Урок-семинар «Современная литература в школе. В мире детей».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акимова Екатерина Ивановна

Обязательный минимум образовательного стандарта по литературе подразумевает изучение нескольких произведений зарубежной литературы 20 века. По программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В. А.Чалмаева в списке авторов на выбор значится У. Голдинг. Можно объединить урок по новейшей русской литературе с уроком по изучению зарубежного романа, применяя метод межтекстового сопоставления и актуализируя имеющиеся знания учащихся. Для подобного урока-сравнения подходит современный роман «Дом, в котором…» Мариам Петросян и, уже ставший классическим, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга.

Это нестандартный урок-семинар, предполагающий общение учителя и учеников, размышление над проблемными вопросами, не только освоение учащимися знаний о современной литературе, но и развитие духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dom_v_kotorom.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Обязательный минимум образовательного стандарта по литературе подразумевает изучение нескольких произведений зарубежной литературы 20 века. По программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В. А.Чалмаева в списке авторов на выбор значится У. Голдинг. Мы считаем, что можно объединить урок по новейшей русской литературе с уроком по изучению зарубежного романа, применяя метод межтекстового сопоставления и актуализируя имеющиеся знания учащихся. Для подобного урока-сравнения подходит современный роман «Дом, в котором…» Мариам Петросян и, уже ставший классическим, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга.

«Дом, в котором…» сейчас активно переводится и издаётся в ряде европейских стран, его сравнивают с культовыми произведениями таких популярных авторов, как Джоан Роулинг и Донна Тарт, в то же время отмечают в произведении черты магического реализма, как в романах Салмана Рушди, и вообще преобладающее влияние англоязычной литературы – Ричарда Баха, Редьярда Киплинга, Льюиса Кэррола, Кена Кизи, Уильяма Голдинга и др. Отдельные произведения этих авторов прочно вошли в программу по литературе, учащиеся читают их с удовольствием.

Оба романа имеют фабульный план и аллегорический. С точки зрения сюжета они напоминают робинзонаду: у Голдинга герои попадают на необитаемый остров, им предстоит объединиться, выбрать главного, наладить быт, у Мариам Петросян герои уже живут в замкнутом мире, который создали сами. В романах происходит ряд событий, меняющий сложившийся уклад – мальчишки в пылу растущей безжалостности превращаются в дикарей и убийц, а в Доме происходит убийство воспитателя, перестраивается заново иерархическая система, меняются судьбы его жителей. Произведение Голдинга относится к литературе 20 века, которая развенчивает миф о невинности ребенка, «Дом, в котором…», несмотря на фантастические элементы в повествовании, тоже представляет реалистичное описание мира детей, их мотивов и поступков. Аллегорический план раскрывает серьезные вопросы: что послужило такому ожесточению характеров – замкнутое пространство или внутренний потенциал человека. Ни для кого не секрет, что художественная литература имеет большое влияние на формирование идеалов современной молодежи, учащиеся с удовольствием читают и анализируют произведения, которые им интересны. Все это способствует конструктивной работе над сопоставлением данных романов и выявлением влияния общих мотивов литературы 20 века на современную литературу.

Данный урок проводится в рамках темы 11 класса «Современная литературная ситуация: реальность и перспективы» по учебнику и рабочей программе С.А.Зинина ,В.А.Чалмаева. По данной теме в планировании выделено два урока, на первом мы предлагаем обзорно познакомиться с русской литературой последнего десятилетия, а на втором выявить взаимосвязь выбранных нами романов.

Тема: «В мире детей»

Тип урока: комбинированный (включает в себя повторение ранее изученного материала, освоение и закрепление нового материала)

Цели урока:

Предметные:

•        дать общее представление о характере зарубежной прозы 20 века, её основных темах и авторах

•        познакомить учащихся с романом Уильяма Голдинга «Повелитель мух», с личностью писателя, а также с романом «Дом, в котором…» и его автором Мариам Петросян

•        развивать умения учащихся анализировать текст художественного произведения в историко-литературном контексте и проводить межтекстовые сравнения, разбираться в мифологических аллюзиях текстов

Метапредметные:

•         совершенствовать духовно-нравственные качества личности

•        расширять культурный кругозор

Задачи урока:

– Образовательные: получение актуальных теме историко-литературных сведений; актуализация знаний и внутрипредметных связей;

– Развивающие: совершенствование навыков анализа и сопоставления разных произведений, умения формулировать собственное мнение, подбирать аргументы, ориентируясь на критическую литературу и собственный субъективный опыт.

