«Общечеловеческие проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Кононова Олеся Олеговна

Ориентируясь на новые образоватльные стандарты, старалась использовать принципы системно-деятельностного подхода. принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а старается добывать их сам, причем делает это осознанно; принцип непрерывности-преемственности между этапами обучения; принцип психологической комфортности: снятие стрессовых факторов учебного процесса, создание доброжелательной обстановки на занятии, развитие диалоговых форм обучения; принцип творчества: приобретение учащимися собственного опыта. Планируемые результаты: личностные,метапредметные,предметные - по мере возможности решались.Прослеживалась связь изучаемого материала с раннее изученным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx104.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Фатежского района Курской области

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 В классе

ТЕМА УРОКА:

«Общечеловеческие проблемы в трагедии

А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

(Учебник литературы.9 класс.Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин)

Дата проведения 27.11.2018 г.

C:\Users\Саша-Настя\Desktop\20180930-1358053084.jpg

Учитель русского языка и литературы

Кононова Олеся Олеговна

Тема урока: Общечеловеческие проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Целеполагание ученика:

-уметь определять тематику и проблематику маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;

-уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств, объединённых одной темой;

-уметь работать с опорными схемами;

-осознать, что зависть – отрицательное чувство, которому следует противостоять.

Целеполагание учителя:

-совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приёмам работы с текстом;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся и познавательного интереса к литературе, используя межпредметные связи;

-формировать умение у школьников работать с опорной схемой (составлять схему, на основе схемы строить связный рассказ);

-воспитывать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия «зависть», «искусство», «ремесло», «коварство», «гениальность», «гармония» и др.

-развивать сопереживание, сочувствие,

-развивать речь.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методические особенности: используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, кинофрагменты; используются разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Проектный метод сочетался с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего её элемента в организации самостоятельной работы ученика. Работая в составе группы, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и образовательных задач, приобретает коммуникативные умения, развивает у себя исследовательские умения, развивает системное мышление.

Ход урока

1.Организационный момент, приветствие. (Оформление рабочих карточек)

Слайд 1.Портрет А.С. Пушкина. Вступительное слово учителя.

Пушкин приходил к нам с детства, а мы приходили к Пушкину, став значительно взрослее. В судьбе и поэзии Пушкина современных читателей прежде всего поражает, насколько произведения великого русского писателя, поэта, драматурга актуальны и в наши дни. Предлагаю для сегодняшнего урока (обсуждения) такую тему (слайд 2)

Общечеловеческие проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?

-Как вы понимаете словосочетание «общечеловеческие проблемы»?

На сегодняшнем уроке мы обратимся к одной из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери». Но давайте с вами условимся, чтобы не совершить несправедливости.  Анализируя поступки героев трагедии А.С.Пушкина, опираемся на литературный материал, вымысел, сюжет литературного произведения. Итак, имена главных героев трагедии – Моцарт и Сальери, а имена известных композиторов  - Вофганг Амадей Моцарт, немецкий композитор, и Антонио Сальери, итальянский композитор.  Конечно, без реальных биографических фактов нам не обойтись. Но…Обо всём по порядку.

-Когда были написаны «Маленькие трагедии»?

2.Сообщение ученика о пребывании А.С.Пушкина в Болдино в 1830 году (индивидуальное задание)+задания в группах выполняются после сообщения, 1-2 мин.

Слайд «Особенности цикла» Маленькие трагедии»

  Доказать верность утверждения конкретными примерами, основанными на тексте трагедии «Моцарт и Сальери». 1-я группа -1)небольшой объём, малое количество сцен, героев; 2)быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, т.е. столкновение различных жизненных позиций; 3)глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.

Делаем вывод: «Маленькие трагедии» очень похоже изображают жизнь. Это реалистические произведения.

3.Тема трагедии «Моцарт и Сальери»

-Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (раскрылась губительная сила зависти)

-Знаете ли вы, что такое зависть? Обратимся к словарной статье (читает ученик). А когда возникает это чувство? Слайд «проявление зависти». Я не спрашиваю у присутствующих, знакомы ли ситуации, отображённые на экране, но уверена, есть над чем задуматься…

-Обратимся к 1-ому монологу Сальери и проследим, как зависть поселилась в сердце музыканта (читает ученик  со слов: «Усильным,  напряжённым постоянством…»  до слов : «О Моцарт, Моцарт!»

-Какие этапы в свой жизни выделяет Сальери:

«Я слушал и заслушивался..»

«Я сделался ремесленник..»

