«Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Дубей Светлана Анатольевна

Урок изучения комедии Н. В Гоголя "Ревизор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет литература.

Класс 8.Учебник  В.Я.Коровиной «Литература».

Учитель русского языка и литературы высшей категории Дубей Светлана Анатольевна МБОУ «Князевская СОШ».

Тема урока: «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Дать сведения о творческой биографии писателя; устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.

Метапредметные: Смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Планировать цель своей деятельности, путь её достижения.

Личностные: Формирование гражданской позиции через осознание общественных и человеческих недостатков.

Решаемые образовательные проблемы:

Рассмотреть основные вехи в творческой биографии Н.В.Гоголя; познакомиться с историей создания комедии и дать сведения о первых постановках «Ревизора»; первичное знакомство с действующими лицами и их характеристика; определение социального конфликта; роль первого действия в определении конфликта.

Методы обучения: Аналитическая беседа, комментированное чтение

Организационный этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Улыбнитесь друг другу, будьте добрыми по отношению друг к другу.

Мотивированное самоопределение к учебной деятельности.

Учитель:

-Как вы думаете, почему на доске висит портрет  Н.В.Гоголя и расположена выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя?

Ученики:

-Будем говорить о Н.В.Гоголе.

-Запись на доске и в тетрадях темы урока: Н.В. Гоголь(1809-1852 гг).

Презентация о  Н.В.Гоголе, подготовленная учеником, краткий рассказ о писателе:

Н.В.Гоголь (1809-1852 гг) родился на Украине 20 марта (1 апреля по новому стилю) в местечке Большие Сорочинцы миргородского уезда Полтавской губернии в дворянской семье Гоголей-Яновских. Учился в Нежинской гимназии, где проявил интерес к литературе, живописи, театру. После окончания гимназии- стремление быть «полезным человечеству», мечта о карьере, о «службе государственной». Затем Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками.

Имя Гоголя стало широко известно российскому читателю после выхода в свет в 1831 году оригинального сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вскоре состоялось долгожданное для молодого писателя знакомство с Пушкиным. За первым циклом последовал второй- «Миргород»(1835г). «Угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого…»- характерная черта творчества Гоголя, которая так привленла читателей и критиков.

Учитель:

-Н.В.Гоголь с детства испытывал интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю.

-Об интересе Гоголя к истории прочитаем статью учебника.

-В чём Гоголь видел опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились её прежняя мощь и богатырство?

 Своими наблюдениями с нами поделится ученик: Современные люди, по словам Н.В.Гоголя, не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо причёска, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевно порочной. Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился её предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора, иронии, насмешки, -иногда и сатиры, оно, человеческое сердце, ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и , ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы. И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдёт, в Россию возвратится прежняя мощь. Прежнее богатырство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретёт душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещённой, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

Учитель:

-А теперь давайте вспомним произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее.

Ученик:

-«Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».

Учитель:

-К какому роду литературы относятся эти произведения?

-К эпическому роду.

Учитель:

-Какие роды литературы вы ещё знаете?

-Лирика, драма.

Учитель:

-Что выражается в лирике, в эпосе? Какие ассоциации возникают у вас со словом драма?

-Сообщения учащегося о лирике, эпосе, драме:

-В лирике выражены мысли и чувства автора ,в эпическом произведении повествуется о событиях и людях, «слышится голос автора», в драматическом произведении автор не может рассказать от своего лица биографию героя, не может описать, как выглядят герои, т.е. отсутствуют портретные описания. Не может раскрыть внутренние причины поступков героев, прямо высказать своё отношение к ним, т.е. герои драматичного произведения более «самостоятельны», они как будто бы меньше зависят от поддержки автора. Таким образом наибольшее значение имеет речевая характеристика героя. В основе развития действия пьесы- конфликт между героями, т.е.столкновение интересов.Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене. Содержание его составляют речи в форме диалога или монолога. Речь сопровождается ремарками- авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев. Их мимике и жестах.

Учитель:

-Какие же цели поставите вы для себя сегодня на уроке?

Ученики:

-Что такое комедия?

-Что такое комедия «Ревизор»?.

-Записывается тема урока: Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы.

-Делаются записи в тетрадях: литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма. Комедия- драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

-Сообщение ученика о том, как возник у Гоголя интерес к театру, драматургии, каков был актёрский опыт Гоголя.

Отец будущего писателя В.А.Гоголь- Яновский, писал комедии для домашнего театра, в них Гоголь играл вместе с родителями; сам писал пьесы для гимназического театра, рисовал декорации, выступал на сцене гимназии в Нежине. Особенно ему удавались роли старух; большим успехом он пользовался в роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».

