Рабочая программа элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 11 классе
элективный курс по литературе (11 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 11 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в  11  классе составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Образовательной  программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.
  • кодификатора элементов содержания и  требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения ЕГЭ по литературе,
  • спецификации контрольно-измерительных  материалов для проведения в 2019-2020 году единого государственного экзамена по литературе,
  • демонстрационного варианта 2019 года. 
  • Учебника: Русская Литература XX века в двух частях под редакцией В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016 г.

Для изучения элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в учебном плане отводится 1 час раз в две недели, 17 часов в год.

I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В  11  КЛАССЕ

В результате изучения программы «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» обучающийся должен

знать:

- особенности подготовки к ЕГЭ по литературе;

- нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ;

- структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ  по литературе;

- образную природу словесного искусства;

- содержание  изученных  литературных  произведений;  основные  факты  жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об  отдельных периодах его развития, черты литературных  направлений и  течений;

- основные теоретико-литературные понятия.  

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с  проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни  и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать  конкретно-историческое  и  общечеловеческое  содержание  изученных литературных произведений; связывать литературную классику  со  временем  написания,  с  современностью  и  традицией;  выявлять  «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять  черты литературных  направлений  и  течений при  анализе  произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных  жанров на литературные темы.    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему  с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии.  

II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В  11  КЛАССЕ

        

1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

2. Фольклор и Древнерусская литература    

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие  клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами  фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как  страны с феодальной раздробленностью.  

3. Литература русского Просвещения XVIII века      

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и  сентиментализма в русском Просвещении.

«Памятник» как жанр и его  традиции в русской литературе.

Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как  основоположники двух направлений в русской литературе.

Д.И.Фонвизин и  русский театр. Черты классической комедии.  

4. Литература первой половины XIX века        

Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.

А.С.Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ  дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман.  Исторические произведения. Понятие «маленького человека».        

М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова.  Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.    Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы  русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое  отступление как средство художественной выразительности.

5. Литература второй половины  XIX века        

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.  

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

Идейный раскол в  журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних  людей»».

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.  

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и  новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

М.М.Бахтин  о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.  

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания  героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

Политические и  социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

6. Литература  XX века      

Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности  прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические  мотивы в произведениях писателя.

Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.        

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм  как поэтические стили.

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

А.А.Ахматова и  традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в  поэзии, характеристика времени его создания.

В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.

Традиции фольклора в поэзии  С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина.  Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.        

М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция  и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького.  Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их  отражение в произведениях писателя.        

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение  Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в  творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля,  А.Фадеева. Поиски героя времени.        

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие  утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из  «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре  «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина.  

Литература о Великой Отечественной войне       

А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный  образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.  Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева.  

Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века      

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности  народного образа.

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

I. Введение

1

2

II. Фольклор и древнерусская литература

III. Литература русского Просвещения XVIII века

1

3

IV. Литература первой половины XIX века

4

4

V. Литература второй половины XIX века

                 5

5

VI. Литература  XX века

6

6

Контрольная работа

1

ИТОГО

17

III.I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В  11  КЛАССЕ                

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

I. Введение

по плану

по факту

1

Содержание ЕГЭ по литературе.

1

06.09

II. Фольклор и древнерусская литература

III. Литература русского Просвещения XVIII века

2

Древнерусская литература и  фольклор как источник  художественных принципов  русской литературы.

Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и  сентиментализма в русском Просвещении.

1

20.09

IV. Литература первой половины XIX века

3

Романтизм как художественное направление.

Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма.  Жанры элегии и баллады. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии.

1

04.10

4

Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Реализм как художественное направление.

Роман «Евгений Онегин». Своеобразие композиции романа.

1

18.10

5

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе.

1

08.11

     6

«Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.Гоголя. Пьеса «Ревизор». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский замысел и его воплощение в поэме.

1

22.11

V. Литература второй половины XIX века

7

Творчество И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С.Тургенева.

06.12

     8

Ф.И.Тютчев и А.А.Фет.  Традиции и новаторство в поэзии.  Философская лирика. Традиции и новаторство  гражданской лирики в русской  поэзии. Образ народа в творчестве  Н.А.Некрасова. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства создания сатирических образов.

1

20.12

9

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Полифоническое звучание романа

1

10.01

10

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».  

1

24.01

11

Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

1

07.02

VI. Литература  XX века

12

Творчество А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького

21.02

13

Творчество А.А. Блока, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского, С.А. Есенина

1

06.03

14

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И.Бабеля, М.Булгакова, А.Фадеева.

1

20.03

15

Возвращенная литература: произведения Л.Андреева,             В.Набокова, А.Солженицына. Антиутопии А.Платонова и Е.Замятина.

1

03.04

16

Литература о Великой Отечественной войне. Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры.

1

17.04

17

Контрольная работа в формате ЕГЭ

1

08.05

18.

Итоговый урок

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" 9 класс

Элективный курс по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" предназначен для подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку, к прохождению государственной (итоговой) аттестации ...

рабочая программа элективного курса по математике "Математика: подготовка к ОГЭ" 9 класс

Данная рабочая программа разработана для учащихся 9 класса. Элективный курс предназаначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по математике. На элективный курс отводится 1 час в неделю по расписани...

Рабочая программа элективного курса по математике: «Математика: подготовка к ОГЭ» 8 класс

Программа  элективного курса по математике составлена  в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по матем...

Рабочая программа элективного курса по математике: «Математика: подготовка к ОГЭ» 9 класс

Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике  выпускников 9 классов. В соответствии с изменениями в структуре КИМ по математике в 2020 году, рабочая программа ...

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»...