«..я ныне стал завистник»  

………………………….?

 А чем завершился этот путь? (Сальери стал убийцей)

Слайд с определением слова «ремесленник».

-Одно или оба определения подходят Сальери? Обсудите это в своих группах и ответьте на вопрос: «Почему именно так называет себя Сальери?» Подтверждение  текстом обязательно. Когда кто-то отвечает, остальные делают опорные записи в тетради.

-Итак, 1-й монолог Сальери – это завязка трагедии. Но он же является кульминацией терзаний Сальери. 

-Прошу вас сейчас приготовиться не только прослушать фрагмент трагедии, но и обратить внимание на работу художника-мультипликатора. Какой приём он использует, чтобы показать волшебную силу музыки Моцарта? (Свет. Музыка преображает всё вокруг, освещает…метафора )

Видеофрагмент из мультфильма (Моцарт исполняет фрагмент своего произведения, сочинённого ночью. Сальери признаёт гений композитора. Моцарт легкомысленно говорит о себе)

-Осознаёт ли Сальери гениальность Моцарта? Найдите подтверждение в тексте.

(Слова Сальери перед последним монологом. Последний монолог из 1-й сцены).

Прокомментируйте строки последнего монолога со слов «Нет! Не могу противиться я доле..» до слов «Так улетай же!..»

4.Проблемы «Гений и злодейство», «Что такое гармония?»

-Какая фраза, по вашему мнению, является ключевой во 2-й сцене? Обоснуйте свой ответ.

(«Гений и злодейство – две вещи несовместные»)

 5.Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери по предложенной опорной схеме. Работа в группах, индивидуально, парно (по выбору)? 10 мин (5+5)

1-я группа даёт характеристику Моцарту, 2-я группа Сальери, 3-я группа отмечает сходство и различие героев.

-В чём главное отличие Моцарта от Сальери?

Какие взгляды Моцарта   Сальери не может принять? (взгляды на искусство, это подтверждается сценой со слепым музыкантом). Как относятся к музыканту Моцарт и Сальери?

Слайд «Искусство», определение.

-Сформулируйте мнение Моцарта об искусстве (Каким оно должно быть?(оно должно дарить радость людям, нести добро, должно быть доступным?)

Слайд «Сопоставление фрагментов ремесло – искусство».

-Отметьте важные, на ваш взгляд, слова, выражения. Каким героям принадлежат они?

Аудио (фрагмент «Слушай мой реквием..»)

-Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта « мой Реквием»?

Задание по группам:

-Приготовьте ответ по схемам. Прокомментируйте по одному эпизоду.

1.Проблема зависти :

Зависть—(приводит к духовному обницанию)

2.Проблема гения и злодейства:

Гений и злодейство—(«Две вещи несовместные»)

3.Проблема взаимоотношения ремесла и искусства:

Проблема гармонии—(должны существовать и ремесло, и искусство)

 

Сегодня на уроке нам помогали произведения искусства. Какие?

(литература, музыка, живопись (гравюра). Об особенностях гравюр-иллюстраций к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» приглашаю рассказать Фёдора Беленкова (интервью с учеником об истории возникновения гравюры как демократичного вида искусства, об особенностях конкретных иллюстраций Ф.Д.Константинова и В.А.Фаворского).

(В гравюре обычно используются два цвета: чёрный и белый. При этом мастерство художника не ограничивается этими цветами. Ему становятся подвластны полутона, оттенки. Поэтому гравюра такая выразительная.Она позволяет сконцентрироваться на самом главном: на выражении лица героя, его фигуре, движении. С помощью контрастных сочетаний гравюра  прекрасно передаёт характеры героев).

Итоги

-Назовите общечеловеческие проблемы в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», которые нам сегодня удалось выявить?

-Что особенно запомнилось вам сегодня на уроке?

*-Хотелось бы услышать ваши советы, помогающие противостоять зависти, ненависти, злодейству

*Продолжите фразу

Человек обращается к искусству, когда….

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос:   «Какие жизненные уроки даёт нам трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»? Ваши ответы, рабочие схемы войдут в один общий проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин

Целью данной работы является: 1.показать преемственность русской литературы 2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 3.обучить методике сравнит...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"

приложение к уроку "Гений и злодейство - две вещи несовместные"...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"

Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Конспект интегрированного урока литературы и МХК в 9 классе  на тему " А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»"  с презентацией....

Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»".

Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»" помогает познакомить учащихся   с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствовать...

Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Урок литературы в 9 классеТема: Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. ...