Жизнь и творчество Л. Андреева. Тематика ранних реалистических рассказов. Черты модернизма в рассказе «Красный смех». Экспрессивность стиля Андреева. Традиции Достоевского в повести «Иуда Искариот». Образ Иуды и проблема любви и предательства.

7. «Серебряный век» русской поэзии (2 часа). Модернизм в русской литературе начала века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

8. Символизм (1 час). Истоки русского символизма. Понимание символа символистами. Идея «творимой легенды».

9. В. Я. Брюсов (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

10. К. Д. Бальмонт (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

11. А. Белый (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.

12. Акмеизм (1 час). Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

13. Н. С. Гумилев (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева. Романтические традиции в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.  Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

14. О. Э. Мандельштам (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения  «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

15. А. Ахматова (7 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний.  Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием», особенности жанра и композиции поэмы. Тема личной и исторической памяти в поэме.

16.Футуризм (1 час). Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого слова», приоритет формы над содержанием.

17. И. Северянин (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина.  Оригинальность его словотворчества.

18. В. Хлебников. (1час). Жизнь и творчество (обзор). Поэтические эксперименты Хлебникова . Хлебников как поэт-философ.

19. В. В. Маяковский (10 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Послушайте!», «»Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Дух бунтарства и эпатажа  в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии. Сатирические образы в лирике Маяковского (анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся»). Поэма «Облако в штанах». Темы любви, искусства, религии в поэме Маяковского.

20. А. А. Блок (11 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Скифы», «Рожденные в года глухие…». Мотивы и образы ранней поэзии. Излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Тема Родины в лирике Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Старый и новый мир в поэме «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Образ Христа, многозначность финала поэмы.

21. М. И. Цветаева (4 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения : «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Особенности стиля Цветаевой.

22. Крестьянская поэзия (1 час). Н. А. Клюев. Крестьянская тематика, изображение жизни и быта деревни. Неприятие городской цивилизации.

23. С. А. Есенин (10 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу…» Традиции Пушкина и Кольцова в лирике Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Поэма «Анна Снегина», проблематика, своеобразие композиции и системы образов.

24. Б. Пастернак (5 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль! Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Роман «Доктор Живаго».  История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения  Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

26. М. А. Булгаков.(12 часов). Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Система образов-персонажей. Образы Города и Дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Проблема нравственного выбора. Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Сочетание  реальности и фантастики.  Москва и Ершалаим. Библейские мотивы в романе. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

27. И. Э. Бабель. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

28. Е. И. Замятин (3 часа). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа.

29.А. П. Платонов. (6 часов). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Утопические идеи «общей жизни». Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

30. Рассказ «Песчаная учительница». Умение понять традиции другого народа.

31. М. А. Шолохов. (12 часов). Жизнь и творчество. История создания романа «Тихий Дон». Широта эпического повествования. Система персонажей. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии.  Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Язык прозы Шолохова.

32. В. В. Набоков. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Описания эмигрантской среды . Образ Машеньки.

33. Н. А. Заболоцкий. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Утверждение непреходящих нравственных ценностей в творчестве Заболоцкого. Тема природы в поэзии Заболоцкого.

34. Обзор русской литературы второй половины ХХ века.(1 час). Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в литературе. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х г.г. на развитие литературы. «Лагерная» тема.

35. А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся жизнь в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…» Исповедальный характер лирики Твардовского. Тема памяти. Роль некрасовской традиции в лирике Твардовского.

36. В. Т. Шаламов. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги «Колымских рассказов», своеобразие раскрытия «лагерной темы».

37. А. И. Солженицын. (4 часа). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг «Гулаг». Отражение в романе трагического опыта русской истории. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Матренин двор». Образ праведника, носителя народной нравственности.

38. В. М. Шукшин (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

39. «Лейтенантская проза» (обзор). (1 час).  Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, В. Астафьев.

40. В. Некрасов (2 часа). «В окопах Сталинграда». Правда о войне в изображении В. Некрасова.

41.В. Кондратьев. (1 час).  Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка».

42. Г. Бакланов. (1 час). «Навеки- девятнадцатилетние» Высокий гуманистический пафос повести.

43. Литература второй половины 20 века. Обзор литературных течений. (1 час).

44. Поэзия второй половины 20 века. Белла Ахмадулина. (1 час). Своеобразие поэтического языка.

45. И. Бродский (1 час). Основные мотивы лирики  Иосифа Бродского.

46 А. Тарковский (1 час). Творчество Арсения Тарковского. Основные темы.

47. Б. Окуджава. (1 час).Особенности «бардовской» поэзии 60-х г.г.

48. Драматургия второй половины 20 в. (1 час). А. Вампилов. «Старший сын». Проблематика пьесы. «Вечные ценности» в пьесе Вампилова.

49 Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. (1 час)

Примечание

Так как в 10 классе были изучены следующие темы: А. П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад», в настоящей программе некоторые темы курса расширены.  Темы, связанные с зарубежной литературой (Б. Шоу, Г. Аполлинер, Э. Хэмингуэй) и литературой народов России (Р. Гамзатов, Ю. Рытхэу) предлагается изучить в конце года.

                   Основные теоретико-литературные понятия.

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Содержание и форма.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс.
  • Литературные течения и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадия развития действия. Образ автора.
  • Деталь. Символ.
  • Психологизм. Народность. Историзм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения.
  • Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.
  • Литературная критика.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Программа    для общеобразовательных учреждений 5-11 кл (базовый уровень). Под редакцией  В.Я.Коровиной  -  М.: Просвещение, 2010 год

2. В.И.Коровин. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 кл.(в двух частях). М.: «Просвещение», 2009.

3. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XX века. М.: «ВАКО», 2011.

4. С.Л.Каганович. «Обучение анализу поэтического текста». Методическое пособие для учителей-словесников. М.: «Русское слово», 2007.

Средства обучения: 

1. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

2.Печатные пособия.

3.Мультимедийные пособия.

4. Фонохрестоматия.

5. Уроки литературы Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочие программы базовый уровень 7-11 классы 2012-13 уч.г.

Рабочие программы выполнены для базового курса изучения физики 2 часа в неделю...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочие программы 5-9 классы, история, обществознание (базовый уровень)

рабочие программы для 5-9 классов по истории и обществознанию...

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм

Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016  учебный годКоличество часов по учебному плану: все...