– Воспитательные: формировать активную жизненную позицию

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности, вступительное слово учителя о жизни и творчестве У. Голдинга, его творческий вклад в мировую литературу.

Добрый день, сегодня на уроке мы с вами побываем на необитаемом острове, а также в доме, который находится на границе двух миров. Такие возможности открывает перед нами литература – классическая и современная. Для начала мы поговорим о личности писателя Уильяма Голдинга. Это английский писатель, в детстве он увлекался литературой, писал стихи в студенческую пору, которые увидели свет в сборнике поэзии молодых авторов, позже преподавал английский язык в школе. Во время второй мировой войны он служил на военном корабле, участвовал в морской десантной операции по высадке в Нормандии. Впечатления от войны оказались тем жизненным опытом, что оказал большое влияние на отношение к человеческой природе. «Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, — или слеп, или не в своем уме»[ Голдинг (Golding), Уильям // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия = Nobel Prize Winners. — М.: Прогресс, 1992.].

«Повелитель мух» - первая книга Голдинга включена в основные образовательные программы по литературе в школах и университетах Америки, Англии и других стран мира. В 1983 году писатель получил Нобелевскую премию по литературе в формулировкой: «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире»[Голдинг (Golding), Уильям // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия = Nobel Prize Winners. — М.: Прогресс, 1992.]. А в 1988 году получил рыцарский титул от королевы Великобритании. Давайте вспомним, а кто из русских авторов 20 века, изученных нами, был лауреатом премии Нобеля по литературе?

Ответы учащихся: Иван Бунин, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иосиф Бродский.

Молодцы, что запомнили. А теперь мы познакомимся поближе с этим известным романом – «Повелителем мух».

  1. Анализ жанровой особенности романа, истории его создания.

Встречались ли вам ранее в литературе произведения, в которых герой оказывался на необитаемом острове? Назовите эти произведения и их авторов. Как называются такие произведения в жанровом отношении?  Похожи ли они на «Повелителя мух»?

 Д. Дефо «Робинзон Крузо», Л. Стивенсон «Остров сокровищ». Все они относятся к поджанру робинзонады. Рассуждения учащихся над вопросом.

 Роман Голдинга является литературной пародией, он высмеивает приключенческую историю Роберта Баллантайна «Коралловый остров», написанную в 1858 году. В ней герои попадают на тропический остров вследствие кораблекрушения, где переносят все трудности с образцовой стойкостью, ведут там идеальную жизнь. Голдинг умышленно оставил даже имена героев: Ральф и Джек. Но в его романе события развиваются не так мирно. Можно сказать, что это робинзонада, герои которой не выдержали испытания. Обратите внимания на детали повествования, все, что мальчики делают на острове оборачивается плохой стороной: костер не объединяет всех, а становится объектом раздора, главные герои не могут разделить полномочия и становятся убийцей и жертвой, охота на животное, чтобы утолить голод, превращается в охоту на человека ради развлечения. Как называется жанр произведения Баллантайна, в котором описана модель идеального общества? И как тогда можно противопоставить ему роман «Повелитель мух»?

Жанр утопии/антиутопии.

Какие моменты из жизни детей у Голдинга описаны реалистично? С какими бытовыми проблемами сталкиваются герои? Приведите примеры из текста.

Ответы учащихся. Ключевые моменты из текста: детей мучает расстройство желудка от фруктов, они вынуждены поддерживать костер, строить шалаши от дождя, самые маленькие плачут по ночам от страха.

Условия существования на острове не сближают ребят, а наоборот пробуждают их звериные инстинкты, приглушенные цивилизацией и заповедями взрослых. Иронический комментарий, антиутопия, а также роман-притча – так еще характеризуют его критики. Вспомните, что такое притча?

Рассказ содержащий нравоучение в форме иносказания.

  1. Беседа по тексту произведения

Чтобы раскрыть идею притчи мы проанализируем основные символы в романе, а для этого вспомним его содержание. Как дети оказались на острове, почему выбрали Ральфа главным, когда произошел конфликт с Джеком? Какие предметы они нашли на острове, а какие сделали сами или нашли новое применение?

Учащиеся отвечают, приводят примеры из текста. Ключевые предметы: Ральф нашел ракушку, с помощью которой созывал всех детей, Хрюшины очки использовали, чтобы разжечь костер, пики дети сделали сами.

