Презентация по теме: "Стихотворные размеры. Рифма"
презентация к уроку по литературе

Беккер Дарья Ярославовна

Стихотворные размеры, понятие рифмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stihotvornye_razmery.pptx.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

– СПОСОБ ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА, РИТМИЧЕСКАЯ ФОРМА СТИХОТВОРЕНИЯ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ. РИФМА

Слайд 2

Основные понятия Стихотворный размер - это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Стопа - это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке, столько стоп и будет.

Слайд 3

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ Сочетание двух слогов ХОРЕЙ ЯМБ Сочетание трёх слогов ДА  КТИЛЬ АМФИБРА  ХИЙ АНА  ПЕСТ Стихотворный размер

Слайд 4

Сочетание ударного с безударным слогом. Ударение падает на первый слог . Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. (М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу») КАК ЗАПОМНИТЬ? МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи На хорей они летят. ХОРЕЙ

Слайд 5

Сочетание безударного слога с ударным. Ударение падает на последний слог . М ой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») ЯМБ

Слайд 6

В строках, написанных хореем или ямбом может встречаться:

Слайд 7

Ударение падает на первый слог , а остальные слоги безударные . Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… (Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты,…») КАК ЗАПОМНИТЬ? Вырыта дАктилем Яма глубОкая ДАКТИЛЬ

Слайд 8

Ударение падает на второй слог , а остальные слоги безударные . Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,- (Н.А. Некрасов «Есть женщины…») КАК ЗАПОМНИТЬ? анАпест, анАпест, анАпест! Вот так амфибрахий звучит. АМФИБРАХИЙ

Слайд 9

Ударение падает на последний слог , а остальные слоги безударные . О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! (А.А. Блок «О весна без конца и без краю») КАК ЗАПОМНИТЬ? я анАпест с собОю носИл на плечАх АНАПЕСТ

Слайд 10

По слоговому объёму РИФМА - ( др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Слайд 11

По характеру звучания

Слайд 12

По положению в строфе

Слайд 13

Формы стихотворений

Слайд 14

Формы стихотворений

Слайд 15

Формы стихотворений. Четырнадцатистишие

Слайд 16

Особые формы стихов

Слайд 17

Подготовила: учитель русского языка и литературы Беккер Дарья Ярославовна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Анализ стихотворения. Размер, рифма, рифмовка".

В презентации предлагается в помощь ученику теоретический материал для анализа стихотворения....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".

Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...

Технологическая карта урока литературы по теме "Стихотворные размеры"

Тема урока: Стихотворные размерыТип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.Технология(-и) урока: дифференцированное обучение...

Домашнее задание на уроке литетературы в 6 классе по теме "Стихотворные размеры"

Всем нам хорошо известно, что детям очень тяжело дается  тема  "Стихотворные размеры". Им сложно запоминать, а потом и различать двусложные и трехсложные размеры. Данная разработка...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Стихотворные размеры"

Данная презентация разработана для наглядности и первичного закрепления....

Дидактический материал к урокам литературы в 6 классе по теме "Стихотворный размер"

Данный материал будет полезен при закреплении темы "Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры". Дети будут особенно заинтересованы работой, так как проверить себя они могут сами сразу же...