Урок литературы в 11 классе по теме "М. Горький. Ранние романтические произведения. Идейный смысл. Художественные особенности".
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Докукина Ирина Анатольевна

Конспект урока литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему «А.М. Горький. Ранние романтические произведения. Идейный смысл. Художественные особенности».

Цель урока:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
  2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
  3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа  таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

 Домашнее задание к уроку:

а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

б) Каковы черты романтизма в «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике» М.Горького?

Произведения для изучения и повторения:

  1. «Песнь о Соколе».
  2. «Песнь о Буревестнике».
  3. «Старуха Изергиль».

Вид урока:  получение новых знаний с этапом повторения.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Задание. Назовите основные черты романтизма как литературного направления.

ОтветРомантизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. В России достиг своего расцвета  в  20-30 годы 19 века.

- Назовите особенности романтического произведения.

Ответ.

А) Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

Герой – натура сильная, страстная, беспокойная. Он одинок, т.к. выше окружающих его людей.

Герой – человек необычный, гордый. Он может погибнуть в неравной борьбе или стать национальным героем.

Б) Действие разворачивается в необычной обстановке: или в чужой стране с экзотической природой  или в отдаленную эпоху.

Например, у Пушкина действие в поэме «Цыганы» происходит в таборе.

У Лермонтова в «Мцыри»  - на Кавказе

- Из словаря вы узнали, что есть романтизм революционный и пассивный.

- В чем особенность каждого?

Ответ.

В пассивном романтизме  - герой, смирившийся с рабской жизнью

Революционный романтизм призывает  к борьбе за свободу, против покорности и страданий.

2. Кратко перескажите легенду о Ларре.

3. Вопросы:

- В чем заключается необычность Ларры?

Ответ.

Он сын красивой девушки и гордой птицы орла.

- Какие черты проявляются в его внешности, поступках, речах?

Ответ.

Во внешности – холодность глаз, красота, гордость, себялюбие, эгоизм.

В поступках тоже не похож на других: говорил со старшинами на равных, мог совершить преступление, жесток, силён, хищен.

Разговаривал с окружающими как с рабами, ставил себя выше их.

- К чему стремился он? Как относился к людям?

Ответ.

Стремился к свободе. Хотел не зависеть ни от кого.

Он презирал людей, себя считал выше их, первым на земле. Никого больше не замечал.

- За что он был наказан?

Ответ.

За убийство женщины.

- Как он был наказан?

Ответ.

Одиночеством.

-Что осуждает автор в этой легенде?

Ответ.

Эгоизм и индивидуализм.

- В чем автор видит высшую меру наказания для человека?

Ответ.

Это одиночество. Оно страшнее смерти. Все люди от тебя отвернутся.

4. Перечитайте 1 часть, найдите описание природы. Зачитайте с выражением.

- Как описание природы помогает понять идейный смысл легенды о Ларре?

Ответ.

Природа была странно красивой, но в ней всё было так чудно и гармонично, что она как бы убеждала человека в том, что надо жить в мире и согласии с людьми.

- В чем же заключается идейный смысл?

Ответ.

Жизнь человека вне общества бессмысленна.

5. Перескажите легенду о Данко.

- Какие человеческие качества  Горький возвеличивает в этой легенде?

Ответ.

Любовь к людям, доброту, смелость, мужественность, благородство, жалость к людям, щедрость.

6. Прочитайте с выражением описание природы в 3 части.

- Как описание природы помогает раскрытию идейного содержания легенды?

Природа неспокойная, бушующая. Она хочет донести до людей ту мысль, что и человек не должен быть равнодушным к людям, а наоборот, все делать для счастья и для свободы.

- Определите, в чем заключается идейный смысл этой легенды?

Ответ.

Человек не должен жалеть себя, даже своей жизни ради счастья других людей.

Человек должен бороться за свободу и счастье.

7. Расскажите, как прожила свою жизнь старуха Изергиль?

