сценарий поэтического вечера "Весна в русской поэзии"
методическая разработка по литературе

Талина Елена Евгеньвна

Данный сценарий -второй "Круг чтения", который прошел весной этого года у нас в школе "Плесково". Это простая подборка стихотворений на тему Весны, но важно кто и как читает, я постаралась в начале сценария объяснить. как это делаем мы в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_poeticheskogo_vechera_vesna_v_poezii.docx62.48 КБ

Предварительный просмотр:

АНО «Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»

Учитель литературы Талина Е.Е. 2019г.  

Круг чтения №2

Комментарий-рекомендации: это второй «Круг чтения», который я провожу в нашей школе. Данный сценарий –  простая тематическая подборка стихотворений на одну тему. Но важно, конечно, кто и как читает.

Во- первых: определение поэтического вечера как круга выражается не только в значение нашего выбора стихотворений, но и буквально : и зрители сидят полукругом, и выступающие напротив полукругом – в итоге  получается круг единомышленников.

Во-вторых,  важно, что среди выступающих есть все, кто учится и работает в школе, а именно: начальная школа ( читали стишки-пирожки и Тютчева), и средняя школа, и, конечно, старшеклассники, но главное, что рядом с учениками на равных выступают учителя и наши выпускники -  т.е. все, кто любят поэзию.  

В-третьих, во многих случаях на «круг» выходят читать сразу несколько человек:  где-то это закономерно, например, высказывания, стишки-пирожки, но и даже одно стихотворение мы разбиваем на несколько голосов, например, стихотворение Т. Кибирова читали 5 человек, главный был учитель, два старшеклассника, два ученика 4 класса: так получилось передать как бы голоса апостолов. Но чаще читали один текст два чтеца: например, явно это просится в отрывке из романа «Евгений Онегин» и неявно в стихотворениях Ф.И. Тютчева и Саши Черного. И, конечно, последнее стихотворение было тоже разбито на голоса для того, чтобы придать ему торжественность

В-четвертых: (необязательно) легче будет зрителям, если на экране будут имена поэтов и названия стихотворений, можно добавить весенний натюрморт, но это не должно быть ярким, чтобы не отвлекать от поэзии.

И последнее: каждый чтец сам называет автора и стихотворение, но нужен один, кто будет объявлять «главы» весны.

Весна в поэзии.

Эпиграф: (2 чтеца)                                 Овесна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!( А. Блок)

Вступление: весна – это…

(4 чтеца)

«Весна – время планов и предположений».(Л.Н. Толстой)

«Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна». (М. Пришвин)

«Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни». Генрих Гейне

"Весна – единственная революция на этом свете…" (Ф. И. Тютчев)

Мир опять цветами оброс, у мира весенний вид.
И вновь встает нерешенный вопрос – о женщинах и о любви.
 В. Маяковский

Любовь не прибавляется к весне, весна – тяжёлое испытание для любви, великий ей соперник». (М. Цветаева)

 «Вы, конечно, знаете что это такое? Это весенняя лихорадка. Вот как это называется. И если уж вы подхватили ее, вам хочется – вы даже сами не знаете, чего именно, – но так хочется, что просто сердце щемит». (М. Твен)

«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче».(М. Горький)

Глава первая: весна – обновление

1.Ф. И. Тютчев (2 чтеца)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Весенние воды (2 чтеца)

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

2. Юнна Мориц

ВЕСНА

Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!

И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка
Улыбнyлась из водицы
Улыбающейся птице!

Вот и полyчается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, –
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна
По городy!

Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Весна Маевна Черешникова!

3.  В. Набоков

Я без слез не могу

     тебя видеть, весна.

     Вот стою на лугу,

     да и плачу навзрыд.

     А ты ходишь кругом,

     зеленея, шурша...

     Ах, откуда она,

     эта жгучая грусть!

     Я и сам не пойму

     только знаю одно:

     если б иволга вдруг

     зазвенела в лесу,

     если б вдруг мне в глаза

     мокрый ландыш блеснул -

     в этот миг, на лугу,

     я бы умер, весна...

Сонет

   Весенний лес мне чудится... Постой,

     прислушайся... На свой язык певучий

     переведу я тысячи созвучий,

     что плещут там под зеленью святой.

     И ты поймешь, и слух прозрачный твой

     все различи: и солнца смех летучий,

     и в небе вздох блестящей легкой тучи,

     и песню пчел над шепчущей травой.

