Выступление по теме самообразования: "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы"
материал по литературе (10 класс)

Смирнова Наталья Николаевна

Кратко представлены примеры использования исследовательской деятельности на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность20.52 КБ

Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

        

Выступление по теме самообразования:

«Организация исследовательской деятельности на уроках литературы».

Подготовила: Смирнова Н.Н.

Преподаватель русского языка и литературы

г. Тарко-Сале, 2018 г.

     ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

                           Искусство обучения заключается

                           не в умении сообщить, а в умении

                           возбуждать, будить, оживлять.

                                                    Дистервег.

      Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

     От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

      Приучать обучающихся мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Обучающимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы. С моей точки зрения, в зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

    1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п.

    2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.

    3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов XIX века в жизни и литературе».

    4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно- публицистического очерка.

    5. Метод проектов. Выполнение специально подобранных заданий, реализация проекта требует от обучающегося применения различных способов познавательной деятельности.

       Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла обучающемуся самостоятельно или с помощью преподавателя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

       Конечно, в каждой возрастной группе методика проведения исследовательских работ различна.

 Так для I-II курсов исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются преподавателем и дополняются студентами, возможен вариант коллективного творчества. Преподаватель выступает в роли консультанта.

          Я провожу такие типы уроков, как: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ).

       Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при изучении романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, можно дать задание подготовить историческую справку о Наполеоне и Кутузове, проследить, соответствуют ли реальным историческим личностям образы Наполеона и Кутузова в романе.

       Говоря о связи литературы и лингвистики, хочу заметить, что в литературе, по существу, нет такого художественного текста, в котором не было бы фактов, требующих лингвистического комментария. Любое, даже самое простое и бесхитростное по языку произведение содержит в себе нечто нам непонятное. Мелкие «подводные камешки» языковой материи попадаются даже тогда, когда произведение написано совсем недавно, нашими современниками, о наших заботах и радостях.

       Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в глубь произведения, понять его. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов. Например, работу с непонятными словами в рассказах А.П. Чехова, или работу с именами, встречающимися в рассказах, дать им толкование, проследить, соответствует ли толкование имен героев их поведению.

       Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает обучающихся к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции.

      Приобретенный опыт руководства исследовательской деятельностью в области литературы позволил выработать ее алгоритм. Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу обучающихся непосредственно с текстом. Для этого провести сначала несколько занятий творческой группы, на которых актуализировать знания студентов о методах анализа произведения, о том, как метод выбора связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить обучающимся поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить студентов это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того произведения.

      Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята, таким образом, не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

      Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов   способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призе...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...