Чем отличается философия Ральфа от Джека? Кто из них сторонник цивилизованного общества, а кто представляет дикое, племенное начало? Кто из героев настаивает на обязательном соблюдении всех правил? Какие из названных предметов им принадлежат, какой несут смысл?

Ральф – сторонник создания на острове цивилизованного общества, найденная им раковина как символ демократии. Джек – неформальный лидер, ему принадлежит идея рисовать на лице маску, это символ вседозволенности, обезличивания. Хрюша – воплощение здравого смысла, у него есть очки, с помощью которых разжигают костер, символ цивилизации.

Каких правил Хрюша и Ральф настаивают придерживаться всем, и даже малышам? Зачем, по их словам, это нужно?

Поддерживать костер, жечь его только на горе, ходить в уборную на скалах, собирать воду в скорлупу. Все это нужно, чтобы быть людьми, а не зверьем. Хрюше важно мнение взрослых, что бы сказали они, увидев, как организован их быт.

Ощущают ли другие герои влияние взрослых, несмотря на их отсутствие? Какой эпизод это подтверждает? Что случается с запретами взрослых по мере развития событий?

Эпизод из текста, где Морис кидает в глаза Персивалю песком. Он испытывает чувство стыда, ведь раньше взрослые ругали его за такое поведение. Со временем запреты теряют свою силу.

Мы уже выяснили, что конфликт Ральфа и Джека происходит из-за потухшего костра. Что означает огонь для каждого из них?

Для Ральфа это самое важное, спасение с острова, ведь дым могут заметить проходящие корабли. Джек рассматривает костер только как средство для приготовления пищи.  

Почему в итоге все переходят на сторону Джека? Назовите причины этого.

Джек добывает мясо и делится им, он обещает, что охотники защитят малышей от зверя. Братья-близнецы боятся оказать ему сопротивление, поэтому тоже присоединяются к его лагерю. Учитель обязательно комментирует, что основная масса детей не в состоянии оценить ситуацию и выбрать трезво чью-то сторону, они идут за большинством. Этот вывод можно сделать из сопоставления сцены голосования (за Джека нехотя голосуют члены хора), убийства Саймона (общий танец вокруг костра напоминает «биение одного организма»), связывания Ральфа, Хрюши и близнецов (Джек говорит, что племя будет делать то, что прикажет он), погони за Ральфом (дикари прочесывают лес цепью).

Почему дети боятся зверя, как они описывают его? Есть ли зверь на самом деле?

Страх детей безоснователен, каждый видит его по-своему. На самом деле зверя нет. Комментарий учителя, что зверь – символичный образ, это воплощение звериного начала в каждом из героев, поэтому все представляют его по-разному: у Саймона это повелитель мух (зверь – его личный страх), Персиваль говорит, что зверь пришел из моря (страх перед дикой природой), малыши считают, что зверь души в темноте (страх ночных кошмаров), Ральф, что зверь сидит на горе у кострища (страх потери костра и надежды на спасение) и т.д.

К каким трагическим событиям приводит страх перед зверем?

Убийство Саймона, а после и Хрюши.

Какими чертами характера он обладал? Как к нему относятся другие персонажи?

Его считают странным, «чокнутым», он поднимается на гору, чтобы узнать о звере больше. Поэтому его можно назвать смелым. Педагог обращает внимание учащихся, что Саймон – любимый персонаж автора. Восхождение на гору проникнуто символикой познания мира. Истину так никто и не узнает, ситуация трагична: Саймон погибает из-за тайны зверя, которая словно оберегает себя.

Как оправдывает племя убийство Саймона?

Они решают, что это зверь поменял свой облик.

Саймон боялся – головы свиньи на палке, которую дети оставляют как подношение зверю. В её пасти он видит темноту, которая грозит смертью. Вокруг головы летают мухи. «Повелитель мух» переводится с древнегреческого языка как «Вельзовул», дьявол. Как и предсказывала голова Саймону, все на острове становятся жертвами страха, Голдинг развивает в этом образе свою идею, что зло – неотъемлемая часть человеческой природы, которое нужно в себе подавлять.