     

M ты войдешь тропинкою пятнистой

     туда, в мой лес, и нежный и тенистый,

     где сердце есть у каждого листка,

     туда, где нет ни жалоб, ни желаний,

     где азбуке душистой ветерка

     учился я у ландыша и лани.

4. И.Бродский

Дни удлиняются. Ночи
становятся все короче.
Нужда в языке свечи
на глазах убывает,
все быстрей остывают
на заре кирпичи.

И от снега до боли
дни бескрайней, чем поле
без межи. И уже
ни к высокому слогу,
ни к пространству, ни к Богу
не прибиться душе.

И не видит предела
своим движениям тело.
Только изгородь сна
делит эти угодья
ради их плодородья.
Так приходит весна.

5. Андрей Белый

ВЕСНА

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.

Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.

Тут известку счищают ножом…
Тут стаканчики с ядом… Тут вата…
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.

Окна настежь — и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.

Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.

Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.

В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.

В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки…
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.

6. Б. Пастернак

Все нынешней весной особое.
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.

Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.

Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства.

Везде трава готова вылезти,
И улицы старинной праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега.

Все дымкой сказочной подернется,
Подобно завиткам по стенам
В боярской золоченой горнице
И на Василии блаженном.

Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье.

Весна

1

Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка,
И реплики леса окрепли.

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

2

Весна! Не отлучайтесь
Сегодня в город. Стаями
По городу, как чайки,
Льды раскричались, таючи.

Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы,-
Им, ветреницам, холодно.

По ним плывут, как спички,
Сгорая и захлебываясь,
Сады и электрички,-
Им, ветреницам, холодно.

От кружки синевы со льдом,
От пены буревестников
Вам дурно станет. Впрочем, дом
Кругом затоплен песнью.

И бросьте размышлять о тех,
Кто выехал рыбачить.
По городу гуляет грех
И ходят слезы падших.

Земля

В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.

И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори
И тянут эту канитель.

И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой.
И тех же верб сквозные прутья.
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.
Зачем же плачет даль в тумане
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.
Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера прощанья,
Пирушки наши завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

7. Саша Черный. (2 чтеца)

Весна на Крестовском

Сеть лиственниц выгнала алые точки.
Белеет в саду флигелек.
Кот томно обходит дорожки и кочки
И нюхает каждый цветок.
Так радостно бросить бумагу и книжки,
Взять весла и хлеба в кульке,
Коснуться холодной и ржавой задвижки
И плавно спуститься к реке…
Качается пристань на бледной Крестовке.
Налево — Елагинский мост.
Вдоль тусклой воды серебрятся подковки,
А небо — как тихий погост.
Черемуха пеной курчавой покрыта,
На ветках мальчишки-жулье.
Веселая прачка склонила корыто,
Поет и полощет белье.
Затекшие руки дорвались до гребли.
Уключины стонут чуть-чуть.
На веслах повисли какие-то стебли,
Мальки за кормою как ртуть…
Под мостиком гулким качается плесень.
Копыта рокочут вверху.
За сваями эхо чиновничьих песен,
А ивы — в цыплячьем пуху…
Краснеют столбы на воде возле дачки,
На ряби — цветная спираль.
Гармонь изнывает в любовной горячке,
И в каждом челне — пастораль.
Вплываю в Неву. Острова, как корона:
Волнисто-кудрявая грань…
Летят рысаки сквозь зеленое лоно,
На барках ленивая брань.
Пестреет нарядами дальняя Стрелка.
Вдоль мели — щетиной камыш.
Все шире вода, голубая тарелка,
Все глубже весенняя тишь…
Лишь катер порой пропыхтит торопливо,
Горбом залоснится волна,
Матрос — словно статуя, вымпел — как грива,
Качнешься — и вновь тишина…

О родине каждый из нас вспоминая,
В тоскующем сердце унес
Кто Волгу, кто мирные склоны Валдая,
Кто заросли ялтинских роз…
Под пеплом печали храню я ревниво
Последний счастливый мой день:
Крестовку, широкое лоно разлива
И Стрелки зеленую сень.

8

.. Ю.Левитанский

Еще апрель таился у запруд,

еще была пуста его купель,

а он не почитал уже за труд

усилья капель

складывать в капель -

в копилку,

по копеечке,

копил,

как скряга,

а потом на эту медь

себе рубаху синюю купил -

ни мне, ни вам подобной не иметь.

 

В рубахе синей,

конопат и рыж,

пустился в пляс,

как молодой цыган,

и все сосульки,

виснувшие с крыш,

запели,

как серебряный орган.

