Рабочая программа элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 11 классе
элективный курс по литературе (11 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 11 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования».
- Образовательной программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.
- кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе,
- спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2019-2020 году единого государственного экзамена по литературе,
- демонстрационного варианта 2019 года.
- Учебника: Русская Литература XX века в двух частях под редакцией В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016 г.
Для изучения элективного курса по литературе «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» в учебном плане отводится 1 час раз в две недели, 17 часов в год.
I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В 11 КЛАССЕ
В результате изучения программы «Интенсивная подготовка к ЕГЭ» обучающийся должен
знать:
- особенности подготовки к ЕГЭ по литературе;
- нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ;
- структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе;
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии.
II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В 11 КЛАССЕ
1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
2. Фольклор и Древнерусская литература
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.
Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
3. Литература русского Просвещения XVIII века
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.
Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
4. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.
А.С.Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.
А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
5. Литература второй половины XIX века
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.
А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.
Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»».
Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.
М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.
Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.
Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.
Малый жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
6. Литература XX века
Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.
А.А.Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.
А.А.Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания.
В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.
Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.
М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля, А.Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина.
Литература о Великой Отечественной войне
А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева, Б.Васильева.
Поэзия и проза 70-90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности народного образа.
Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева, Ю.Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | I. Введение | 1 |
2 | II. Фольклор и древнерусская литература III. Литература русского Просвещения XVIII века | 1 |
3 | IV. Литература первой половины XIX века | 4 |
4 | V. Литература второй половины XIX века | 5 |
5 | VI. Литература XX века | 6 |
6 | Контрольная работа | 1 |
ИТОГО | 17 |
III.I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» В 11 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | |
I. Введение | по плану | по факту | ||
1 | Содержание ЕГЭ по литературе. | 1 | 06.09 | |
II. Фольклор и древнерусская литература III. Литература русского Просвещения XVIII века | ||||
2 | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. | 1 | 20.09 | |
IV. Литература первой половины XIX века | ||||
3 | Романтизм как художественное направление. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. | 1 | 04.10 | |
4 | Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Реализм как художественное направление. Роман «Евгений Онегин». Своеобразие композиции романа. | 1 | 18.10 | |
5 | Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. | 1 | 08.11 | |
6 | «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.Гоголя. Пьеса «Ревизор». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский замысел и его воплощение в поэме. | 1 | 22.11 | |
V. Литература второй половины XIX века | ||||
7 | Творчество И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С.Тургенева. | 06.12 | ||
8 | Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н.А.Некрасова. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства создания сатирических образов. | 1 | 20.12 | |
9 | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Полифоническое звучание романа | 1 | 10.01 | |
10 | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». | 1 | 24.01 | |
11 | Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). | 1 | 07.02 | |
VI. Литература XX века | ||||
12 | Творчество А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького | 21.02 | ||
13 | Творчество А.А. Блока, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского, С.А. Есенина | 1 | 06.03 | |
14 | Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И.Бабеля, М.Булгакова, А.Фадеева. | 1 | 20.03 | |
15 | Возвращенная литература: произведения Л.Андреева, В.Набокова, А.Солженицына. Антиутопии А.Платонова и Е.Замятина. | 1 | 03.04 | |
16 | Литература о Великой Отечественной войне. Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры. | 1 | 17.04 | |
17 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 08.05 | |
18. | Итоговый урок | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" 9 класс
Элективный курс по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" предназначен для подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку, к прохождению государственной (итоговой) аттестации ...
рабочая программа элективного курса по математике "Математика: подготовка к ОГЭ" 9 класс
Данная рабочая программа разработана для учащихся 9 класса. Элективный курс предназаначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по математике. На элективный курс отводится 1 час в неделю по расписани...
Рабочая программа элективного курса по математике: «Математика: подготовка к ОГЭ» 8 класс
Программа элективного курса по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по матем...
Рабочая программа элективного курса по математике: «Математика: подготовка к ОГЭ» 9 класс
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В соответствии с изменениями в структуре КИМ по математике в 2020 году, рабочая программа ...
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»...