Теперь мы ненадолго отвлечемся от текста Голдинга и обратимся к еще одному произведению о детях. Это современный роман армянской писательницы Мариам Петросян на русской языке «Дом, в котором…». Роман был издан в 2009 году, победил в голосовании читателей “Большой книги”, получил “Студенческий Букер”, “Русскую премию” и многие другие награды в сфере фантастической литературы. «Дом, в котором…» - это территория детей, их личное государство, которое они сами создали, распределили социальные роли, группы. К уроку вы должны были ознакомиться с отдельными главами романа. Подробно мы рассмотрим образы основных героев, Дом и его противопоставление наружности, финал произведения. Для начала, поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, понравился ли вам текст, похож ли он, по вашему мнению, на роман Голдинга?

Индивидуальные ответы учащихся.

  1. Анализ романа «Дом, в котором…» и сопоставление с текстом романа «Повелитель мух»

Для начала мы определим, что общего у этих двух произведений. В обоих случаях мы сразу погружаемся в повествование, предыстория у Голдинга, как мальчики оказались на острове, становится ясна из их диалогов, а у Мариам Петросян из интермедий. Кто знает, что такое интермедия, откуда этот термин?

Термин из драматургии. Небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического представления.

Мы уже выяснили роль воспоминаний о доме в «Повелителе мух» - запреты взрослых оказывают сдерживающее влияние на поведение детей, но вскоре животное начало берет верх. А какова роль интермедий в тексте Мариам Петросян, о чём и ком они, в какой временной промежуток развиваются события в них?

Они о жизни в Доме до последнего выпуска, о противостоянии двух вожаков – Черепа и Мавра. Герои те же, но несколькими годами младше, у многих еще другие клички и характеры. Младшие тоже ведут борьбу между собой.  

Почему Волк говорит, что в Доме не может быть двух вожаков? Как изменилась после выпуска иерархическая система? Как складывались отношения воспитанников Дома друг с другом до выпуска, как после?

Волк говорит так на основании наблюдений за старшими. До выпуска все жители дома строго делились на людей Черепа и Мавра, общение между ними было запретным, как, например, отношения между Ведьмой и Черепом. Новая система подразумевала наличие одного общего вожака Дома и отдельных стай, в каждой из которой был свой вожак.

В обоих романах поднимается важный вопрос – проблема власти. Из-за неё герои совершают легкомысленные поступки, проявляют жестокость, все ведет к моральной гибели. Если у Голдинга это выражается в кровожадности дикарей, маски которых примеряют на себя дети под руководством Джека, рвущегося к власти на острове с самого начала, то как проявляется эта борьба в произведении Мариам Петросян?

Это жестокие драки между людьми Черепа и Мавра, между ребятами из Хламовника и Чумными Дохляками. Зависть Волка к Слепому тоже из-за статуса вожака Дома. В его случае, она оборачивается против него самого.

 Сколько лет героям Голдинга, а сколько жителям Дома?

Героям Голдинга 6-7 лет самым младшим, а старшим примерно 10-13, у Мариам Петросян ребятам приблизительно 15-18 лет.

Есть ли в Доме правила и законы? Как их принимают, где их можно прочитать?

Законы принимают и распространяют через стены. Стены Дома разрисованы цитатами, стихами. Есть устаревшие законы, например «закон выбора», по которому в случае переворота следует защищать своего вожака ценой своей жизни.

В первом томе романа многие события читатель видит глазами Курильщика – новенького в четвертой группе. С переходом из первой группы, стаи фазанов, для него все резко поменялось, поэтому его яркие впечатления от происходящего очень важны для понимания читателем произведения. Какие еще стаи есть в Доме? Почему Курильщика выгоняют из первой, что он сделал?

Фазаны – образцовая группа, у них все одинаковое и правильное. Курильщик неоднократно нарушает установленный порядок, последней каплей становятся его красные кроссовки, которые привлекают внимание. Кроме этого он курил, на чём был пойман Сфинксом, и получил от него такую кличку. В доме есть стаи Крыс, Птиц, Псов и четвертая.

Как он воспринимает разделение на стаи и имидж жителей Дома?

Для него это игра, которую придумали сами жители Дома, и правилам которой придерживаются.

Получается ли у него вжиться в эту игру? Какое событие становится поворотным для его отношения?

Его шокирует убийство Помпея, он не хочет принимать для себя ту реальность, в которую верят остальные.

Почему Помпей пытается организовать переворот?

Он хочет стать вожаком Дома вместо Слепого.

Напоминает ли вам их противостояние – Ральфа и Джека?

