А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». ИСТОКИ РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ СИЛ.
методическая разработка по литературе (5 класс)

План открытого урока по знаменитой сказке замечательного поэта А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок – 11.11.2015

Тема:

А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ».
ИСТОКИ
РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРЫХ
И ЗЛЫХ СИЛ.

Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Знакомство.

Введение в тему:

Нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение и покажите смайлики. (Учитель выражает свое мнение по поводу настроения детей).

У всех хорошее настроение, думаю: урок пройдет на «ура».

Показываю портреты Пушкина, его книги, далее просмотр отрывка из мультфильма  –  дети с помощью учителя формулируют  тему урока, называют цели.

Запись темы урока

В конце вы выполните небольшую самостоятельную работу, в которой отразите положительные и отрицательные черты мачехи и царевны. Эти понятия обычно связываем со словами «добро» и «зло».

Работа со словарем – словари лежат перед детьми – читают о понятиях «Добро» и «Зло».

Вопросы:

1.  С каким настроением осталась у окна царица? С помощью каких слов вы бы охарактеризовали ее состояние? ( Тоска, уныние, грусть). 

2.  С помощью каких слов подчеркивает Пушкин это настроение? Поработаем с текстом.

С. 95,0

Ответы: употреблением  глаголов: «ждет-пождет»; (очи) «разболелись, глядючи»; «не видать» (друга); «вьется» (вьюга); (снег) «валится»; (девять месяцев) «проходят»; (глаз) «не сводит»? – находим в тексте.

Ф.Г.

Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.

 Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета?

Ответы:

Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия – элемент композиции (заострить внимание)

Ф.Г.

 Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

Ответы:

 Царь – с добрым лицом, сильный,                              

Царица – красивая, милая, добрая, душевная.

Показывать иллюстрации

Ф.Г.

Вы в рассказах, когда даете характеристику образам героев, употребляете прилагательные. Многие из них являются эпитетами. А что такое эпитет? (ученики отвечают)

 Эпитет – это красочное определение, которое помогает  образно представить тот или иной предмет или явление.

Найти эпитеты в строках – с.96. 1 Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

Желанный – ожидаемый

Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь

 Работа со словарем на уроке, словари перед детьми – 2 чел. задействовать – на доске записаны эти слова.

Значит, в их семье  царил мир и покой. Между ними светлое чувство – любовь.

6. С какой  интонацией нужно  читать? Как нужно читать? – С радостью.

ЦАРИЦА-МАЧЕХА (обязателен рисунок)

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

С. 96, 2

…Молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Охарактеризуйте интонацию: какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но холодна, бездушна.

А какой у нее был друг? Зеркало. С. 96. 3

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме собственной пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

Учитель читает текст и показывает движения.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Физминутка – с зеркальцем (сама показываю, потом повтор детей)

- Слышали ли вы такие слова когда – нибудь: «Твой друг – твое отражение»  – воспит.минутка – нужно уметь выбирать друзей.

Пословица: Скажи мне,  кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.

Читаем строки – с. 97, 4

Почему же зеркальце разбито?

Оно вдруг сказало правду! Царевна «всех милее, всех румяней и белее», «тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого…» (иллюстрация царевны)

Единственное, что теперь беспокоит мачеху,– красота падчерицы. Как мачеха относится к красоте царевны – завистливость. Легко ли ей по жизни жить с этим чувством? – беседа с детьми.

 По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она вторая.

Что же замышляет царица?  С.99, 5

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Как эти строки характеризуют царицу?

Царица – злобная, коварная

На иллюстрации отражен эпизод, когда царевна ошеломлена просьбой семерых братьев. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может:

-Кто на немножно хочет превратиться в героиню – царевну (выраз.чт. детей - девочек) венец девочкам во время чтения.

С.103, 6

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, …

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

- Можно сразу попросить оценить классный коллектив.

Богатыри не обиделись  отказу царевны. Они уважают ее решение. Ведь царевна осталась верна данному слову.

- Следует обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой, царевна – бабушкой. С какой целью это сделано?

Окунемся в мир русского языка. Обратим внимание на суффиксы – ум.-ласк. Пушкин хотел показать и свое отношение, и отношение царевны к Чернавке. Ведь она действует так подло только по приказу коварной мачехи. Значит, опять мы с вами отмечаем подлость, коварство мачехи.

Вспомните эпизод, когда Чернавка подает ядовитое яблоко царевне. Она отгоняет пса.

С.104, 7

- Понаблюдайте, как часто повторяется звук «о».  

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка, постой немножко», –      Ей кричит она в окошко.

О – ой, ох и т.д.

(Чтобы создать завывающие, тревожные звуки, этим поэт настораживает читателя; хочется подсказать царевне о надвигающейся беде.)

Запись в тетради:

Ассонанс – повтор одинаковых гласных звуков для создания различных ассоциаций.

Держу яблоко в руке

ЯБЛОЧКО

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось. Царевна мертва.

Но зло восторжествовало ли?

Ответы детей о добром конце сказки.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Диагностика:

Выполнение работы на карточке.

Взаимопроверка

Рефлексия:

  1. Что нового узнали вы на уроке?
  2. Какие трудности у вас появились в процессе работы?
  3. Как вы чувствовали  себя на уроке? Какое у вас настроение сейчас? Покажите смайлики.

Домашнее задание: 

  1. Всем: выучить наизусть одно из обращений королевича Елисея.

(к солнцу, к месяцу, к ветру).

  1. Инд.: нарисовать царевну и царицу.

Добро-это то, что хорошо, 

 полезно, нужно  человеку,

с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Из школьного философского словаря.

Зло всегда имеет отрицательный смысл 

 и обозначает плохое, влекущее за собой беды, 

 страдания, горе, несчастье.

Из школьного философского словаря.

Царица

Царевна

Внешность

Высока
Стройна
Бела

Белолица
Черноброва

Молодая

Поведение, характер

Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая

Красавица-душа
Милая
Приветливая

Цветовая гамма

Черны (зависть)

Белый
Красный
Румяный

Царица

Царевна

Внешность

Поведение, характер

Цветовая гамма

Высока,белый, красный,  стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда,  ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.

Царица

Царевна

Внешность

Поведение, характер

Цветовая гамма

Высока, белый, красный,  стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда,  ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.

Желанный – ожидаемый

Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь

(по толковому словарю Ожегова-Шведовой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе

Проявлять интерес к  чтению и изучению творчества А.С.Пушкина....

Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....