- К чему стремилась она?

Ответ.

Она жила всю жизнь для себя, старалась получать от жизни удовольствие. Она стремилась к свободе, к яркой и красивой жизни.

- Какие черты роднят ее с Ларрой?

Ответ.

С Ларрой: стремление к независимости, жизнь для себя, эгоизм, себялюбие.

- Какие черты роднят ее с  Данко?

Ответ.

Жажда свободы, доброта, способность пожертвовать собой, умение постоять за себя.

- Почему в конце жизни мы видим ее одинокой, живущей среди чужих, похожей на тень?

Ответ.

Она прожила бесцельно свою жизнь, жила ради себя, для себя, у нее нет родных, семьи, близких.

- Почему она живет среди молодых?

Ответ.

Ей нравиться жить среди молодых. Она любуется их красотой, рассказывает им красивые легенды.

- Чем привлекает этот образ?

Ответ.

Необычностью, страстностью натуры. Это образ яркий, привлекает жаждой жизни, она любит жизнь.

- Что говорит она о жизни современных людей?

Ответ.

Они тоже любят жизнь, поэтому хоть и устали, но поют. Только в них меньше силы и огня.

8. Идейный смысл произведения.

-  Какие качества объединяют Ларру и Данко?

Ответ.

Гордость, смелость. Оба сильные и красивые.

- Определяют ли эти качества величие человека?

Ответ.

Нет.

- Что, по-вашему, определяет величие человека??

Ответ.

Отношение человека к людям. Главное, надо с уважением относиться к людям.

- В чем видит его автор?

Ответ.

Жить для людей, отдать даже жизнь за людей, если это потребуется.

Учитель.

В этом произведении Горький ставит вопрос о смысле жизни. Как отвечает он на свой вопрос, показывая нам три жизни: Данко, Ларры, Изергиль?

- Почему 3 части рассказа автор расположил в таком порядке: 1. О Ларре, 2. Об Изергиль, 3. О Данко.

Ответ.

 Смысл жизни в служении людям. Надо жить так, как прожил жизнь Данко.

Нужно быть таким, как он, уметь возглавить борьбу за свободу и счастье.

Ответ.

Композиция помогает нам выявить идейный смысл произведения: жить среди людей, помогать людям, уважать человеческое достоинство людей, ценить их.

9. Что позволяет нам утверждать, что «Старуха Изергиль» - это произведение романтическое.

Докажите это.

Ответ.

Во-первых, герои – люди исключительные, яркие натуры, страстные, ставят себя выше других, способны на преступление (Ларра) и на подвиг (Данко).

Они красивые и гордые.

Во-вторых, действие разворачивается в красивых местах:

  • на берегу моря  рассказывает старуха, пейзаж  тоже экзотический: Бессарабия, Аккерман, виноградные лозы, голубая мгла ночи, ветер, то текущий ровной волной, то рождающий сильные порывы, запах моря в воздухе, обрывки туч, обломки скал
  • в легенде о Ларре – в отдаленную эпоху, далеко за морем, в стране большой реки, где щедрая земля.
  • в легенде о Данко происходит тоже в исключительном месте – вокруг непроходимые леса и степь, кругом болота и тьма.

Учитель

Дома вы прочитали «Песнь о Соколе» и «Песнь о Буревестнике».

Подумайте, что сближает «Старуху Изергиль» с этими произведениями? 

Ответ.

Свободолюбивый пафос. Герои тоже похожи своей жаждой свободы, независимости.

- Какие из этих произведений можно назвать произведением революционного романтизма?

«Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», а из «Старухи Изергиль» - легенда о Данко. Здесь звучит призыв к борьбе за переустройство общества.

10. Какие уроки дает нам горьковская романтика?

Ответ.

Заставляет задуматься над своим характером, качествами, поступками.

Хочется тоже быть смелым, красивым, как и его герои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.

Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация  о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....

Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.

Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...