Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы
статья по литературе

Чернигова Анна Кирилловна

Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернигова Анна Кирилловна , зам директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга

Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы

Разрабатывая большую тему «Особенности изучения эпических произведений в 5- 7классах», мы столкнулись с некоторыми проблемами, одну из которых представляю на обсуждение уважаемой аудитории.

 Л.Н. Толстой замечал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». 

Анализ видов работы на уроках литературы показал, что на практике у большинства учителей преобладают две формы организации работы: фронтальная и индивидуальная. Как при этом учитывать индивидуальные способности ученика? Как правило, учитель решает эту проблему в пользу слабых. При этом потенциал сильных остаётся невостребованным.  В реальных условиях – это одна из важных проблем современного урока литературы.

Мы знаем, что большую часть времени урока занимает речь учителя, и отвечают ему те ученики, которых он успевает спросить. Большинство же детей молчат.

А ведь активная речь – речь «от себя» – очень важна и для развития мышления, и для развития надпредметных (метапредметных) умений: слушать, воспринимать, запоминать, задавать вопрос в непонятном месте. Таким образом, традиционный урок объективно лишает возможности каждого ребенка быть отличником.

Поэтому для учителя первостепеннейшей задачей в условиях перехода на новые стандарты становится разработка таких форм и методов, когда все ребята на уроке смогут реализовать себя. Здесь огромное значение имеет формирование коммуникативной компетенции на основе системно-деятельностого подхода, диктуемого временем. Многие преподаватели литературы являются сторонниками «групповой» работы на своих уроках, когда несколько творческих микрогрупп занимаются исследованием главных проблем, актуальных вопросов, поставленных в литературном произведении. Обучение проходит в организационно-деятельностном режиме с использованием различных видов деятельности: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной.

Бесспорно, что коллективно распределённая деятельность имеет свои преимущества перед «обычной» работой с классом, прежде всего, с позиции «вживания в текст», углублённого его понимания, возникающего при обсуждении различных точек зрения – текстовых интерпретаций.

Технология ситуационного анализа позволяет развивать умения учащихся, связанные с работой с работой в группе, команде, развивает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать различные точки зрения и аргументировать свою.

«Мастерская знаний» (французские мастерские), где главное - передавать способ действия, а не конкретные знания. В Результате учащиеся овладевают творческими умениями, развивается личность, способная к саморазвитии., самосовершенствованию. Мастерская- это специфический способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (5-7 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего её поисковый творческий характер.

«Чтение и письмо для развития критического мышления» (ТРКМЧП ) представляет собой единый, связный набор обучающих приёмов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и выстраивать собственное знание. Более подробно можно остановиться на этой технологии.

Приемы работы по ТРКМЧП
Приемы восприятия информации:

  • «Знаю – хочу узнать – узнал» (работа с таблицей);
  • «Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);
  • «Зигзаг» (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга).
  1. Прогнозирование:
  • «Верные – неверные утверждения» (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);
  • Прогнозирование (прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта, прогнозирование по фотографии)
  1. Работа с текстом:

«Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, а  Углубление в текст и разнообразие его интерпретаций возможно лишь тогда, когда в центре урока стоит проблемный вопрос. Это должен быть не простой, а сакральный вопрос, ответом на который является художественное произведение. Ключевым моментом познавательной деятельности детей является открытие авторского «откровения» - таких мыслей и чувств, из которых вырастает великая правда о человеке. Это настоящая «сверхзадача».

Она решается языком образов. Обычно человек (и ребёнок тоже) замкнут на системе собственных значений, возникших под влиянием жизни в современном культурном пространстве. Они для него являются способом интерпретаций событий, явлений культуры и др. Опираясь на герменевтический подход, мы погружаем ребёнка в поле значений предшествующей культурной эпохи и вместе с этим изменяем что-то в его собственных ценностях и значениях.

Необходимо отметить, что методологической основой реализации инновационного проекта школы по формированию метапредметных результатов образования является системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом возрастного развития детей и подростков.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Огромную роль в этом играет применение таких технологий как проектная, ситуационного анализа (casestudy), «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Мастерская знаний».

В своей практике, решая проблемы перехода на новые стандарты, использую следующие методические наработки.

Проект- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проектная технология позволяет создать условия деятельности, обеспечивая формирование обобщённых компетенций учащихся (информационных и познавательных).

  • том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы);
  • «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);
  • «Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали);
  • «Составление кластера» (кластер – графический систематизатор, схема, фишбоу-рыбная кость).
  • Прием «Корзина идей».
  1. Приемы, развивающие умение задавать вопросы:
  • приемы «Толстые и тонкие вопросы» (.«тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);
  • «Мозаика» (класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста).
  • Ромашка «Блума»:


- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

  1. Творческая интерпретация информации:
  • прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);
  • «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде);
  • «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников);
  • прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);
  • прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

Использование всех этих приёмов способствует развитию мыслительных навыков учащихся необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В 5-7 классах можно включать школьников в творческую деятельность, так как творческие задания привлекают к чтению. Приём «Учебный театр» можно использовать для знакомства с историко-теоретическими сведениями по предмету. Кроме того, театральная интерпретация-это приём «действенного анализа « (О. М. Кнебель) текста, позволяющий глубже проникнуть в произведение и заодно задействовать больше учащихся. К сценическо-игровым упражнениям можно отнести рассказ о первого лица героя о событиях, описанных в произведении, о самом себе, инсценировки эпизодов и т.д..

Словарь:

Синквейн- 1. Одно ключевое слово – существительное

2. Два определения, характеризующих данное слово (прилагательные, причастия)

3. Три глагола, показывающие действие

4. Четыре слова – предложение, в котором содержится идея

5. Одно слово – метафора, слово – ассоциация.

Диаманту – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых, понятия с противоположным значением.

  1. Тема (существительное)
  2. Определения (два прилагательных, причастия)
  3. Действие (три глагола)
  4. Ассоциации (четыре существительных, в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям)
  5. Действие (три глагола)

6. Определения (два прилагательных, причастия)

  1. Тема (существительное)

Следует иметь в виду, что перечисленные формы работы на уроках в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому и дидактика разнится и продолжает оставаться одной из актуальных проблем.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, №4, Апрель, 2009 с. 18-22.
  2. Е.О. Иванова. И.М. Осмоловская. Теория обучения в информационном обществе.- М.: просвещение, 2011. С.132- 145.
  3. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
  4. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  5. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
  6. Т.А. Македон. Сценическо - игровая деятельность на уроках литературы в средних классах.// Педагогический вестник.-2002.-№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе

Данная презентация содержит нормативные требования для преподавания предмета "Искусство" в образовательном учреждении. Содержит методику Шадрикова, имеется схема составления урока. В помощь преподават...

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Презентация "Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе"

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, д...

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Методика преподавания урока музыки в современной школе

Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...

Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"

Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....

Современные проблемы методики преподавания и подходы к обучению иностранным языкам.

Проблемы, препятствующие успешному овладению иностранными языками, и возможные способы их решения....