 

И тут уже поехало,

пошло,

а на вторые или третьи сутки,

в один из этих дней,

произошло

самоубийство мартовской сосульки,

которая,

отчаявшись,

упала

с карниза

и покончила с собой,

чего никто, конечно,

не заметил.

 

Апрель был юн,

он весел был и светел

и щеголял

в своей рубахе синей,

которая казалась голубой.

«Весеннего леса каприччо...»

Весеннего леса каприччо, 
капризы весеннего сна, 
и ночь за окошком, как притча, 
чья тайная суть неясна. 

Ах, странная эта задача, 
где что-то скрывается под 
из области детского плача, 
из области женских забот, 

где смутно мерещится что-то, 
страшащее нас неспроста, 
из области устного счета 
хотя бы сначала до ста, 

из области школьной цифири, 
что вскоре нам душу проест, 
и музыки, скрытой в эфире, 
и в мире, лежащем окрест. 

Ах, лучше давайте забудем, 
как тягостна та благодать. 
Давайте сегодня не будем 
на гуще кофейной гадать. 

Пусть леса таинственный абрис, 
к окну подступая чуть свет, 
нам будет нашептывать адрес, 
подсказывать верный ответ - 

давайте не слушать подсказок 
всех этих проныр и пролаз 
из тайного общества сказок, 
где сплетни плетутся про нас. 

Пусть тайною тайна пребудет. 
Пусть капля на ветке дрожит. 
И пусть себе будет, что будет, 
уж раз ему быть надлежит. 

Глава вторая: весна  - это радость

  1. Стишки-пирожки

а с неба падают снежинки

при тусклом свете фонарей

мороз узором красит окна-

 прекрасна русская весна

до весны неделя
посчитали мы
ну и где то месяц
до конца зимы

Я к празднику 8 марта

Задумал елку выносить.

Хотя ж один живу я дома-

Пускай до Пасхи постоит.

нет рыбаков поскольку хрупок

 посередине речки лёд

теперь они нас не поймают

 перекрестились караси.

ну наконец-то получилось

пробиться через белый снег

прощай мороз и здравствуй солнце

сказал подснежник и расцвёл

«ищу сезонную работу:
лишу ума, покоя, сна,
не пожалеете» и подпись
«весна»



2. В. Маяковский

Страшное у меня горе.
Вероятно –
         лишусь сна.
Вы понимаете,
            вскоре
в РСФСР
   придет весна.
Сегодня
   и завтра
       и веков испокон
шатается комната –
         солнца пропойца.
Невозможно работать.
         Определенно обеспокоен.
А ведь откровенно говоря –
       совершенно не из-за чего беспокоиться.
Если подойти серьезно –
               так-то оно так.
Солнце посветит –
       и пройдет мимо.
А вот попробуй –
       от окна оттяни кота.
А если и животное интересуется улицей,
          то мне
                    это –
                      просто необходимо.
На улицу вышел
       и встал в лени я,
не в силах…
       не сдвинуть с места тело.
Нет совершенно
              ни малейшего представления,
что ж теперь, собственно говоря, делать?!
И за шиворот
         и по носу
             каплет безбожно.
Слушаешь.
   Не смахиваешь.
              Будто стих.
Юридически –
              куда хочешь идти можно,
но фактически –
       сдвинуться
            никакой возможности.
Я, например,
        считаюсь хорошим поэтом.
Ну, скажем,
       могу
       доказать:
            «самогон – большое зло».
А что про это?
           Чем про это?
Ну нет совершенно никаких слов.
Например:
   город советские служащие искра́пили,
приветствуй весну,
       ответь салютно!
Разучились –
           нечем ответить на капли.
Ну, не могут сказать –
             ни слова.
               Абсолютно!
Стали вот так вот –
           смотрят рассеянно.
Наблюдают –
            скалывают дворники лед.
Под башмаками вода.
           Бассейны.
Сбоку брызжет.
             Сверху льет.
Надо принять какие-то меры.
Ну, не знаю что, –
       например:
                выбрать день
                              самый синий,
и чтоб на улицах
       улыбающиеся милиционеры
всем
   в этот день
       раздавали апельсины.
Если это дорого –
       можно выбрать дешевле,
                         проще.
Например:
   чтоб старики,
            безработные,
                неучащаяся детвора
в 12 часов
   ежедневно
          собирались на Советской
                       площади,
троекратно кричали б:
         ура!
                ура!
            ура!
Ведь все другие вопросы
                 более или менее ясны́.
И относительно хлеба ясно,
               и относительно мира ведь.
Но этот
           кардинальный вопрос
            относительно весны
нужно
         во что бы то ни стало
         теперь же урегулировать.

