ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
статья по литературе (7 класс)

Айзятулова Альфия Аллиевна

Чтение – это  величайшее открытие. Только читая, мы можем осмыслить и переосмыслить свою жизнь, поступки других людей, задуматься о своем месте в этом мире. А семейное чтение – это еще и сближение членов семьи: каждый, кто вовлечен в этот процесс, становится то читателем, то слушателем. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lichnosti_rebyonka_cherez_semeynoe_chtenie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности ребёнка через семейное чтение.

   Семейные традиции — один из основных способов воспитания, потому что ребёнок познаёт себя и идентифицирует именно в семье. Тем сильнее потребность выработать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе,  чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя единым целым. Такие обычаи содействуют сближению членов семьи, способны поднять самооценку ребёнка, когда он осознаёт,  что дом - это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Всё это скажется на формировании личности ребёнка, будет способствовать её гармоничному развитию.

   Традиции семейных чтений в наше время, к сожалению, подменены телевидением, Интернетом. Семейное чтение способствует установлению более близких  контактов, оно является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.  Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно не растерять эту связь семьи и книги, необходимо укреплять её так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Из этого следует, что важный фактор, влияющий на развитие детского чтения в нашей стране – это, безусловно, семья.  Именно в ней формируется личность ребёнка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.

     На современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестаёт быть темой для разговора. Чтение всё больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребёнка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития детей является одной из важнейших задач социума.

     Семейное чтение как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи: формировать умение общаться с книгами, вырабатывать навыки самостоятельного раскрытия смысла произведений; обогащать словарь теоретических знаний о литературе; переходить от привычки читать к потребности в чтении; создавать духовную близость с родителями. Главная особенность семейных чтений заключается в том, что родители с помощью книги начинают по-настоящему заниматься духовным развитием собственного ребёнка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребёнка, стимулировать её, направлять его размышления – вот главная задача родителей, которой определяется их ведущая роль в организации семейных чтений. Семья в определённой степени руководит чтением детей,  здесь ребёнок получает информацию о книгах. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не уделяют времени общению с книгой. Читающий ребёнок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит своё место в жизни. Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение: книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, служит средством общения с близкими людьми, с миром.

    В век новых технологий книги останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности, потому что они обеспечивают интеллектуальное и эмоциональное формирование, способствуют социальному и образовательному развитию, влияют на социализацию личности. Необходимо предоставить детям возможность  всеми путями развивать своё чтение и помочь сформировать любовь к книгам, ведь это важная ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

Литература

  1. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  2. Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. Санкт- Петербург: Петрополис, 1996. 
  3. Тихомирова, И.И. Читать – значит творить / И.И.Тихомирова // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. –№ 5. – С.56 – 60

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...

Материал для выступления на МО, педсовете. "Роль педагога в воспитании личности ребёнка. Советы психолога по работе с учениками."

Процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение, т.к. требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт примен...

Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".

Занятие кружка "Занимательный английский"  "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...

"Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании

quot;Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании...

Восприятие музыки, как важный элемент духовно-нравственного воспитания личности ребёнка школьного возраста..

Вниманию читателей предлагается методический материал, помогающий активизировать обучающихся в  процессе восприятия музыки, т.е. учить чётко выделять элементы характеристики музыки, воспринимать ...