МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА
методическая разработка по литературе (8 класс)

На уроке, посвящённом роману "Капитанская дочка", рассматриваются важные нравственные  вопросы: что такое честь, благородство, совесть, мужество, благословение и верность слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.uroka_kap.dochka.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

    УРОК  ПО   РОМАНУ  А.С.ПУШКИНА     «КАПИТАНСКАЯ    ДОЧКА».

                               БЛАГОСЛОВЕНИЕ      ОТЦА

Цель и задачи   урока:

-показать величие души защитников  Белогорской  крепости;

-подумать   над  словами : честь, благородство, мужество, присяга, совесть ;

-учить  анализировать  поведение героев романа.

Ход урока.

Вопросы:

-Какое произведение мы читаем на уроках литературы? (Роман А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»)

-Вспомните эпиграф  к роману «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду»)

-Что такое честь? Как  вы понимаете  это понятие? (Достойные уважения качества человека: честность, милосердие, доброта, справедливость, совестливость, мужество, сила духа, бескорыстие, верность…)

-Назовите главных героев  романа. (Пётр   Гринёв, его отец  Андрей  Петрович, его матушка  Авдотья  Васильевна, дядька Петруши  Савельич, семья капитана  Миронова)

-Кто из героев романа, и при каких обстоятельствах  говорит:  «Береги честь смолоду»? (Отец Петра Гринёва говорит эти слова, когда отправляет сына в  армию)

-Давайте  прочитаем  ещё раз  этот эпизод. (Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни    ожидала   меня   скука  в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за  минуту думал я с таким восторгом, показалась мне    тяжким несчастием. Но спорить было нечего! На другой день поутру была подвезена к крыльцу  дорожная  кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними  знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову,  а  честь смолоду.»)

-Что значит слово «благословить»? (1.Перекрестить, произнося слова молитвы, напутствия. 2.Желать добра, счастья)

-Что мы знаем об отце Петра Гринёва ? (Андрей Петрович Гринёв –офицер в отставке; принимал участие      в боевых действиях.)

-Почему  он  отправляет  своего сына  не в Петербург, а в Оренбург?

Задание. Творческая работа «Благословение отца  сыну». Разделите лист на  две части. Первая часть – «Андрей Петрович Гринёв». Вторая часть-«Пётр Андреевич Гринёв». Выпишите  ключевые слова из напутствия А.П.Гринёва в первую часть работы.(Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников, от службы не отговаривайся, береги честь)

-Что значит присягнуть? (Дать  торжественное обещание соблюдать  верность)

- Каким   хочет видеть своего сына Андрей Петрович Гринёв? (Достойным офицером, который будет  верно служить отечеству )

-В романе нет ничего случайного. Давайте обратим внимание на имена главных героев. (Пётр  Гринёв назван  в честь своего деда. Это говорит об уважении Андрея Петровича к своему отцу, а также о преемственности поколений)

-Имя Андрей в переводе с греческого означает «мужественный» , а имя Пётр в переводе с греческого –«скала ,утёс, «каменная глыба». Поэтому можно сделать вывод , что  для семьи Гринёвых  самые ценные качества  характера –это мужество, стойкость ,преданность.

-Где служит Пётр Гринёв? Какие события происходят в его жизни? (Он служит в Белогорской крепости комендантом которой является  Иван Кузьмич  Миронов .В крепости  Пётр познакомился  с  Машей Мироновой , которую полюбил всей душой. У него появился  враг –Швабрин.  Наступает беспокойное время : Пугачёв нападает на крепости и жестоко расправляется с теми, кто ему не присягает.)

-Давайте посмотрим, как служит  Пётр Гринёв, выполняет ли он наказ отца. Откройте главу «Приступ». Прочитаем эпизод «Штурм крепости» («Тут Иван Кузьмич оборотился к нам, и всё внимание его устремилось   на неприятеля…Народ    повалил на площадь; нас погнали  туда же.»)

-Задание. Запишите во вторую часть нашей работы , какие качества проявил Гринёв  во время штурма крепости .(мужество, смелость,  благородство, самоотверженность)

-Таким образом, можно сказать, что Гринёв не забыл наставления отца и вёл себя достойно.

-Прочитаем сцену казни. Почему Пугачёв казнил Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьича? (Они не стали присягать Пугачёву. Он для них «самозванец и разбойник»)

- А как проявил  себя Пётр  Гринёв ? Выпишите ключевые слова во вторую часть работы.(смело, великодушно, молится о близких, раскаивается в прегрешениях, предпочёл бы лютую казнь подлому унижению)

-А теперь сделайте вывод и запишите ответ на вопрос: «Может  ли Андрей Петрович Гринёв  гордиться своим сыном? И почему?»

Домашнее задание.  Ответить  письменно  на вопрос : «Почему для  героев  романа так важно родительское благословение?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...