глава третья: весна – это любовь.


1. Пушкин А.С. (2 чтеца)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?

  1. В. Набоков

Верба

     Колоколов напев узорный,

     волненье мартовского дня,

     в спирту зеленом чертик черный,

     и пестрота, и толкотня,

     и ветер с влажными устами,

     и почек вербных жемчуга,

     и облака над куполами,

     как лучезарные снега,

     и красная звезда на палке,

     и писк бумажных языков,

     и гул, и лужи, как фиалки,

     в просветах острых меж лотков,

     и шепот дерзких дуновений:

     лети, признаний не таи!

     О юность, полная видений!

     О песни первые мои!  

Весна

   Взволнован мир весенним дуновеньем,

     вернулись птицы, и звенят ручьи

     бубенчиками влаги. С умиленьем

     я разбираю мелочи любви

     на пыльных полках памяти. Прохладно

     в полях, и весело в лесу, куда

     ни ступишь -- крупный ландыш. Как вода,

     дрожит лазурь -- и жалобно, и жадно

     глядит на мир. Березы у реки --

     там, на поляне, сердцем не забытой,

     столпились и так просто, деловито

     развертывают липкие листки,

     как будто это вовсе и не чудо,

     а в синеве два тонких журавля

     колеблются, и может быть, оттуда

     им кажется зеленая земля

     неспелым, мокрым яблоком...

Глава четвертая : весна - пасхальные напевы.

  1. Марина Цветаева

Пасха в апреле

Звон колокольный и яйца на блюде

Радостью душу согрели.

 Что лучезарней, скажите мне, люди,

Пасхи в апреле?

Травку ласкают лучи, догорая

, С улицы фраз отголоски…

Тихо брожу от крыльца до сарая,

Меряю доски.

В небе, как зарево, внешняя зорька,

 Волны пасхального звона…

 Вот у соседей заплакал так горько

Звук граммофона,

 Вторят ему бесконечно-уныло

Взвизги гармоники с кухни…

 Многое было, ах, многое было…

 Прошлое, рухни!

Нет, не помогут и яйца на блюде!

Поздно…

Лучи догорели…

Что безнадежней, скажите мне, люди,

Пасхи в апреле?

Москва. Пасха, 1910

В. Набоков

Мы столпились в туманной церковенке,

     вспоминали, молились и плакали,

     как нечаянно двери бесшумные

     распахнулись, и тенью лазоревой

     ты вошла, о весна милосердная!

     Разогнулись колена покорные,

     прояснились глаза углубленные...

     Что за чудо случилось отрадное!

     Заливаются птицы на клиросе,

     плещут воды живые под сводами,

     вдаль по ризам колеблются радуги,

     и не свечи мы держим, а ландыши,

     влажной зеленью веет -- не ладаном,

     и, расставя ладони лучистые,

     окруженная сумраком радостным,

     на иконе Весна улыбается.


3.
Олеся Николаева

МАРТ

    Март. Подземные колокола. Палящие жерла

    пушек, возвещающих траур. Дух заупокойных обеден.

    Словно на негативе — сам Император-освободитель: жертва

    горделивой черни. Он бел и бледен...

    О, март, март! Ты лежишь на дряхлых носилках,

    небо твое — в переменчивых двусмысленных звездах.

    И при них — душа моя, что девочка на посылках,

    мечется и вдыхает цареубийственный воздух.

    II

    Выпускающий птиц все держит их у себя до срока.

    Только и прока в поющих раскачивающихся соснах,

    да еще эта скачущая по ледяному насту сорока

    в одеждах великопостных.

    Знаешь ли, так и я, так и я в такую седмицу,

    шатаясь по снегам черным, — с каждого бока

    на любую сверкнувшую вдруг вдалеке вещицу

    округляю око.

    III

    О, март, март! Ты намеренно понижаешь высокое,

    низкое делаешь еще ниже...

    Крепости ледяные

    растворяются в мировом океане.

    Следы исчезают в месиве, дороги корчатся в жиже.

    Дырка в твоем кармане.

    И когда начинается великое таянье, половодье,

    сдвигаются с мест вековые пласты памяти,

    обнажается немощь духа:

    разночинство принимается выть на луну,

    мается простонародье,

    а у прочих — мигрень, инфлюэнца, сплин, обморок, золотуха...

