Фрагмент урока литературы с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Алсу Аббясовна Бахтеева

Фрагмент урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературы с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества в 5 классе

А. А. Бахтеева

МАОУ Домодедовская СОШ №1

учитель русского языка и литературы

       

       Приведенный фрагмент взят из завершающего урока литературы по теме «Волшебные сказки».

Тип проекта

По содержанию: монопредметный.

По организационной форме: групповой проект.

По времени выполнения: кратковременный.

По виду деятельности: информационный.

Этап 1. Подготовительный

Определение темы, целей проекта и конечного продукта

     - Мы с вами и закончили знакомство с волшебной  сказкой.

- Назовите мне особенности данного вида сказки. (При ответе обучающиеся называют и присущих только волшебной сказке персонажей –Баба Яга и Кощей Бессмертный).

- Какова особенность этих персонажей?

- Мы с вами видим, что эти герои во всех сказках проявляют одни и те же черты характера, их внешний облик не меняется.

- Ребята, а какие вопросы по этим образам у вас остаются открытыми? (Откуда пришли эти герои, как они выглядели, только ли в русских народных сказках присутствуют эти персонажи).

- Для того чтобы выяснить  загадочность этих героев,  проведем с вами небольшую исследовательскую работу.

 - Как бы вы сформулировали тему своей работы, исходя из вопросов, которые для вас остаются загадкой? («Загадочность образа Бабы Яги (Кощея Бессмертного)», «Таинственность происхождения Бабы Яги (Кощея Бессмертного)».

- Какую цель вы поставите перед осуществлением своей деятельности? (Раскрыть тайну происхождения образа Бабы Яги (Кощея Бессмертного).

- Какие задачи вы будете решать в ходе реализации своей деятельности?

1. Выявить основные черты персонажа, повторяющиеся во всех русских народных сказках;

2. Рассмотрев иллюстрации художников и тексты самих сказок, выявить особенности внешности данных героев;  

3. Выяснить с помощью Интернета и литературы происхождение данных персонажей;  

4. Узнать только ли в русских народных сказках присутствуют эти герои.

Цель и задачи после ответов обучающихся  раздаются в распечатанном виде.

Этап 2. Планирование.

- Для реализации нашей работы разделимся на группы.

- Каждая группа может выбрать одного из названных персонажей.

- Группы состоят из четырех человек. Исходя из поставленных задач,  распределите обязанности.

- К какими источниками мы можем с вами обратиться при написании работы? ( Интернет, учебник, книги).

- Я рекомендую вам использовать следующие источники:

  1. http://www.vsegda.tv/index.php?mod=arcticle&id=71 .
  2. http://blogs.privet.ru/community/la_shanson/101419706.
  3. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10720.
  4. http://potomy.ru/school/3034.html
  5. http://ctypa.ucoz.ru/publ/2-1-0-10
  6. Артемов В. А. Духи и существа потустороннего мира. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  7. Народные сказки / Сост., подготовка текстов и комм. Ю. Г. Круглова, Т.В.Смирнова; Глав. ред. С. И. Журавлев.- М.: Товарищество «Возрождение», 1993.
  8.  Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И.Коровин. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Литература в распечатанном виде раздаётся обучающимся.

- Ребята, в каком виде вы представите работу? (Презентация).

- Что бы вы в итоге включили в свой проект? (Учащиеся предлагают план оформления работы).

1.Тема проекта.

2.Цели и задачи.

3. Руководитель. Возраст участников.

4. План.

5. Основная часть. Исследование.

6. Заключение.

Этап 3. Реализация проекта

На этом этапе обучающиеся занимаются сбором и обработкой информации. Решают возникающие вопросы и проблемы. Корректируют планирование при (необходимости).  Оформляется документация. Этот этап реализуется во время внеурочной работы, при необходимости часть заданий выполняется дома.        

Этап 4. Презентация (представление) проекта

Обучающиеся представляют результаты проекта аудитории. Отвечают на вопросы. Интерпретируют полученные результаты.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта

Подводятся итоги. Оцениваются итоговые и промежуточные результаты. Осуществляется самоанализ работы в группах.

Проектная работа по литературе в 5 классе проводится практически после изучения каждого раздела. Данный вид деятельности нравится обучающимся, они самостоятельно ставят учебную цель, исходя из нее, выводят задачи исследования, сами предлагают состав своей группы, распределяют обязанности, самостоятельно занимаются сбором необходимой информации, оформлением работы.

Ребята умеют «учиться в общении», более того во время выполнения работы ощущается особая атмосфера в классе, рабочий настрой, направленный на получение лучшего проектного продукта.

Представляет работу обычно один ученик.  После выступления обучающиеся задают вопросы, отвечают на них, проводят самооценку деятельности, отмечают членов группы, которые отличились при выполнении работы.

        Литература

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И.Коровин. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013.

2. Нарушевич А. Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно- методическое пособие / А. Г. Нарушевич / Под редакцией Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

"Моделирование урока английского языка с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества"

Конспект урока английского языка (8 класс) с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества....

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка

В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные ...

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Статья, в которой делюсь опытом использования технологии проектной деятельности в своей работе...

Фрагмент урока с использованием технологии проектной деятельности

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить учащихся к написанию   сочинения; воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.ЗАДАЧИ УРОКА: развивать умение работать над...

«Моделирование урока с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества»

Открытый урок в 6 кл. Проектная деятельность по творчеству М.Ю.Лермонтова....