открытый урок "Границы выразимого в слове и чувстве"(по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
методическая разработка по литературе (9 класс)

Козлова Ирина Петровна

Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.

Тип урока: практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nevyrazimoe.rar377.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.

Тип урока: практикум.

Методы: словесный, проблемный, эвристический.

Приемы: беседа, практические упражнения, «чтение с остановкой», «6 шляп», «карусель», «двойной дневник», «последнее слово - за мной», «психорисунок».

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Педагогическая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ) как одна из форм организации системно-деятельностного подхода обучения..

Средства обучения: дидактический материал, изготовленный учителем:  текст произведения «Невыразимое», «бланк «двойной дневник», определения терминов из разных источников, маркеры, бумага А3, бумага А4, карандаши, текст сигнального диктанта и сигнальные карточки,  творческие задания для приема «карусель».

Материально-техническое оборудование: ПК, проектор, экран, акустические колонки, ЭОР.

Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека.

Задачи: обучающая – формировать умения выделять проблему в художественном тексте, развивающая – развивать навыки анализа, логического мышления, монологической и диалогической речи, приобщать к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, воспитательная – воспитывать духовно-нравственную личность, стремящуюся к созерцанию.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Дидактические средства

и ЭОР(ЦОР)

Вызов

Приветствует обучающихся.

Предлагает тему урока.

Отвечают на приветствие.

Настраиваются на урок.

Коммуникативные-

К1.1, К1.3, К1.5.

Регулятивные – РВС.

   

   

Предлагает  цель и задачи.

Демонстрирует  аудиозапись.

Утверждают цель и задачи урока.

Слушают аудиозапись.

Коммуникативные – К4.3,

Регулятивные – РЦ.

Познавательн. – НЕО2,

ПЛ4, ПЛ8.

(общеучебные и логические).

В.А.Жуковский. «Невыразимое.»

http://www.proshkolu.ru/club/literature8/

Предлагает словарную работу.

Выполняют задание.

Составляют свою словарную статью для понятия «элегия».

Коммуникативные –

К2.4, К4.1.

Регулятивные – Ркон, РЦ.

Познавательные –

ПЛ4, ПО8, ПП2, ПЛ7

Задание:  выделите маркером общее и на основе  определений  составьте свое

Элегия - (др.-греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

(Википедия- свободная энциклопедия)

……………

Осмысление

«Чтение с остановками».

Предлагает чтение текста  по частям.

Задает вопросы.

Отвечают устно на вопросы.

Внимательно слушают друг друга и учителя.

Задают вопросы учителю.

Коммуникативные –

К1.1, К4.3.

Регулятивные – РВС.

Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

Личностные –НЭО7,НЭО2

Текст «Невыразимое». Слайды.

 

«Двойной дневник».

Предлагает заполнить дневник.

Осуществляет проверку дневника.

Заполняют дневник.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Коммуникативные –

К1.1, К1.3, К4.1.

Регулятивные – РКор, РВС

Слова  или  фразы  из текста,

которые вас впечатлили

(согласие, протест, непонимание)

Ваш комментарий:

-что заставило записать именно эти слова (фразы)?

-какие мысли, вопросы, ассоциации они вызвали у вас?

«Карусель».

Предлагает 3 группам ответить на проблемные вопросы.

Работа с текстом:

1.Сформулируйте тему «Невыразимого».

2.Определите идею «Невыразимого».

3.Определите проблему «Невыразимого».

Отвечают письменно на проблемные вопросы в группах.

Передают листы другим группам по часовой стрелке.

Коммуникативные -

К3.2, К3.4, К4.1.

Регулятивные – РПр.

Познавательные –

ПО8, ПЛ1, ПП2.

 Бумага А3

Диктует сигнальный диктант.

 Работают индивидуально, поднимая карточки.

Обсуждают и корректируют неверные ответы.

Обсуждение ведут в корректной форме.

Самостоятельно оценивают свои ответы.

Коммуникативные

К1.5, К3.4, К4.1.

Регулятивные РВС.

Познавательные –

ПО8, ПО6, ПЛ2, ПП2

Текст сигнального  диктанта

1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии  (+)

2.Главный герой произведения – «дивная природа»  (+)

3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм  (+)

Рефлексия

«6 шляп».

Предлагает ответить на вопросы.

1.Белая шляпа (шляпа информации): изложите (по тексту) факты, которые влияют на формирование чувств.

2.Красная (эмоций): какие эмоции вы испытали при изучении элегии «Невыразимое»?

3.Черная (пессимизма): какие причины указывают на то, что необходимо изучать такие вещи.

4.Желтая (оптимизма): что «+» вынесли вы для себя , читая это произведение?

5.Зеленая (возможностей): какие произведения вы бы рекомендовали на эту тему? (подумайте  еще в свободное время)

6. Я голубую шляпу (шляпу ведущего) оставляю себе и спрошу вас:

-Чему научились?

Какие они, « границы  выразимого
в слове и чувстве»?

Отвечают устно на вопросы.

Коммуникативные –

К1.1, К4.3.

Регулятивные – РВС.

Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

Личностные –НЭО7,НЭО2

     

«Последнее слово за мной».

Предлагает  задание:

найти в тексте слова, которые объясняют, можно ли словом выразить невыразимое, или величие творца»?

Отвечают устно на вопросы.

Коммуникативные –

К1.1, К4.3.

Регулятивные – РВС.

Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

Личностные –НЭО7,НЭО2

«Психорисунок».

Предлагает задание:

нарисовать «невыразимое».

Объяснить!

Предлагает д\з:

дорисовать рисунок в цвете.

Выучить элегию «Невыразимое» наизусть \ выразительное чтение.

Выставляет отметки.

Рисуют карандашом.

Записывают д\з.

Коммуникативные –

К1.1, К4.3.

Регулятивные – РВС.

Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

Личностные –НЭО7,НЭО2

    Бумага А4.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"

Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....

Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...

Открытое мероприятие по психологии «В мире чувств».

Открытое  мероприятие  по психологии...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Материал к уроку «Пушкинские традиции в стихотворении А.А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”»

  Тернист путь Божьего избранника - поэта. Наделённый особым даром, видящий не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей её полноте, в противоречиях, он и сам подвержен внутренне...

Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)

Сценарный план урока                 Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жи...