Ответы учащихся. Может быть озвучена точка зрения, что больше напоминает борьба Черепа и Мавра, так как в ходе неё тоже гибнут  посторонние люди, как у Голдинга погибли Саймон и Хрюша.

Как воспитанники Дома относятся к этому убийству?

Сфинкс жалеет Помпея еще до начала битвы, Курильщик испуган, что все зашли так далеко в этой игре, Стервятник воспринимает эту смерть как самоубийство.

В «Повелителе мух» героями движет страх, из-за чего и умирают несколько ребят. А какой страх пугает жителей Дома?

Они боятся наружности и выпуска.

Помимо этого есть и локальные страхи каждого: темноты, призраков и т.д. Со всем этим борются с помощью амулетов, талисманов, заговоров. Дом – огромный мир, в основе которого это вера в сверхъестественное его обитателей. Перечитаем вслух описание Дома на первых страницах: он занимает промежуточное положение между пустырями и новостройками, а также для воспитанников это граница между наружностью и «другой» стороной. Кто такие прыгуны и ходоки? Кто из героев к ним относится?

Это те, кто могут путешествовать между реальным миром и изнанкой. Лорд, Сфинкс, Слепой и другие.

Одна из ключевых фигур в романе - Сфинкс, его прозвище говорит само за себя. Как он относится к путешествиям между мирами? Как на него они повлияли?

Сфинкс с опасением, однажды он провел там много времени, после чего он потерял волосы и стал из Кузнечика Сфинксом. Он также считает, что путешествие на другую сторону – знак того, что Дом принял своего обитателя.

Роман Уильяма Голдинга называется «Повелитель мух» - это аллегория на темное начало в душе человека, автор делает страх полноценным героем произведения. Похож ли в этом на него в этом аспекте роман Мариам Петросян?

Да, у неё Дом – главный герой, живой организм, вокруг которого происходят события

В финале романа Мариам Петросян герои находятся в ситуации выбора. Кто из героев какое решение принимает? Кому этот выбор даётся труднее, учитывая, что Дом предлагает ему больше возможностей?

Одни уходят в наружность (Рыжий, Лэри, Конь, Курильщик, Чёрный и др.), другие уходят на изнанку Дома (Лорд, Слепой, Горбач и др.). Сфинкс принимает решение уйти в наружность, несмотря на то, что в реальности он только безрукий ребенок, а на другой стороне Дома полноценный ходок.

  1. Выводы по анализу произведений

Можно ли сделать вывод, что герои сами создали другую сторону Дома, что им удобнее и проще существовать в выдуманном мире, чем в реальном, где другие люди боятся их? Можно ли сопоставить в этом плане роман с «Повелителем мух», где дети тоже принимают более удобный и простой выбор – быть дикарями и делать все, что скажет их вожак?

Рассуждение учащихся на эту тему.

Так ли хорошо была устроена система Дома, если она привела к гибели нескольких человек, в том числе любимого детьми воспитателя Лося? Для произведений является общей одна идея – зло скрывается не только во внешнем мире, оно внутри каждого. Это признает Сфинкс, приезжая на развалины бывшего Дома: «Ты казался мне чудовищем, сожравшим моих друзей… Легче считать, что это ты желал смерти Помпея, чем что Слепому доставило удовольствие его убить. Легче думать, что ты заставил меня переделывать Лорда, чем что мне нравилось это делать…»[3 т., 431 стр.]. «Повелитель мух» называют романом-предупреждением, как произведения Рэя Брэдбери или Джорджа Оруэлла. В саморазрушении кроется уничтожение окружающего мира. В романе Мариам Петросян мы видим, как повторяются события и ошибки из выпуска в выпуск, герои уходят на новый круг жизни в Доме. Но есть и надежда на лучшее: Сфинкс забирает из прошлого маленького Слепого, чтобы научить его любви к миру, а Ральфа спасает от смерти крейсер, который видит дым и высаживает на берег взрослых.

  1. Домашнее задание

 Эссе на тему «развитие литературных традиций 20 века в современной литературе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - семинар "В мире иррациональности"

Цель данного урока – семинара  дать целостное представление по теме и способствовать  формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление их математических способностей....

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".

Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...

Современная литература в школе.

Методическая разработка по изучению современной литературы в школе....

Рабочая программа читательского клуба " В мире современной литературы"

Программа читательског клуба в рамках внеурочной деятельности  направлена  на развитие читательской грамотности подростка через изучение  современной литературы 21 века....