    IV

    О, март, март! Некому тебя подморозить. Уже не время

    сдерживать небесные хляби,

    брать высоту с бою:

    крепкое твое воронье, сорочье семя

    зацепилось: сердце подкармливает его собою.

    Но, гоняя кровь замерзшую по земле угрюмой,

    ужасаясь всему, что она о себе скрывает,

    начинает вдруг вопить из глубин: «Царю мой!»

    И, бывает, что Царь приходит к нему, бывает!

4.Тимур Кибиров (5 чтецов)

Пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

                                                                                                             Мат.26,43 

Ах, какая ночь, какая луна,

Ах, какая в саду стоит тишина!

Еле-еле молитва слышна.


Ах, как пахнет трава, серебрится листва,

Как темна и тепла небес синева!

Ах, как странны Его слова.


Видно, притчами Он говорил опять.

Нам гипербол этих нельзя понять.

И вольно ж Ему нас пугать!


Да чего нам бояться – ведь рядом Он!..

Засыпает Петр. Ему снится сон,

Дивный сон из грядущих времен.


Витражи там сияют, орган поет,

Гордый кесарь в Каноссе смиренно ждет,

Граф Бульонский в поход идет.


Ко святому Франциску птицы летят,

И премудрость суммирует Аквинат…

Петр во сне улыбнулся. Он рад.


Иоанну не хуже видится сон -

Из полночных стран,  грядущих времен

Слышит он веселый трезвон!


Над равниной великою колокола

Весть благую несут от села до села.

Золотые горят купола.


В лапоточках стареньких Серафим

Там копает картошку, а рядом с ним

Светлый ангел парит, незрим!..


Иоаннов брат тоже сладко спит.

Он с Учителем рядом во сне сидит.

Страшный Суд Учитель творит!


Зрит Иаков воочью конец времен –

И повержен Змий, и пал Вавилон,

Род людской воскрешен и спасен!..


Ах, какие сны, как тих небосвод.

Утирает Спаситель кровавый пот.

Приближается Искариот.

Т. Кибиров.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты не жди, петушок, до утра.

Сквозь кромешную тьму

Кукарекни ему,

Пожалей ты беднягу Петра!


     Петушок, петушок,

Он совсем изнемог.

Тьма объяла земные пути.

Кукарекнуть пора,

Ибо даже Петра

Только стыд еще может спасти.

5. К. Фофанов "Под напев молитв пасхальных"

Под напев молитв пасхальных
и под звон колоколов,
к нам летит весна из дальних,
из полуденных краев.
В зеленеющем уборе 
млеют темные леса,
небо блещет точно море,
море — точно небеса.
Сосны в бархате зеленом, 
и душистая смола
по чешуйчатым колоннам
янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
я заметил, как тайком
похристосовался ландыш 
с белокрылым мотыльком.

6.Константин Бальмонт — Благовест:

Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.

Начало формы

7.Георгий Иванов  (4 чтеца)

Опять заря горит светла
Всех зорь чудесней,
Опять гудят колокола
Весенней песней…

О, Пасха красная, твой звон
Так сердцу сладок,
Несет нам разрешенье он
Всех, всех загадок!..

И утоленье скорби, бед,
Земных печалей:
Мы видим незакатный свет
Янтарных далей.

О, час, едва пропет тропарь
Христос Воскресе.
И радостью полны, как встарь,
Леса и веси.

О, час, когда чужой дарит
Лобзанья встречным,
Он наши души озарит
Сияньем, вечным.

А поутру как сладко встать
В пасхальном свете,
И радостью затрепетать
Светло, как дети.

Весна и солнце — даль светла,
Прошло ненастье.
Пасхальные колокола
Поют о счастье.

Земля и небо, водоем,
Леса и веси,
И люди — вместе все поем:
Христос Воскресе!

Финал



   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Литературно – поэтический альманах "Мир английской поэзии в переводах Маршака С.Я. и Чуковского К.И."

Цель проведения мероприятия: 1. Выявление одаренных и талантливых детей; 2. Развитие познавательных интересов учащихся; 3. Развитие навыков работы с новыми технологиями....

Сценарий проекта "Серебряный век русской поэзии и живописи"

Предлагаемый проект рассчитан на учащихся 11 класса. В результате самостоятельных исследований, направленных на выявление особенностей поэзии и живописи Серебряного века, учащиеся узнают о разнообрази...

статья "Школьный музей истории русской поэзии. (Поэтический салон)"

Статья о создании и работе школьного музея....

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Серебряный век русской поэзии" Литературное кафе

Использовала  в 10 классе с целью предварительного знакомства с поэзией Серебряного века...