Гоголь был театральным завсегдатаем, пересмотрел все пьесы, шедшие в столичных театрах. В поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актёры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.

Учитель:

-Придавая театру огромное значение, Гоголь назвал его кафедрой, поднявшись на которую можно многое сделать для людей. Такая «кафедра» должна быть источником добра и воспитания. Таким образом, писатель приравнял театр к школе, к университету. Школой нравов стал и «Ревизор». « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем,- говорил Н.В.Гоголь».

-Сообщение ученика об истории создания комедии «Ревизор».

-Как драматург Н.В.Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. В 30-е годы 19 века он серьёзно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи», позднее переработанные в «Женитьбу». Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С.Пушкин.

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета. Такие истории были весьма часты. Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внёс последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций было три: 1836, 1841,1842годы.

-Сообщение учащихся о первых постановках «Ревизора».

-Работа с учебниками.

-Работа над названием комедии.

Учитель: Название комедии «Ревизор». Кто такой ревизор? Что такое ревизия?

Ученик:

-Ревизор- лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица. Ревизия- обследование деятельности учреждения, организации. Должностного лица с целью проверки законности, правильности или целесообразности их действия.

 Работа над смыслом пословицы, которая стала эпитетом комедии. Работа с афишей комедии. Объяснение говорящих фамилий действующих лиц.

Учитель:

-Как вы понимаете смысл народной пословицы: На зеркало неча  пенять, коли рожа крива?

Ученик:

- Нужно смотреть правде в глаза и нужно искать корень проблем и неудач в себе, а не обвинять кого-то. Если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато.

Учитель:

-Что такое афиша?

Ученик:

-Афиша- это объявление о действующих лицах пьесы.

Учитель:

-Ребята, вы обратили внимание на говорящие фамилии? Давайте уделим немного времени этому. Далее идут характеры и костюмы, замечания для господ актёров.

-Чтение замечаний для господ актёров (по учебнику)

Учитель:

-Как вы думаете с какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев?

Ученик:

-Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть её как бы глазами автора. Необычными были и подробные «Замечания для господ актёров», которые следуют за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы.

Учитель:

-Прочитав список действующих лиц, мы обнаружили, что никакого ревизора там нет. В чём же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем? Будем разбираться по порядку.

Учитель:

-Перелистайте пьесу, определите сколько действий в ней и из скольких явлений состоит каждое действие?

Ученик:

-5 действий, в каждом от 6-до 16 явлений.

Учитель:

-Итак, о чём рассказала нам афиша до знакомства с комедией?

Ученик:

Здесь 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации- городничий и чиновники, смотритель училищ. Судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер, уездный лекарь. Полицейские чины. Городские помещики, городские дамы, купцы, мещане, слуги.

-Выразительное чтение по ролям 1 действия комедии.

Учитель:

-Около 200 лет комедия Н.В.гоголя «Ревизор» не сходит со сцены. Её ставят крупнейшие театры страны, она экранизирована не раз, издаётся миллионными тиражами.

-Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма по пьесе «Ревизор», снятого в 1953 году режиссёром Швелидзе.

-Беседа по вопросам:

Учитель:

1)Какую роль играет первая фраза комедии?

Ученик:

-Чиновники города во главе с городничим боятся ревизора, его приезд пренеприятное известие.

Учитель:

2)Что мы узнаём из письма А.И.Чмыхова?

Ученик:

-За городничим, как и за всяким водятся грешки. Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к заметанию следов.

Учитель:

3)Знакомо ли им слово совесть?

Ученик:

-Муки совести незнакомы этим людям, не ожидание справедливого возмездия , а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.

-Запись вывода в тетради: уже по первому действию пьесы можно сказать, что дела городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

-Подведение итогов: Что нового  узнали?

-Возвращение к теме урока , восстановление последовательности выполненных заданий.

Рефлексия: закончи предложения:

-Сегодня я узнал…

-Меня удивило…

-Урок дал мне для жизни…

-У меня появилось желание…

-Я бы хотел ещё раз услышать…

-Домашнее задание: образы чиновников, подготовить характеристики действующих лиц по таблице: имя чиновника, сфера городской жизни, которой он руководит, информация о положении дел в этой сфере, характеристика героя по тексту. Повторить сведения о сатире и её средствах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь.Ревизор.История создания

Ревизор.История создания...

Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания.

Первый урок в рамках изучения комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"....

"Творческая и сценическая история создания комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

В папке содержится конспект к уроку. Урок разработан с использованием ТРКМ....

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....

«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»

laquo;Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»...

Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс

Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...

Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки

laquo;Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)...