И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей» (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Захарова Татьяна Ивановна
Цели урока:
образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;
развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;
воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.
Формы работы: парная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_i.s.turgenev_bezhin_lug_6_klass.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей» (6 класс)

Цели урока:

образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиковпоказать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Формы работы: парная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1.Ребята, все вы прочитали рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».

-Понравился вам рассказ?

Рассказ начинается необычно, герой заблудился.

-А случалось ли вам заблудиться?

-Какие чувства вы при этом испытывали?

-А какие чувства испытывает герой рассказа? Внимательно посмотрим по тексту.

Вывод: герой не поддается панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжает действовать и выходит к людям.

-К кому же он вышел?

2. Сейчас мы прочитаем стихотворение И.З.Сурикова «В ночном».

-Какое отношение имеет это стихотворение к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»? Что общего?

3. О чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Постарайтесь сформулировать тему урока.

Открываем тетради, пишем тему урока.

А сейчас каждый из вас напишет себе цели и задачи урока. Что бы вы хотели узнать на уроке, чему научиться?

Итак, автор вышел к детям.

4.-Что здесь ночью делают дети?

-Что такое «ночное»? Как это объясняет автор? ( чтение отрывка).

5. Ребята, а теперь обратите внимание на репродукцию картины В. Маковского «Ночное». Эта картина написана под впечатлением рассказа «Бежин луг».

И вы конечно же увидели параллель между этими двумя произведениями искусства. Эта картина в точности совпадает с тем отрывком, который только что прочитали.

В рассказе 5 мальчиков. Автор дает портретную характеристику каждому мальчику. Сейчас проверим, как вы внимательно читали текст. ( учитель зачитывает небольшие отрывки-описания мальчиков, дети отгадывают).

- Кто из мальчиков больше вам понравился и почему?

- А как вы думаете, кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему? Процитируйте.

В каждом мальчике есть какая-то загадка ,и автор раскрывает ее через поступки, речь, поведение…

- Дайте краткую характеристику-вывод мальчикам, что вы про них поняли, какие они.( работа в парах).

( Федя – с чувством собственного достоинства, больше слушает, чем говорит..

Павлуша – деловит и заботлив, смелый…

Илья – любознательный, боязливый, хороший рассказчик…

Костя – жалостливый. Всем сочувствует…

Ваня – любит природу: цветы, звезды…)

6. - Как коротают время мальчики у костра?

Да, мальчишки рассказывают истории. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях. Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применять к рассказам мальчиков: в журнале он назвал их «россказнями», в издании 1852 года –« преданиями»,

А позже назвал «поверьями». Современные исследователи ввели новый термин – «быличка» - рассказ о фантастических событиях, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

- В рассказе дети рассказывают 11 быличек. Рассказ какого мальчика показался вам наиболее интересным и почему?

7. А сейчас еще раз вернемся к тексту, прослушаем отрывок и ответим на вопрос : Какой мир нам открывают рассказы мальчиков? ( прослушивание со слов « я поглядел кругом…» до слов «настало опять молчание».)

Вывод: рассказы ребят открывают нам мир, который окружает ребят, таким, каким он живет в и х представлении. И то, что с ними происходит, они стремятся осмыслить, понять. Они ищут ответы на события, которые происходят с ними.

- Как вы считаете, верят ли мальчики в то, о чем рассказывают? Почему?

Вывод: Они искренне верят в былички, т.к. ежедневно сталкиваются с неожиданными и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового, лешего, таинственные голоса погибших людей, ночные звуки и крики. Крестьянские дети в то время нигде не учились, были неграмотными, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное. А затем они упорно настаивают на том, что кажется им совершеннейшим фактом.

-Чему в рассказах мальчиков вы верите? Почему?

- Что в рассказах мальчиков показалось забавным, смешным?

8. Рефлексия. Вернемся к целям и задачам, которые вы себе ставили и записали в тетрадь.

Ответили мы с вами на ваши вопросы? Обсуждение.

9. Домашнее задание: Прочитать 1 рассказ из сборника «Записки охотника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовный мир крестьянских детей" по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг"

Презентация " Духовный мир крестьянских детей "( по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг")...

Тургенев И.С. "Бежин луг". Герои рассказа. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Презентация к уроку литературы в 6 классе. И.С. Тургенев. "Бежин луг". Герои рассказа. План-характеристика героя ( портретная и речевая характеристики). Духовный мир крестьянских детей. Народные вер...

План-конспект урока "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания"

План-конспект урока на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Тургенева «Бежин лу...

Презентация к уроку "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания".Часть1

1 часть презентации к уроку на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Турген...

Презентация к уроку "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания".Часть2

2 часть презентации к уроку на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Турген...

Викторина по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (5 класс)

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”. А сейчас проверим, кто внимательно читал это стихотворение....